Как и все дети, она не хочет взрослеть. И даже не представляет, кем станет, «когда вырастет». А ведь Вике уже 17, и уже в этом сентябре она из школьницы превратится в студентку. И пока очевидно одно: лучше всего в этой жизни Виктория Трофимова умеет — петь. За три с половиной года занятий вокалом у неё — около двух десятков дипломов и грамот, означающих призовые места на разных конкурсах. Состязания эти пока преимущественно местные: городские и республиканские, — но среди них — два гран-при, как минимум пять первых мест и четыре вторых. Дважды со своей наставницей Ольгой Сокольниковой Виктория выезжала в Шушенское на фестиваль-конкурс «Новые имена». В 2016-м она привезла оттуда четвёртое место, а нынче поднялась уже на второе. Заседавшие в жюри педагоги по вокалу из Красноярского края и Хакасии определили однозначно: «прекрасная девочка». Велели поработать с дыханием, никаких других нареканий не предъявили.
… В раннем своём детстве Вика мечтала стать танцовщицей. Ей нравились восточные танцы. Дома ей подарили диски с видеоуроками, и она что-то накручивала животиком. Потом бабушка отвела её в детскую хореографическую школу, где ребятишкам ставили вальс, ча-ча-ча и ряд других танцев, которые обычно дают как базу. Однако одиннадцатилетняя Вика в первом же классе танцевалки чувствовала себя гадким утёнком. И без того рослая, рядом с шести — семилетками она высилась каланчой. А когда приходил черёд парных выходов, Вика неизменно выступала за мальчика. Всё это не прибавило девочке любви к танцам. Наоборот.
В общем, не сложилось.
Был в жизни Вики и школьный хор, куда её взяли вместе с другими одноклассниками. И хоть и стояла она в гуще толпы, а голос её терялся среди трёх десятков других голосов, время от времени она фантазировала о большой сцене. Как стоит в свете софитов, по пояс в бутафорском тумане, держит микрофон, а зал долго рукоплещет ей. Дома пела в расчёску и кружилась — кружилась…
Фантазия оборвалась довольно грубо.
Однажды во дворе с ребятами, перекрикивая друг друга, начали доказывать, что каждый умеет петь — и, как водится, осаживали каждого «певца» со всей детской жестокостью, на какую были способны. Кто-то просто конфузился или гоготал над собой вместе со всеми, а вот Вику ранило. Тогда она запечатала эту свою мечту в глухую раковину. Поверила, что поёт ужасно, и даже опасалась, как бы кто не услыхал её песнопений.
Однако время шло, обиды сглаживались, и Вика, которая в глубине души всё же знала, что петь она умеет получше некоторых, уже участвовала в разных конкурсах, в которых обязательно надо участвовать в школе, и когда требовалось продемонстрировать талант — пела. Но не для того, чтобы доказать людям свои способности. Что ещё можно показать, она не представляла.
Скоро в школе № 11, где учится Вика, начала вести вокальный кружок Ольга Сокольникова. Она-то и увидела девочку на каком-то выступлении.
— Она встала на сцену и запела совершенно не в те ноты, — вспоминает Ольга Алексеевна. — Но я слышу, что у неё есть голос — природный голос, что бывает очень редко. Я говорю: давайте мне эту девочку. Предложила ей пару песен на флешке, она разучила, приходит — и опять не туда поёт. Видимо, у неё свой внутренний слух. Позанимались мы потом месяц, два — и она, наконец, спела. Уже более-менее хорошо.
Ольга Алексеевна привела Вику и на первый вокальный конкурс — «Талантливы вместе» в Центре русской культуры. Это был 2015-й год. Там Вика, которая вдруг начала не по-детски переживать и конфузиться, неожиданно взяла первое место.
— Я очень сильно боялась, — признаётся девушка, — и выступила, если быть честной, не так гладко, как могла. Помню, стою на сцене, смотрю в зал, тереблю своё платье и не знаю, как быть, что дальше делать. Ольга Алексеевна в это время меня снимает и машет мне руками — подбадривает… Это было ужасно. Для меня до сих пор загадка, почему я тогда победила. Когда объявляли, начали с призовых мест. Перечислили — я прослушала — ну вот, вообще ничего не заняла. И тут — диплом 1 степени. И моё имя…
Своё первое выступление Вика оценивает на троечку. Да и все последовавшие очень сурово критикует. Здесь, сокрушается, не дотянула, там — не вовремя вступила. Или голоса не хватило, или сфальшивила. Выходя с микрофоном на сцену, она до сих пор испытывает сильное напряжение, граничащее с паникой. Пересыхает во рту, кидает то в жар, то в холод. Не уверена, что сможет выступить с песней, которую отлично умеет исполнять. Не уверена, хорошо ли выглядит. Кажется, что нелепо… Для неё так и остаётся тайной, почему её — простую, ничем не примечательную, с её точки зрения, девочку — оценивают так высоко.
Между тем только в этом году Виктория Трофимова взяла гран-при на городском «Жаворонке» и первое место на «Жаворонке» республиканском. Победила на конкурсе патриотической песни, который проходил в Президентском кадетском училище. Стала призёром певчих состязаний «Весенние голоса» в Центре русской культуры. И, наконец, привезла почётное второе место в номинации «Эстрадный вокал» с межрегионального фестиваля-конкурса в Шушенском.
Успехи, которые сейчас так легко собирает эта девушка, — лишь макушка того, что может подарить ей судьба. Ведь, по большому счёту, техникой вокала с Викой ещё не занимался никто. Её вокальные нагрузки минимальны. Ольга Алексеевна, которая не имеет специальной квалификационной категории, развивает её так, как может: лёгкими распевками, подбором подходящего репертуара. На слух поправляет Викину кривизну, корректирует ноты — опять же на слух. Поддерживает воспитанницу, иногда подпинывает её, и — главное — все эти годы отчаянно пытается убедить: надо развиваться.
— Ставить технику я не умею, — объясняет педагог. — Просто у меня бывают девочки, которые начинают петь — может, потому, что я сама так люблю петь... У Вики хороший диапазон, красивый тембр. Это не просто поющий ребёнок — это голос, который завораживает. Она начинает петь — и ты заслушиваешься. Это природный дар, который очень редко встречается.
Сама же Вика с удовольствием показывает свои главные сокровища — дипломы и грамоты. В материальном плане принесли они ей пока совсем немного: органайзер для ручек, наушники, несколько сертификатов на мелкие развлекательные услуги да несколько тысяч рублей деньгами. Это, конечно, приятно — но не главное. Вика хоть и трусит до сих пор, но от выброса адреналина на сцене уже научилась получать удовольствие. Спеть готова всегда, вокальные конкурсы старается не пропускать — признаёт, что это для неё — не просто выход из зоны комфорта, это — именно развитие. Раз за разом она становится опытнее, по-хорошему взрослее, смелее, всё лучше осваивает мир сцены. Такой манящий. Там, в этом мире, который сотворяется во время выступления, вершится волшебство — то, во что Вика, зачитывающаяся сказочницей Джоан Роулинг, верит до сих пор.
— Каждый день, который принёс мне какие-то радости, я считаю волшебным, — говорит девушка.
И радости себе она уже научилась дарить сама; достаются они порой нелегко, но от этого становятся только ценнее. Уже около года подрабатывает: сначала промоутером, потом мерчендайзером. Работа незначительная, но оплачиваемая. Чего стоят даже сто рублей, заработанные собственными руками, она отлично знает. Работой не гнушается — напротив, старается выполнять все свои обязанности безупречно. Говорит, что никогда не стеснялась даже раздавать листовки прохожим. Наоборот, это было интересно и даже весело.
Свяжет ли Вика свою судьбу с творчеством, пока неизвестно. О сцене она говорит с любовью, но серьёзных планов о ней всё же не строит. Пытается быть практичной.
После выступления на конкурсе патриотической песни этой зимой на талантливую девочку обратили внимание преподаватели Кызылского колледжа искусств. Удивились: а почему она до сих пор не у нас?
— С Викой должен работать хороший педагог-вокалист, — считает Ольга Сокольникова. — Если даже у неё не сложится в будущем петь, например, где-нибудь в театре — с музыкальным образованием она станет прекрасным педагогом. Это очень хорошая профессия. Тем более — педагог-вокалист: разве у нас их много в Кызыле? И потом, она сможет учиться дальше — с её данными её возьмут везде. Единственное — надо освоить инструмент. Знаете, очень жалко бывает, когда человек явно должен петь и радовать людей своим голосом, — а он берёт и уходит куда-то в сторону, где он никому не нужен — и исчезает. Надо радовать людей, если такой талант тебе дал Бог.
* * *
Ну, а Вика?.. Вика — в краску, когда в записи звучит её голос.
Фу-фу-фу, ужас.
Прячет лицо, отворачивается. В глазах — боль.
Поступать, никого не слушая, готовится на экономический. Хотя… ещё в начале учебного года рассматривала профессию патологоанатома.
А у самой — секретик. Мечта.
Вот бы, говорит, выступить на «Голосе» — ну, на той сцене, где поют дети со всей страны… Ну, вы меня поняли.
Ну — или… с парашютом прыгнуть! Хотя — это, конечно, вообще глупость.
Виктория КОНДРАШОВА