Премьер Шолбан Кара-оол провел открытый диалог с учителями русского языка

26 мая состоялась встреча с педагогами городских и сельских школ республики.

Обсуждались вопросы преподавания и распространения русского языка в Туве. «Наши совместные усилия дают свои плоды, - отметил Шолбан Кара-оол в беседе с учителями. - В рейтинге итогов ЕГЭ по русскому Тува опережает половину регионов России. В 2015 году более трети всех выпускников набрали свыше 60 баллов на этом экзамене это хороший результат, достаточный, чтобы пройти конкурс при поступлении в вузы. А среди дисциплин, которые сдают наши дети на ЕГЭ, русский язык входит в пятерку самых лучших по показателям. К нам даже едут из других регионов страны за опытом развития двуязычия. Для меня это означает, что мы на верном пути в деле развития русского языка. Благодарен нашим учителям за подвижничество, за их инициативы и открытый разговор на эту тему. Будем двигаться дальше, будем постоянно искать новые решения, расширять поле работы на этом направлении. Русский язык - это не только вопрос здорового межнационального климата. Это ключ к знаниям, которые являются базой экономического благополучия республики и каждого её жителя».

Премьер Шолбан Кара-оол еще раз отметил, что вопрос преподавания и распространения русского языка является вопросом социализации детей.

«Для того, чтобы наша малая родина развивалась и была благополучной, знание русского языка становится фактором экономического развития. Без знания русского языка получить образование, получить профессию невозможно. И мы это очень хорошо понимаем, - отметил Шолбан Кара-оол. - Когда нас начинают обвинять в том, что мы что-то не так делаем в области межнациональных вопросов, а тем более в преподавании русского языка, то, скорее всего, так говорят не патриоты или люди, не знающие родительской ответственности.

  Поэтому хочу еще раз сказать, что ваш труд очень значим для нас, и как только появляется возможность, я спешу проявить особое уважение и выразить вам благодарность».

Шолбан Кара-оол пригласил учителей к открытому разговору о проблемах в образовательном процессе и попросил внести конкретные предложения для их решения.

Госинспектор по русскому языку, зам. министра образования и науки Елена Хардикова  поблагодарила премьера от имени своих коллег за правильные управленческие решения в области русского языка, с каждым годом эти инициативы преумножаются и можно говорить об определенных результатах.

Елена Хардикова отметила, что одним из результатов учительского труда являются итоги единого государственного экзамена. «По итогам прошлого года почти 35 процентов выпускников получили свыше 60 баллов по ЕГЭ. Но около 7 процентов детей не смогли преодолеть минимальный порог. С каждым ребенком и с каждым учителем была проведена большая работа, мы обозначили для себя проблемные районы и в этом году очень целенаправленно работали с проблемными зонами. Например, не очень хорошие результаты были в Дзун-Хемчикском районе, поэтому в этом году мы неоднократно туда выезжали. Верим и ждем в этом году положительные результаты от ЕГЭ в этом районе. Власти Дзун-Хемчикского района сейчас очень заинтересованы в учителях-носителях русского языка и готовы предоставить даже благоустроенное жилье для педагогов.

В этом году мы участвовали в федеральной целевой программе «Русский язык» и стали ее участниками в качестве получателей услуг. Мы будем сотрудничать совместно с Иркутской областью. В середине июня в Туву прибудут иркутские педагоги с тем, чтобы познакомиться с нами и обменяться опытом, потому что для них вопрос двуязычия имеет новизну.

Все учителя русского языка и все учителя начальной школы пройдут современное обучение в рамках ФЦП «Русский язык». Совместно с институтом русского языка им. А.С. Пушкина сейчас они проходят очень активное тестирование. По его итогам будут выявлены наши проблемы, темы, направления, методики, подходы. Я думаю, все это даст нам положительные результаты к новому учебному году. Кстати говоря, по неофициальному рейтингу ЕГЭ по показателям русского языка Республика Тыва стоит примерно с 40 до 50 места, то есть в середине среди российских регионов. То есть результаты у нас не кричащие. А если брать по результатам в перечне тех предметов, которые мы сдаем в республике, то русский язык входит в пятерку предметов с лучшими показателями. 85 процентов детей показывают хорошее знание русского языка. Очень надеюсь, что в этом году итоги будут лучше».

Кандидат педагогических наук Ольга Иргит  подчеркнула, что сегодня образовательные стандарты позволяют проводить курсы повышения квалификации среди учителей не филологов, чтобы повысить их речевую культуру и грамотность. Это один из механизмов. «Я сама, работая в ВУЗе, столкнулась с такой проблемой. Студенты мне говорят, что я неправильно произношу некоторые слова. К примеру, все говорят катАлог… Благо, был словарь под рукой, и мы вместе проверили. Чтобы распространять русский язык в школах необходимо введение единого речевого режима».

Премьер Шолбан Кара-оол заверил, что власти, прежде всего, будут опираться на мнение специалистов. «Вы объединились в Ассоциацию учителей русского языка - это хорошо. Главный упор должен быть на улучшение качества преподавания, определение методологии и пути по которому нужно идти. Министерство образования, в свою очередь, должно содействовать в вопросах материального оснащения. Я бы сосредоточил внимание на Институте повышения квалификации учителей. Здесь должна вестись непрерывная работа. Статус института должен быть высоким, с привлечением опытных экспертов. 

Институт должен стать одним из самых главных учреждений, а его работа должна подвергаться особому контролю Министерством образования и науки. Кроме того, институт должен выполнять объединяющую функцию, открывать кабинеты для различных профессиональных ассоциаций: русоведов, математиков и т. д.»

Шолбан Кара-оол  обратился к известному ученому филологу Тувы Галине Селиверстовой: «Галина Михайловна, как вы считаете, где мы сейчас находимся? Какие существуют проблемы?»

Галина Селиверстова: «Я думаю, мы находимся на пути к глобальному образованию. В этом есть и плюсы и минусы. Если говорить о Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях России, то с некоторыми положениями я не согласна.

  Создание единой государственной системы преподавания русского языка в России – это необходимость, это, безусловно, так. Но какими средствами, какими путями? Система предполагает обучение детей с 1 класса на русском языке основным предметам в сочетании с углубленным изучением родных языков и культур. Но я вижу здесь большое лукавство. Изучать родные языки и культуры углубленно будет невозможно. Почему? 

Потому что часов в базисном учебном плане нет, и не будет. Хочется знать, что имели в виду разработчики данной концепции под углубленным изучением? Если этих часов нет в базисном плане то, наверное, есть какие-то другие пути? В ответе начальника Федерального института развития образования Ольги Артеменко говорится: "Конечно, мы должны создать условия для определенного количества одаренных детей, очень хорошо знающих и любящих свой язык, у которых есть потребность глубоко постигать свою культуру. Для этих детей нужно создавать школы, где предметы преподаются на родном языке. Ребята вырастут качественными специалистами, которые потом придут в журналистику, культуру, образование, преподавание родных языков, сформируют национальную элиту. Это грамотный подход в создании приоритетов в образовании, а не размазывание средств по всему образованию". Конец цитаты. Значит, что выходит? При таком грамотном подходе в создании приоритетов в образовании, родной язык и родную культуру изучать углубленно будет только определенное количество детей, хорошо знающих и любящих свой язык. То есть это национальная элита. А что тогда остается остальным детям?

Шолбан Кара-оол:  Есть ли золотая середина в этом вопросе? Ведь у нас есть дети, которые растут чисто в тувинской среде общения, они приходят в первый класс, и тут сразу начинается изучение предметов на русском языке. Если мышление у ребенка еще на тувинском языке, то, возможно, нужно сначала преподавать на родном? Или, все же, правильно сразу на русском?

Это очень принципиальная дискуссия. Здесь нужно вам, специалистам, определиться, как сделать так, чтобы наши дети обладали хорошими знаниями?

Учитель русского языка ЧеченаНамзырай: «Мне кажется, это очень важная проблема. Некоторое время назад был сделан перекос в сторону тувинского языка, и мы получили то, что мы получили. И мы сегодня, может быть, находимся в том состоянии, когда делаем перекос в другую сторону, и мы получим людей, абсолютно не знающих свой язык и культуру. Недавно у нас состоялась встреча с коллегами из Президентского кадетского училища, они с гордостью говорили о том, что родители отказались от тувинского языка и тувинский язык ведется там только факультативно. Я думаю, что люди, которые занимаются изучением тувинского языка и литературы, русского языка и литературы, они не должны следовать запросам родителей. Потому что, не все родители понимают, насколько важен язык. Они смотрят на результат, который получат через год, пять лет. А что будет через 20-30 лет? Он будет считать себя тувинцем? Будем ли мы существовать, как нация? Мне кажется, нужно об это задуматься уже сегодня. Нужно думать о качестве преподавания и тувинского и русского языков. Преподавание в начальной школе должно вестись на родном языке, а с пятого класса - на русском. И если работа будет вестись качественно, то мы получим по окончанию школы двуязычных людей, которые и уважают, знают свой язык и культуру, и человека, умеющего грамотно изъясняться и говорить на русском языке».

Галина Селиверстова: Резкой смены приоритета языка не должно быть. Я говорю о детях из мононациональных районов. Если мы посадим в первый класс и начнем обучать на русском языке, они получат два стресса. Учеными доказано, ребенок при обучении письму на первых минутах испытывает такой же стресс, как космонавт во время взлета.

Шолбан Кара-оол: Мы сейчас обсуждаем вопрос методики преподавания, а не национальности детей. Главный вопрос в том, как сделать так, чтобы дети гармонично вписались в образовательный процесс? Чтобы в конечном итоге они были профессионалами, конкурентоспособными людьми.

Есть одно мнение - с первого класса окунуть в среду русского языка и вести обучение на русском. Второе - мы должны исходить от данности. Прошу Вас, принять окончательное профессиональное решение, по какому пути идти. Во благо детей, будущих поколений. Если вы скажете, что Галина Михайловна не права, давайте сосредоточимся, на том, чтобы ребенка сразу окунуть в русский язык и преподавать с 1 класса предметы на русском языке. А для детей, которые хотят углубленно изучать тувинский язык, как говорит Артеменко Ольга Ивановна, то создадим специализированные школы.

Совершенно разные пути. Но решение должно состояться. Нужно сделать так, чтобы двуязычие стало культурной нормой в Туве. Не важно, в Мугур-Аксы, в Тодже или где- то еще, но ребенок должен быть двуязычным. Согласен, наше поколение обязано сохранить и родной язык. Но мы должны понимать, что знание русского языка не просто вопрос культуры, толерантности, это еще и вопрос успешности наших детей в будущем. Вот сейчас у нас казалось бы противоречивая ситуация. Но я уверен, если вникнуть в нее, то она наоборот, гармоничная. 

Ещё новости о событии:

П ремьер Шолбан Кара-оол провел открытый диалог с учителями русского язык 26 мая состоялась встреча с педагогами городских и сельских школ республики.
10:31 28.05.2016 Министерство образования и науки - Кызыл
Премьер Шолбан Кара-оол провел открытый диалог с учителями русского языка - ИА Тува-Онлайн
26 мая состоялась встреча с педагогами городских и сельских школ республики.
18:56 27.05.2016 ИА Тува-Онлайн - Кызыл
 
По теме
ФГБОУ ВО «Тувинский государственной университет» приглашает 06  апреля 2024 г. учащихся и учителей школ, родителей, выпускников СПО на День открытых дверей по адресу: г. Кызыл, ул.
Доцент ТувГУ рассказала о способах гармонизации детско-родительских отношений в семьях - ТувГУ На базе МБОУ СОШ №16 прошел семинар для педагогов, которые ведут в школах республики занятия внеурочной деятельности «Улусчу ужурлар» (Народоведение), «Кыстын будужу» (Девичья честь», «Эр чол».
ТувГУ
В Кызылском педагогическом институте им. Народного писателя РТ А.А. Даржая старшим преподавателем кафедры педагогики Айлан Саая было проведено открытое занятие по дисциплине «Специальная педагогика» для студентов 2 курса группы СДО_302. Открытое занятие п - ТувГУ Открытое занятие педагога – это уникальная возможность для студентов,педагогов заглянуть в мир образования и узнать, как происходит процесс обучения.
ТувГУ
В Туве подросток получил электротравму на площадке трансформатора - Сетевое издание В центре Азии О происшествии сообщает прокуратура города Кызыла. 28 марта на территории неогороженного трансформатора по улице  Магистральная города Кызыла подросток получил электротравму.
Сетевое издание В центре Азии
В Республике Тыва устанавливаются обстоятельства получения несовершеннолетним электротравмы - Следственный комитет Фото СУ СК России по Республике Тыва Вчера в правоохранительные органы города Кызыла Республики Тыва поступило сообщение о доставлении в медицинское учреждение 14-летнего местного жителя с травмами от удара электричес
Следственный комитет
Лекарственная зависимость - РЦМП 📌Злоупотребление лекарствами – одна из форм наркомании, требующая своевременной диагностики и квалифицированного лечения.
РЦМП
Минздрав Тувы и Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека г. Иркутск подписали соглашение о сотрудничестве - Министерство здравоохранения В рамках этого документа предусматривается организация оказания медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детскому населению,
Министерство здравоохранения
“Дорогие друзья! Поздравляю Вас с Международным днем театра! Театр обогащает нашу жизнь новыми красками, дарит эмоции, заряжает жизненной силой, заставляет трепетать сердца и сопереживать.
Министерство культуры