Чечек Монгуш. Бегущая по волнам музыки

Одна из видных актрис Национального музыкально-драматического театра Чечек Монгуш поделилась с воспоминаниями детства, рассказала о том, как стала актрисой и как ей удается запомнить все свои роли.

Чечек, нам известно, что ты из театральной семьи и «выросла» нас сцене. Помнишь ли ты свое знакомство с театром?

– Сколько себя помню, всегда была в театре. Когда была маленькой, мои родители – Борис Монгуш и Елизавета Монгуш – были актерами очень продвинутого молодежного театра-студии «Кузел», созданного Алексеем Ооржаком и просуществовавшего с 1989 по 2000 годы. Нас, театральных детей, было четверо и все – дети актеров-выпускников тувинской студии Театрального института имени Бориса Щукина 1978 года: Шенне и Кулчаана    – дочери Александра Шоюна, бессменного редактора детской газеты «Сылдысчыгаш», Сюзанна – дочь главного режиссера Алексея Ооржака и я. Все жили в доме №4 по улице Калинина и были очень дружны: играли и    в театре, и дома.

В шестилетнем возрасте впервые вышла на сцену в роли маленького мальчика Артыша, спрятав длинные волосы под пилотку, в спектакле «Четкер четкизи» – «В сетях дьявола» Александра Даржая. Я скакала по сцене на веточке, служившей лошадкой, и пела тувинскую частушку – кожамык. В следующем спектакле сыграла со своими театральными подругами. Мне и Шенне было по шесть лет, а Сюзанне и Кулчаане – по восемь. В пестрых кимоно и белых носочках, с убранными, как у японок, волосами вчетвером исполняли танец с фонариками в постановке Алексея Ооржака «Журавлиные перья». С этим спектаклем участвовали в фестивалях в Москве, Улан-Удэ и в Польше. Большое впечатление на нас произвела поездка в Варшаву, где мы впервые увидели жевательные резинки и джинсы-варёнки. Первой надувать шар из жвачки научилась Кулчаана. Это произошло за кулисами во время репетиции. Для нас это была сенсация! Даже взрослые актеры радовались такому событию.

Навсегда запечатлелись в памяти игры с польскими детьми на ухоженной зеленой лужайке у гостиницы. Новоиспеченные друзья подарили нам на память никогда не виданные нами, советскими детьми, игрушки. А на московском фестивале организаторы преподнесли шикарных кукол-близняшек! Я играла с ними до конца школы: шила им разнообразные вещи и аксессуары, и всё по последнему писку моды. Мы с Шенне сидели и наперегонки вязали шубы для своих кукол. По выходным встречались и показывали друг другу наряды, которые успели нашить за неделю. Летом мы все вчетвером устраивали представления во дворе. За домом были ступеньки, ведущие к черному входу. Это была наша сцена, которую мы назвали «За дом». Все тогда были помешаны на индийских фильмах, и мы не были исключением, поэтому наши представления были отрывками из индийских фильмов. Сюзанна еще тогда была нашим режиссером. Наверно, это у нее в крови, ведь её отец - режиссер. Она распределяла роли: я – Радха, Шенне – голубоглазая красавица Мандакини, а сама Сюзанна всегда была Митхуном Чакраборти. Для роли она брала длинный белый шарф своего отца и, обмотавшись им, входила в образ. Мне она велела плакать, а сама в это время мастерски справлялась с воображаемым преступником со словами: «Я тебе покажу, что значит обижать мою сестру!». Сюзанна всегда была для нас авторитетом и защищала нас от нападок соседских девчонок. Оглядываясь назад, я могу сказать: «У меня было шикарное детство!» 

  –    А с выбором актерской профессии ты сразу определилась?

- Не сразу. После нашего успешного дебюта в «Журавлиных перьях» нас пригласили на интервью в прямом телеэфире. На вопрос корреспондента, кем я хочу стать, когда вырасту, я ответила, что хочу стать начальником. После этого эфира все взрослые актеры в театре спрашивали у меня, смеясь: «Чечеко, когда ты станешь начальником?». Некоторые поныне в шутку спрашивают. Родители мне говорили, что, пятилетней девочкой я однажды по телевизору увидела фортепианный концерт. После этого я с таким упоением начала играть на батарее, вообразив, что это пианино, что родителям ничего другого не оставалось, как отдать меня в класс фортепиано в Республиканскую школу искусств, где выяснилось, что у меня хорошие данные. Через год дома появилось фортепиано, и я допоздна старательно разучивала произведения великих композиторов – Баха, Бетховена, Шопена, Чайковского. Педагог Лариса Эрес-ооловна Маадыр регулярно водила меня на консультации к сильному преподавателю и концертмейстеру Кызылского училища искусств Раитиной Наталье Михайловне, которая с детства курировала надо мной и пророчила мне карьеру пианистки.

Учителя по алгебре и геометрии говорили, что у меня замечательные способности к математике и мне непременно надо поступать в банковскую школу. В девяностых годах все стремились стать финансистами и юристами, поэтому и я не прочь была вступить в их ряды. Упивалась решением задач, получая искреннее наслаждение от того, как цифры послушно выстраивались в упорядоченные последовательности, и даже расстраивалась, когда решение подходило к концу. В то же время видела себя в будущем врачом. И одновременно не хотела бросать навсегда музыку. После окончания школы искусств, продолжила учебу в третьей школе Кызыла. Узнав об этом, после первой четверти к нам домой пришла Наталья Михайловна и серьезно разговаривала с родителями. Помню, как она возмущалась: «Какая банковская школа? У нее талант! Ей нужно в консерваторию! Не зря же она столько лет училась в школе искусств!» После этого визита я стала студенткой первого курса Кызылского училища искусств имени Алексея Чыргал-оола. Все шло хорошо, преподаватели меня хвалили, Раитина радовалась моим успехам. 

И вдруг зимой на втором курсе родители сообщают мне: «Летом приедут педагоги из Санкт-Петербурга и будут набирать актерский курс. Может быть, тебе стоит попробовать?». Я уперлась: «Нет. Как же я брошу училище? Как же консерватория?» Мама с папой никогда не навязывали мне свою волю. Просто мечтали вслух: «Как будет хорошо, если наша дочка поедет учиться в Санкт-Петербург и станет актрисой!». В итоге сама даже не заметила, как загорелась мыслью стать актрисой и летом 1999 года пошла на экзамены и с легкостью поступила в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства в мастерскую Владимира Норенко. Со мной поступили и Сюзанна с Шенне – подруги детства. Сегодня я с Шенне Шоюн актрисы Национального музыкально-драматического театра имени Виктора Кок-оола. А Сюзанна – наш режиссер. После академии она  с отличием  окончила  Арктический государственный институт искусств и культуры по специальности «режиссура».Кулчаана, с детства менее склонная к нашим театральным представлениям, и больше тянувшаяся к рисованию и шитью, окончила Новосибирский технологический университет дизайна и технологии по специальности «художник-модельер» и тоже работает с нами в театре, занимая должность художника по костюмам.

  - Над какой ролью сейчас работаешь?

– Репетирую роль Албанчы, сестры Тока, в спектакле «Тос чадырдан унгеш» – «Выйдя из берестяного чума» режиссера Алексея Ооржака, посвященном столетию единения России и Тувы. Сегодня работаю над ролью козленка Болтушки из новогодней сказки «Волк и семеро козлят» в постановке Сюзанны. Там у меня есть такие слова: «Говорю, что много вру, а я правду говорю…» Прямо как в жизни! Многие считают меня фантазеркой, когда говорю правду. Параллельно работаю над ролью Снегурочки. На первый взгляд, кажется, что это легко, а на самом деле, играть в детских новогодних утренниках по три раза в день тяжело, нужно тратить очень много энергии. Детям ведь нужно отдаваться полностью. Снегурочка должна излучать радость и доброту. Вечером, как правило, не остается никаких сил на собственного ребенка.

- Как тебе удается в жизни совмещать роли матери и актрисы?

– Иногда меня грызут угрызения совести, из-за того, что я мало времени уделяю своей шестилетней дочери Алисе. Она у меня замечательная! Очень способная! Хочет одновременно заниматься всем: и балетом, и вокалом, и фортепиано. Пробовала сама преподавать ей фортепиано, но у меня ничего не получилось. Даже засомневалась в ее способностях. Оказалось, что нужно вести уроки по специальной методике. Поэтому решила довериться профессионалам и отдать дочь в школу искусств. Театр Алисе тоже не чужд. Сейчас она репетирует    вместе с профессиональными актерами нашего театра в спектакле «Тос чадырдан унгеш». Ей досталась роль дочери богатого феодала Даш-Чалана. 

Чечек, не могу не задать вопрос, который интересует многих рядовых зрителей: как ты умудряешься держать в голове столько ролей?

– Безусловно, чтобы быть актером, нужно обладать хорошей памятью. Без этого никак. Когда работаю над ролью, текст как программа закладывается в мозг. На всякий случай все тексты фиксирую в тетрадях. Дома у меня есть святая святых – это полка с общими и тонкими тетрадями, где записаны все-все мои роли. Могу десять лет не играть роль, но в нужный момент, стоит лишь взглянуть в заветную тетрадку с ролью и все слова сами всплывают в памяти. Так было с ролью Агафьи Тихоновны из нашего дипломного    спектакля «Женитьба» по Гоголю. Спустя десять лет пришлось снова сыграть эту роль к юбилею выпуска нашего курса.

А сколько времени обычно требуется, чтобы выучить роль?

– По-разному. Это зависит от желания. Если роль мне близка, я могу выучить все за один вечер. Так было, например, с ролью Антигоны. Роль Джульетты мне была безумно интересна! Несмотря на очень труднопроизносимый замечательный литературный тувинский текст Сергея Пюрбю, буквально по буквам учила слова, порой даже не понимая значения слов. Хорошо, что мне помогали старшие актеры в нашем коллективе.

Бывало ли так, что ты забывала текст на сцене?  

– Да, но, слава Богу, только во сне. Для актера самый страшный ночной кошмар – это забыть слова.

Есть мнение, что театральная закулисная жизнь – это скандалы, интриги, зависть. Миф это или реальность?

– В театре такой же коллектив, как и везде. Мы не строим специальных козней, чтобы отобрать у кого-то роль или выжить человека из коллектива из зависти. Не стану скрывать, что временами возникают какие-то склочные ситуации. Когда делюсь такими случаями со своим друзьям не из сферы культуры – врачами, экономистами и юристами, они говорят мне: «Ты не поверишь, но у нас то же самое!». И такого еще могут сказать, что мы актеры становимся чуть ли не ангелами рядом с ними. Так что, все эти разговоры о закулисной жизни – это миф.

- Кто твои любимые актеры?

– Обожаю Чулпан Хаматову! Красивая, добрая и безумно талантливая! В прошлом году видела в Москве спектакль «Фрекен Жюли» с Чулпан Хаматовой и Андреем Мироновым в главных ролях, который потряс меня тем, что там все было по-настоящему: эмоции, страсти, и даже кухня, где кухарка на глазах у зрителей готовила курицу по-настоящему. Люблю Одри Хепберн. Божественно красивая, излучающая доброту и нежность, она для меня является иконой стиля. Любимый актеры – Сергей Безруков и Хью Грант.

- Как тебе удается сохранять хорошую физическую форму?

- Никогда не ограничиваю себя в еде и не считаю калории, белки, жиры и углеводы. Стараюсь питаться правильно и культа из еды не делаю. Контролирую свой вес и регулярно взвешиваюсь. Как любой живой человек, иногда набираю один-два килограмма. Это для меня сигнал: «Нужно больше работать, больше двигаться!». Не могу позволить себе растолстеть, так как я могу не влезть в костюмы, сшитые театром специально для меня. Если каждый актер будет толстеть и худеть, когда ему вздумается, театр просто разорится на костюмах. Поддерживать себя в хорошей форме мне также помогает фитнес под руководством Жанны Сарыглар – солистки ансамбля «Саяны». Очень нравится, как она ведет занятия, на которых заряжаюсь положительной энергией.   

Как ухаживаешь за своей внешностью, и какую косметику предпочитаешь?

–Самый главный секрет красоты и молодости – это хороший полноценный сон. К сожалению, в будни не всегда получается выспаться, поэтому по выходным стараюсь отсыпаться вволю. Если нет дел в городе, могу даже двенадцать-четырнадцать часов спать! При выборе косметики всегда советуюсь со своим косметологом. Она мне советует марку косметики. Средства по уходу в основном беру в аптеке или заказываю. 

Чечек, ты – стильная девушка. Есть ли у тебя свой дизайнер или стилист?

–  Спасибо за комплимент. Концертные костюмы шьют швеи нашего театра по эскизам наших художников. А в жизни я сама себе дизайнер и стилист. Раньше любила шить вещи для себя, сейчас из-за нехватки времени, заказываю в швейных ателье по своим эскизам. Так же приобретаю одежду во время поездок, а кое-что нахожу здесь, в Кызыле. Обожаю шоппинг! Могу часами бродить в одиночестве по магазинам!

Есть мнение о том, что актеры как дети – капризные и своенравные. Насколько это верно?

– Все зависит от воспитания. Если человек хорошо воспитан, он сумеет сдержать свои эмоции, и не оскорбит другого человека. Не спорю с тем, что у актеров бывают истерики. Наверно, это происходит от того, что приходится копить в себе очень много энергии и иногда она вырывается наружу в виде истерик и слез. Но мы сразу же успокаиваемся и дальше живем, улыбаемся и радуемся жизни. Так что, если актер на вас накричал, не сердитесь на него, а постарайтесь понять и простить  (смеется).

Как ты побеждаешь депрессию?

–  Играю на любимом инструменте и исключительно только классику. Прогнать боль и разочарование мне помогает патетическая соната №8 Бетховена. Слушаю эти божественные звуки, и вся депрессия словно потихоньку растворяется в этой светлой музыке. Ощущаю себя бегущей по волнам музыки.

- Какие качества ценишь в людях?

– Честность и искренность. Увы, встречаются на пути люди-хамелеоны, заставляющие убеждаться в верности высказывания Шекспира «Вся жизнь – театр». Зачем играть в жизни? Они же не актеры! Даже актерам, зачем играть в жизни? Ведь мы достаточно играем на сцене! Поэтому, люди, будьте искренними и честными! И половины ошибок в нашей жизни не будет совершено из-за того, что мы не будем введены в заблуждение.

Чего не хватает для полного счастья?

– На сегодняшний день, тьфу-тьфу, все нормально. У меня есть родные, семья, любимая работа… Мне очень не хватает отца. Его не стало в 2002 году. Каждый день по любому поводу – и в радости и в невзгодах – вспоминаю о нем. Что бы он сказал, как бы он поступил? Всегда мысленно беседую с ним.

Какой ты видишь себя через десять лет?

– У меня будет больше детей. Свое дело параллельно со своей любимой работой. Много сыгранных ролей в театре и в кино. В моей копилке есть хороший моноспектакль. Живу, конечно же, в Кызыле. Очень люблю наш город и не представляю свою жизнь в другом месте.

- Если бы ты поймала Золотую рыбку и она согласилась исполнить только одно твое желание, что бы ты загадала?

- Попрошу, чтобы у всех детей-сирот, живущих в детских домах, приютах, интернатах, все было хорошо: чтобы у всех были любящие и заботливые родители.

Чечек Монгуш   – актриса Национального музыкально-драматического театра имени Виктора Кок-оола. По знаку зодиака – водолей. В 2003 году окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства    (мастерская В. Норенко) по специальности «актер драмы и кино». Главные роли в театре: Джульетта из «Ромео и Джульетты», Агафья Тихоновна из «Женитьбы», Вышневская и Юленька из «Доходного места», Подруга из «Люби меня, люби!», Албанчы в "Человеке из чума, Кан-кыс в легенде "Кан-кыс".

Блиц-опрос:

Любимый цвет?

– Красный.

Любимое блюдо?

– Плов мужа.

Детская мечта?

– Увидеть живого Митхуна Чакраборти.

  Что читаешь в данный момент?

– Новостные статьи в интернете.

Без чего не представляешь своей жизни?

– Без семьи и родных.

Какое место на Земле хотели бы непременно посетить?

– Индию.

 
По теме
“Дорогие друзья! Поздравляю Вас с Международным днем театра! Театр обогащает нашу жизнь новыми красками, дарит эмоции, заряжает жизненной силой, заставляет трепетать сердца и сопереживать.
В концертном зале сотрудники и ветераны пенитенциарного ведомства Республики Тыва принимали поздравления в честь 145 годовщины со дня образования уголовно – исполнительной системы России.
В Туве подросток получил электротравму на площадке трансформатора - Сетевое издание В центре Азии О происшествии сообщает прокуратура города Кызыла. 28 марта на территории неогороженного трансформатора по улице  Магистральная города Кызыла подросток получил электротравму.
Сетевое издание В центре Азии
В Республике Тыва устанавливаются обстоятельства получения несовершеннолетним электротравмы - Следственный комитет Фото СУ СК России по Республике Тыва Вчера в правоохранительные органы города Кызыла Республики Тыва поступило сообщение о доставлении в медицинское учреждение 14-летнего местного жителя с травмами от удара электричес
Следственный комитет
Лекарственная зависимость - РЦМП 📌Злоупотребление лекарствами – одна из форм наркомании, требующая своевременной диагностики и квалифицированного лечения.
РЦМП
Минздрав Тувы и Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека г. Иркутск подписали соглашение о сотрудничестве - Министерство здравоохранения В рамках этого документа предусматривается организация оказания медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детскому населению,
Министерство здравоохранения
“Дорогие друзья! Поздравляю Вас с Международным днем театра! Театр обогащает нашу жизнь новыми красками, дарит эмоции, заряжает жизненной силой, заставляет трепетать сердца и сопереживать.
Министерство культуры