8 февраля в России ежегодно празднуют День российской науки. Дата празднования выбрана не случайно: 8 февраля 1724 года по указу Петра I была создана Академия наук.
Задолго до ее учреждения, в 1718 году, Петр I издал указ, который положил начало систематическому сбору археологического материала в государственном масштабе. Указ гласил: «…Также если кто найдет в земле или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть, или и такие, да зело велики или малы перед обыкновенными; также какие старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно — також бы приносили, за что будет довольная дача».
Петр I наказывал не переплавлять, а доставлять в сохранности археологические находки, кроме этого вести еще и их чертежи, а тех, кто приносил ценные находки, поощрять хорошим вознаграждением. Примерно в то же время выдающийся русский историк В. А. Татищев составил инструкцию по сбору археологических материалов. С тех пор прошло три столетия, и археологическая наука за все это время развивалась и делала множество великих открытий.
Об археологии принято говорить как о науке, которая изучает по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Под вещественными источниками подразумевается все, что является результатом трудовой деятельности человека. Многие предметы, которыми пользовались люди в древности, теперь находятся под толстым слоем земли. Орудия труда, украшения, оружие, клады, древние захоронения — все эти и другие вещественные источники помогают восстановить жизнь людей в далёком прошлом, о котором часто нет никаких письменных сведений. Этим и занимаются археологи.
Работа археологов делится на три этапа: полевой, камерально-лабораторный и кабинетный. Полевые исследования — это археологические разведки, в процессе которых обследуются территории на наличие археологических памятников, их поиск. В полевые исследования входят и раскопки археологических памятников с целью их изучения. Раскапывать их могут только подготовленные специалисты-археологи. Археолог, осуществляющий на какой-либо территории разведки или раскопки, должен иметь документ, удостоверяющий право вести эти исследования, своего рода лицензию. Такой документ называется Открытый лист. Претендовать на получение Открытого листа имеют право опытные археологи, имеющие большой стаж в проведении археологических исследований. Все эти процедуры закреплены в федеральном законодательстве. А люди, которые без лицензии раскапывают курганы и продают находки, нарушают закон, так как все археологические памятники в нашей стране являются национальной собственностью и находятся под защитой государства.
После раскопок памятников работа не заканчивается. Важнейшая задача — определить, к какому времени относятся найденные археологические находки. При исследовании археологи обращают внимание на форму, цвет, материал, из которого он изготовлен, и другие характеристики. Собранные в экспедициях археологические находки подвергаются обработке и исследованию в лабораториях. С помощью специальных методов изучается назначение предметов, исследуется материал, из которого они изготовлены, его структура. На этом этапе важно обладание знаниями не только в археологии, истории, но и основ других наук, как антропология, этнография, палеонтология, геология, химия, ботаника и др. Все эти знания в совокупности дают полную картину изучаемой находки.
Завершающий этап археологического исследования — кабинетная работа археолога. Это подготовка материалов к публикации, написание статей, монографий, использование археологических данных для исторических выводов.
Сегодня археологов готовят во многих университетах страны. Например, в Московском, Санкт-Петербургском, Новосибирском, Кемеровском, Томском университетах есть кафедры археологии, к которым прикреплены студенты этой специальности. Можно поступить на исторический факультет Тувинского государственного университета, закончить бакалавриат, а затем поступить в магистратуру по археологии. Для того чтобы поступить, абитуриенты сдают русский язык, историю, обществознание. Во время обучения студенты изучают кроме общеисторических такие интересные предметы, как «Введение в специальность», «Полевая археология», «Экспериментальная археология», «Керамическое производство», Техника археологического рисунка», «Музеология», «Основы консервации и реставрации археологических коллекций» и другие. Все это позволяет студентам обрести теоретические и практические знания в археологии. Для приобретения навыков работы с археологическими памятниками они каждый год ездят на практику.
Студенты исторического факультета ТувГУ закрепляли знания, полученные в ходе теоретического обучения, в археологических экспедициях Государственного Эрмитажа, Института истории материальной культуры, Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований. Благодаря археологической практике студенты усваивают профессиональные навыки археологических исследований различных уровней.
На сегодняшний день в республике археологи работают в Тувинском институте гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований — секторе археологии, в Тувинском госуниверситете — кафедре всеобщей истории и археологии, в Национальном музее РТ — отделе археологии.
Наша республика всегда привлекала особое внимание не только российских, но и иностранных археологов. Каждое лето в Туве можно заметить, как работают археологи в каком-либо районе. У нас хранится огромное количество археологических памятников разных периодов, на разгадывание тайн которых уйдет еще немало времени и сил, а для этого Туве необходимы дипломированные специалисты.
Лариса ЧАДАМБА,
зав. сектором археологии и этнографии ТИГПИ, кандидат исторических наук,
Аяна ШОЙНУУ,
научный сотрудник сектора археологии и этнографии ТИГПИ