На смену «благородным» жуликам из «12 стульев» Ильфа и Петрова пришли более циничные и хитрые «коллеги». К сожалению, высокие технологии открыли новые возможности для любителей поживиться чужими сбережениями. Сегодня развились так называемые “мобильные мошенники”.
Банковская карта есть практически у каждого, а еще подключена услуга “Мобильный банк”. Электронными платежами пользуется большинство населения. И по всей стране мошенники ищут все более изощренные способы отъема денег у граждан. А ведь это вовсе не смешно, когда грубый обман завершается благополучно для аферистов, до сих пор немало у нас слишком доверчивых людей. Это на руку авантюристам, схемы, по которым они работают, порой составляют целую цепочку запутанных, но порой примитивных операций. Главное - основываются на человеческой доверчивости.
В качестве самой распространенной уловки мошенники используют смс-сообщения, якобы рассылаемые банком, в которых говорится о заблокированной карте клиента с просьбой перезвонить на указанный номер. Пользователь карты, позже именуемый «потерпевший», созванивается с псевдо-работником банка, и получает инструкцию о необходимости перевода денежных средств через платежный терминал. После проделанной операции деньги с карты волшебным образом исчезают.
Обратите внимание - зачастую мошенники рассылают смс на случайные номера! Преступники рассчитываю на то, что сегодня огромное количество граждан пользуется пластиковой картой, и довольно часто попадают в цель. А еще не стоит забывать, что порой у лиходеев отсутствует какая-либо информация об адресате, все сведения они получают от самого же клиента.
- Если вам пришло смс с сообщением о блокировке карты, простой способ узнать, так ли это на самом деле. Воспользуйтесь банкоматом и запросите баланс. Убедились, что деньги есть? Сообщение поступило от мошенников, - советует старший оперуполномоченный управления уголовного розыска МВД по РБ Эльза Хариева.
По-прежнему злоумышленники не гнушаются сыграть на нормальных человеческих чувствах. И ведь действует! Один из бесхитростных «разводов» до сих пор приносит наживу. Неустановленное лицо звонит на домашний телефон, сообщает, что сын попал в беду, ДТП или другое происшествие”. Мол, для решения проблемы необходимо перечислить денежные средства через терминал. Жертва теряет способность контролировать ситуацию, не замечает, что голос якобы сына ей не знаком. Деньги уходят в неизвестном направлении. Данный вид мошенничества называется “телефонным”, чаще всего его жертвами становятся пожилые люди. Как правило, именно они особенно сильно переживают за своих близких, в порыве чувств совершают необдуманные действия, приводящие к серьезным последствиям. Обнаружить следы такого преступления сложно.
Порой фантазия и жажда наживы преподносят особенно «одаренным» деятелям смешные, но действенные способы одурачивания граждан. Такие на первый взгляд нехитрые уловки наносят значительный денежный ущерб. Одну из схем такой “дурилки” - купюры “Банк приколов”. Система мошенничества заурядна. В любом киоске или сувенирной лавке продаются муляжи денег с пометкой – купюра не действительна к оплате. Далее все по плану: неизвестные лица проникают в заранее выбранную квартиру под видом социальных работников. И убеждают пожилых людей, что на носу денежная реформа, необходимо старую валюту поменять на новую. Преступники в ходе беседы используют ряд техник отвлечения внимания, что убеждает пенсионера в правдивости слов.
Времена меняются, а любители поживиться за счет чужих “кровных” остаются. Эра новых технологий позволяет использовать мошенникам современные средства связи и передачи информации. Жертвами преступлений зачастую выступаю пожилые люди, и это не случайно, ведь именно они наиболее доверчивы и менее опытны в пользовании современными ноу-хау. Но не только они становятся обманутыми лицами. В быстром ритме большого города молодые люди, в мыслях о реализации себя, могут попросту не обратить внимания на некоторые моменты в полученном сообщении от псевдо-банка. К примеру «900» - это не банковский номер, а специальный номер оператора мобильной связи, который используется банком только для операций с помощью услуги “Мобильный банк”. Как правило, сообщения с “подвохом” поступают с десятизначных мобильных телефонов. Сотрудники полиции предупреждают: необходимо быть внимательным и всегда дочитывать сообщения до конца! При малейших сомнениях в достоверности информации следует немедленно обращаться в банк.
- В этом году на территории республики зарегистрировано 42 факта мошенничества с кредитными картами. Излишне доверчивые граждане невольно способствовали совершению преступления в отношение себя. А вот 23 факта мошенничества уже без участия самих владельцев карт – путем взламывания пароля, - утверждает Эльза Хариева из управления уголовного розыска МВД по РБ.- Около 200 жителей республики пострадали от аферистов по схеме «Ваш сын совершил ДТП»… Пусть чужие ошибки послужат предостережением.
У мошенников длинные руки, но не стоит забывать, что и у правоохранительных органов они не коротки. Сотрудники уголовного розыска постоянно совершенствуют навыки поисков и поимки “мобильных воришек”. И сами граждане должны быть внимательны, до момента совершения каких- либо действий с банковской картой необходимо проверить информацию на достоверность. Будьте начеку и не дайте себя обмануть.
Рамзес Назаров.