Одним из главных спортивных событий конца прошлого и начала нынешнего года стал выход кинокартины фильма «Движение вверх», посвященного баскетболу. Сценарий фильма написан по мотиву событий, произошедших на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене, во время финала мужского баскетбольного турнира, в котором встретились сборные СССР и США. Пожалуй, вокруг картины о спорте столько копий не ломалось никогда.
К этому моменту американцы доминировали в баскетбольном мире. Даже студенческие сборные, выступившие на Олимпийских играх (и в Мюнхене тоже), к этому моменту ни разу не проигрывали соперникам из других стран, выиграв за 7 турниров все 55 матчей. Но на этот раз сборная СССР была сильнее американской студенческой и вела в счете всю игру. Однако в самом конце, реализовав штрафные броски, американцы вышли вперед — 50:49.
Так начались знаменитые «три секунды», вошедшие в историю спорта наподобие «руки Бога» аргентинского футбольного форварда Марадоны. На самом деле «трех секунд» было три. Первый раз встреча была остановлена из-за того, что судьи не заметили сигнал тренера Владимира Кондрашина о тайм-ауте. Второй — потому что арбитры слишком рано включили секундомер, оставив сборной СССР одну секунду вместо трех, которые должны были быть по правилам. Кстати, тогда одним из хронометристов на баскетбольном финале был… будущий президент Международной Федерации футбола (ФИФА) Зепп Блаттер, в то время работавший в фирме «Омега».
А на третий раз Иван Едешко сделал свой знаменитый пас на Александра Белова через всю площадку. Тот обманным движением запутал стороживших его двух американцев, они столкнулись, а Белов аккуратно, по-школьному, бросил мяч от щита в корзину — 51:50.
Фильм об этих мгновениях получился спорным. Ради еще большего драматизма — хотя, казалось бы, куда уж больше — его авторы чем-то пренебрегли, а что-то исказили. Например, показаны броски сверху, которыми тогда не пользовались, для чего-то появилась наша женская команда, хотя баскетболистки впервые выступили на играх только через четыре года, в 1976 году. Но главное, некоторые герои картины совсем не походят на свои прототипы. Литовец Модестас Паулаускас выведен чуть ли не националистом, задумывающим побег из СССР. Хотя на самом деле он был капитаном сборной страны и даже сейчас дважды в неделю ездит из Литвы в российский приграничный городок Каменознаменск, где тренирует местных детей. Авторы фильма объясняют это тем, что сняли не документальный, а художественный фильм, и имеют право на определенную долю вымысла. Наверное, они правы.
Но самое главное, в стране стали появляться очень качественные спортивные фильмы. Вскоре должны выйти картины, посвященные фигурному катанию и футболу. Движение в правильном направлении есть.
Маадыр-оол БИЧЕ-ООЛ