Абакан-Кызыл-Абакан. Из центра Азии с любовью

Этногруппы «Хун-Хурту» и «Алаш» — вот кто своими выступлениями, по счастью случившимися и в Хакасии, заставил влюбиться в музыку земли тувинской. И потому весть о первом международном фестивале хоомея (1), что 10 августа грянул в Засаянье, легко перекроила личные и рабочие планы: «Едем, едем!..»

. ..И пела сама природа

11 августа.   После полудня Кызыл напоминал раскалённую сковородку. Сгоряча проехав по спёкшемуся городу в маршрутке (а «газели» с кондуктором, в час пик под завязку набитые пассажирами, и есть городской транспорт), мы поняли: лучше передвигаться на своих двоих. Благо что интересовавшие нас объекты — по меркам безжалостного к пешеходам мегаполиса — почти что соседи. Вот и до центра развития тувинской традиционной культуры и ремёсел, ставшего основным домом для участников фестиваля, без проблем добрались. 
К тому моменту по-фестивальному живописный народ, пережив волнения первого конкурсного дня, уже ждал отъ­езда на обряд освящения оваа (2)   хоомейжи. «Та-ак, все места заняты согласно купленным билетам...». Нескольких минут нам хватило, чтобы из множества обременённых обязанностями людей выделить самого нужного человека — директора центра Игоря Кошкендея. Он, имеющий не просто осанку руководителя, а и славу народного хоомейжи Республики Тыва, вмиг решил проблему. Улыбнулся: «Хорошо, что приехали!.. Вы поедете с Шоном».
И тот — со своей знаменитой на весь этномузыкальный мир улыбкой — уже рядом: 
— Едем на «таблетке»!
В машине подобралась интернациональная компания: кроме нас, хакасов, несколько тувинцев, китаец-учёный, русский парень, выучившийся на оператора в Москве, и американец — тот самый Шон Куирк, который, однажды влюбившись в хоомей, приехал постигать его секреты в Туву, да так и остался. Обзавёлся семьей, в которой уже пятеро детишек с тувинскими именами, звучащими, как музыка, — Шончалай, Чочагай... Что же до горлового пения, Шон освоил его так, что уже носит звание «Заслуженный артист Республики Тыва». Сейчас он — продюсер группы «Алаш», которой неустанно прокладывает путь на Запад. 
У любимца всей республики, лихо изъясняющегося по-русски и тувински, я не могла не спросить: 
Шон, так кто вы?..
— Я — тувинец американского происхождения, — разулыбался 37-летний Шон. А потом продолжил: — Я никогда не забываю свою родину, свой народ. Для человека родная земля — это мать... В 2003 году я сюда приехал, и все спрашивали: «Откуда ты?» Тогда с языками у меня было сложно, и я отвечал: «Из Чикаго». Это проще, чем объяснять, что я из города Милуоки, расположенного в 90 милях от Чикаго. Теперь, конечно, всем говорю, что я из Милуоки. А тогда... Пойду в баню — и ребята: «Откуда ты?» «Из Чикаго». Все смеются: «О, Чадан, земляк!» Чадан тогда называли тувинским Чикаго...
А к чему труднее всего здесь привыкали?
— О, к зимним холодам. Всё остальное — без проблем. Однажды, было это девять лет назад, когда мы со Светой жили в однокомнатной квартире, прихожу домой — в чулане козёл. Тёща говорит: «Забивай на балконе!» Я тогда плакал, козёл плакал. А теперь у меня рука лёгкая. И всему, без чего здесь не обойтись, научился. Воду качаю, огород поливаю, дрова колю, готовлю... А жена (она росла в семье, где не было мужчин) привыкла брать на себя мужскую работу: водит машину, строит. Из Америки, с гастролей, как-то звоню: «Света, тебе какое платье купить: розовое или фиолетовое?» А она: «Какое платье? Мне некогда — я на крыше!»
Шона можно было слушать бесконечно. Но пора выбираться из уютной «таблетки» — 45 километров пути пройдены, вот оно, место совершения обряда. Поднимаемся на взгорок, откуда открывается захватывающая дух панорама Енисея и его окрестностей. 
Все участники и гости фестиваля, вдоволь налюбовавшись пленительными видами природы, собираются у культового сооружения, увенчанного стрелой. По поверью, в начале всякого великого дела предки тувинцев пускали свои золотые стрелы в небеса, прославляя творца Тенгри, для того, чтобы им, благословлённым, сопутствовала удача. Вот и организаторы «Хоомея в центре Азии» озаботились тем, чтобы у их новорождённого фес­тиваля сложилась счастливая судьба. 
Но прежде чем шаман приступил к действу, вспомнили историю древнейшего искусства. Рассказ сопровождали голоса ушедшей эпохи — благодаря тому, что сохранились звукозаписи горлового пения Сорукту Кыргыса и Комбу Ондара, сделанные в 1934 году в Москве. А потом пришёл черёд их наследникам показать во всей красе стили тувинского горлового пения... Вместе с Игорем Кошкендеем, Бады-Доржу Ондаром и другими признанными мастерами, казалось, пела сама природа. 
А ведь именно через эхо гор, лесов, пещер, по утверждению главного шамана Тувы Лазо Монгуша, в своё время дошли до ушей людей голоса талантливых горловиков. И когда он совершал таинство обряда, тоже звучал хоомей.
...Незаметно истаяли скалы во тьме, погрузилась в сон умиротворённая степь — ей не мешал привычный ветер-хулиган. И в тот самый момент, когда уже и звёзды на небе задрожали, фестивальную братию пригласили на приём, устроенный правительством Республики Тыва. Проходил он в этнокультурном комплексе, что обосновался здесь же, в низине, живописно прикрытой скалами. 
Впрочем, природные стражники, сами исхлёстанные ветрами, не защищали от холода (И где та раскалённая сковородка, что ещё недавно жарила?). Спасли горячий чай, пледы и песни, с душой исполненные творческими силами, даже ещё и не вступавшими в конкурсный бой.

Национальное достояние

12 — 13 августа.   Центр тувинской традиционной культуры. Здесь состязались исполнители традиционного соло. Зрителей полный зал. В водоворот конкурсной борьбы их вовлекал вечно сияющий Шон Куирк (Накануне вечером он признался: «Устали мышцы лица. Но я не могу не улыбаться!»). Но на сцене он однажды стёр улыбку: «Что такое? Один-другой подходят: «Горло болит...» Тем не менее кто-то из заболевших рискнул выйти на сцену — и уже прилюдно страдал. На фоне таких мучений особенно выигрывали те, кто был в голосе. 


Например, Алаш Топчин из Республики Алтай. Он вышел, запел — и как будто утро засияло под лучами восходящего солнца. Блеяние овец, щебет весёлой птахи, лай собаки, кукование легкокрылой прорицательницы, ржание коня — и понеслось!.. Талантливая имитация звуков живой природы подарила светлые, как наступающий день, эмоции. Выступление алтайского мастера (забегая вперёд скажем, что он стал лауреатом первой премии) с восторгом приняли тувинские зрители. 
Кто-то, а они знают толк в горловом пении. Для тувинцев оно — не просто пастушье искусство, а национальное достояние. Им гордятся, ему поклоняются, о нём заботятся. И любовь к хоомею лишь усиливает их интерес к тому, что и как исполняют прежде всего народы Саяно-Алтая. Ведь алтайский кай, тувинский хоомей и хакасский хай — из одного семейства горлового пения.
Именно на объединяющее нас начало обратил моё внимание член жюри фестиваля, художественный руководитель хакасского ансамбля песни и танца «Улгер» Вячеслав Кученов, когда говорил, чем «мы различны меж собой»: 
— Хоомей — это обертонное горловое пение, разные стили, красота. А хай — эпическое повествование, само спокойствие, широкий шаг... И в Туве теперь понимают, что понятие «горловое пение» немного шире, чем хоомей. Они сами говорят: «Хорошо, что у нас разная подача горлового пения, но мы — одно семейство». На этой почве сейчас Тува, Хакасия и Алтай стараются объединиться, чтобы доказать, что именно в Сибири самые сильные традиции горлового пения.
Зачем? А затем, что заявку на включение горлового пения в список нематериального культурного наследия человечества первым подал Китай, чьи традиции, мягко говоря, не столь сильны. Россия из-за того, что не ратифицировала соответствующую конвенцию ЮНЕСКО, не могла этого сделать. Зато у неё есть право на протест. Исходя из этого, можно признать, что основанием строящейся системы доказательств как раз и стал фестиваль «Хоомей в центре Азии».
Он магнитом притянул к себе всех, кому дорого древнетюркское музыкальное искусство. В Кызыл прибыли посланцы Горной Шории, республик Алтай, Хакасия, Саха (Якутия), Башкортостана, а также Монголии и Китая (Внутренняя Монголия). Прилетели граждане Японии, США, Турции, Испании, Финляндии и Италии, взявшиеся осваивать приёмы хоомея исключительно из любви к искусству. Кто-то из них вызывал умиление, а кто-то — ещё и восхищение. Например, испанец Гуйлем Кортадо. Жгучий мачо, облачённый в тувинский национальный костюм, так аккуратно вёл своё соло, что удостоился не только одобрительных возгласов публики, но и приза жюри «за самый лучший тувинский стиль хоомея среди иностранных участников».
— Я впервые услышал тувинское горловое пение в 2011 году, — рассказывал он. — До этого увлекался современной электронной музыкой. Слушая записи в Интернете, случайно наткнулся на хоомей. Он мне показался очень интересным, и я стал самостоятельно изучать его технику — Интернет даёт такую возможность.
Выход на конкурсную сцену иностранцев, не являющихся носителями культуры кочевых народов, подтвердил, что горловое пение — по выражению Вячеслава Кученова, самый благополучно экспортируемый товар сибирского региона. И это неудивительно: всем нужен «глоток свежего воздуха», с коим можно сравнить тот же хоомей. Он способен передать все звуки природы: и плеск неспешных волн, и горное эхо, и порывы ветра, и топот несущегося табуна...
Насладиться этими звуками в дни фестиваля можно было в полной мере — тувинские исполнители, съехавшиеся в Кызыл со всей республики и из-за её пределов, поразили и числом (их набралось больше сотни!), и уменьем. 
Из множества конкурсантов особенно запомнился Ачыты Салчак. Лохматый парень из Каа-Хема буднично вышел на сцену, встал с краю и без всяких эмоций выдал великолепный сыгыт. Это один из стилей тувинского горлового пения, который неискушённых слушателей заставляет подпрыгивать на месте: «О, у певца во рту спрятан свисток!» Ничего подобного — всё дело в умении человека управлять своим голосовым аппаратом. Вот и в способностях Ачыты к рождению трелей, звенящих на приглушённом фоне основной мелодии, сомневаться не приходится. Обучен юноша — кстати, студент московского театрального вуза.
Не он один, а десятки тувинских исполнителей удивили своими талантами. Мерген Куулар из Овура, Кан-Хулер Саая из Монгун-Тайги... А что уж говорить о таких больших мастерах, как Аян-оол Сам или Евгений Сарыглар , которые щедро дарили своё искусство фестивалю. 
И на этом выразительном фоне, богатом на стили и всевозможные подстили хоомея, особенно трогательно прозвучали негромкие голоса посланцев хакасской земли. В конкурсе традиционных ансамблей, проходившем в просторном Доме народного творчества, нашу республику представлял «Айланыс». Александр Саможиков, Олег Чебодаев, Степанида Саможикова и Ирина Чугунекова представили отрывок из эпического произведения, посвящённый Иренек-хану, и старинную песню о герое, который, уходя на войну, говорил: «Если срубят дерево — останется пень, а если погибну я — останется мой сын». Во время их выступления щемило сердце. Здравствуй, грусть? Нет, здравствуй, родина моя!
Наверное, стоило ехать в Кызыл, чтобы именно там, в царстве хоомея, ещё раз понять, сколь бесценна музыка родной земли.
Об этом же мы говорили с заслуженным деятелем искусств Республики Хакасия Олегом Чебодаевым, который выступал не только в составе ансамбля, удостоенного на фестивале диплома третьей степени, но и как солист: 
— Тувинцы на высоких тонах поют. А мы поём бархатно, но пониже. Низкие регистры работают у нас, поэтому в залах, не приспособленных под нашу манеру пения, некоторые звуки тяжело было брать. Мы не можем в формате хоомея выступать.
Но кое-кто делает заимствовования у носителей хоомея.
— И это плохо для традиционной культуры. Мы её обедняем, если начинаем перенимать чужие приёмы, это ненужные копии. Надо традиции своего народа развивать, это нас делает крепче и богаче. А уподобляться другим?.. Если я начну исполнять каргыраа... А зачем?.. Зачем привносить темперамент, характер другого народа?
Нам надо учиться у наших предков. Петр Васильевич Курбижеков — высочайшего уровня исполнитель, Семён Прокопьевич Кадышев, Янгулов, Бурнаков — все они для нас вдохновляющая сила. Хай развивался в рамках эпоса. Нам, конечно, сложно поднимать этот жанр. Ведь хайджи исполняли героические сказания три ночи, семь, девять... Причём по ходу сюжет меняли. Это была всегда импровизация — слушатели решали, оставить, например, героя в живых или убить, и в зависимости от этого развивалась какая-то сюжетная линия. А как Курбижеков играл на чатхане — высший пилотаж!.. Вот этому надо учиться. И сил надо набираться у своего народа. 
Я с огромным уважением отношусь к достижениям хоомея, — подытожил Олег Чебодаев. — Но надо понимать, что от разно-образия манер горлового пения мы все только выиграем!

«Музыкой надо наслаждаться!»

14 августа.   Что касается участников форума, не являющихся носителями традиционной культуры, то они проще смотрят на мир этномузыки. Так, финн Микаэль Космос, ставший завзятым другом степей, на пресс-конференции заявил:
— Мне не важно, где родина горлового пения. Хотя очевидно, что она где-то здесь — это же культура кочевых народов. Главное — сама музыка. И ею надо наслаждаться!
Долговязый парень, унаследовавший, кстати, любовь к родному фольклору от мамы-этнопевицы, на конкурс представил электронную смесь финского с тувинским. И в номинации “Хоомей в современной интерпретации» стал лауреатом третьей степени. 
Он — лишь один из множества музыкантов, представивших свои эксперименты на сцене. Хоомей вплетали они и в рок-композиции, и в джаз... 
Самые интересные интерпретаторы, как и лучшие традиционные ансамбли и солисты, ещё раз предстали перед зрителями на гала-концерте в национальном музыкально-драматическом театре имени В. Кок-оола. И это был грандиозный праздник!
...Перед отъездом домой нам ещё раз захотелось пройтись по прекрасной набережной Енисея. Чтобы вновь полюбоваться новым обелиском «Центр Азии» и скульптурной композицией «Царская охота» знаменитого на весь мир Даши Намдакова. И вновь восхититься вольным Енисеем, который несёт свои воды, соединяя нас, соседей, и вливается в океан, соединяя, пожалуй, уже всех, кто способен слышать мелодии древней земли.

Ещё новости о событии:

Андрей Монгуш выдвинут кандидатом в депутаты Кызылского городского Хурала представителей от партии «Единая Россия» Он все время в движении: решает рабочие вопросы, встречается с делегациями из кожуунов,
18:37 09.09.2015 Единая Россия - Кызыл
Абакан-Кызыл-Абакан. Из центра Азии с любовью - ИА Тува-Онлайн
Этногруппы «Хун-Хурту» и «Алаш» — вот кто своими выступлениями, по счастью случившимися и в Хакасии, заставил влюбиться в музыку земли тувинской.
20:42 08.09.2015 ИА Тува-Онлайн - Кызыл
 
По теме
“Дорогие друзья! Поздравляю Вас с Международным днем театра! Театр обогащает нашу жизнь новыми красками, дарит эмоции, заряжает жизненной силой, заставляет трепетать сердца и сопереживать.
В концертном зале сотрудники и ветераны пенитенциарного ведомства Республики Тыва принимали поздравления в честь 145 годовщины со дня образования уголовно – исполнительной системы России.
Заместитель прокурора Республики Тыва утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении двух местных жителей, которые обвиняются в убийстве 17-летнего подростка лица группой лиц (п.
Прокуратура Республики Тыва
В декабре 2022 года в дежурную часть полиции Барун-Хемчикского района обратилась 40-летняя жительница с. Барлык с заявлением о том, что 20 ноября 2022 году неизвестные похитили у нее 6 коров.
ОМВД Республики Тыва
Минздрав Тувы и Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека г. Иркутск подписали соглашение о сотрудничестве - Министерство здравоохранения В рамках этого документа предусматривается организация оказания медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детскому населению,
Министерство здравоохранения
“Дорогие друзья! Поздравляю Вас с Международным днем театра! Театр обогащает нашу жизнь новыми красками, дарит эмоции, заряжает жизненной силой, заставляет трепетать сердца и сопереживать.
Министерство культуры