Участники интеллектуального клуба Тувинского государственного университета «Сова Минервы» пригласили на очередное заседание, которое состоялось 5 декабря 2014 г. известного тувинского писателя, научного сотрудника Тувинского института гуманитарных исследований Эдуарда Мижита . На встрече также была его супруга, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, ученый секретарь ТИГИ Людмила Мижит .
Руководитель клуба к. филос. наук Чечек Адыгбай , поприветствовав всех, предложила обсудить тему «Понятие “смысл жизни” в литературе, искусстве и философии».
Людмила Мижит, тепло поприветствовав участников клуба, начала с того, что в поэзии Эдуарда Мижита много пластов. Он поэт, который многослойно выражает свои мысли, его творчество – это философская поэзия. Она рассказала, что у писателя издано восемь книг: семь из них на тувинском языке (с ними можно ознакомиться на сайте «Радуга»), а одна на русском – «Расколотый миг» (2011).
Далее гостья прочитала некоторые стихотворения писателя, дав им также краткую характеристику и донеся основной их смысл. Так, в стихотворении «Колодец» писатель колодец связывает с душой человека (образ колодца – образ души человека), а в следующем стихотворении «Оолчук болгаш дамыракчыгаш» («Мальчик и ручеек») он поднимает тему свободы воли и предопределенности судьбы: жизнь изначально предопределена судьбой или человек может управлять своей жизнью? Стихотворение «Узуктелиишкин» («Пауза») раскрывает тему смерти: может смерть – это всего лишь пауза, за которой следует новая жизнь, новое движение? В «Казыргылар» («Вихри») Эдуард Мижит образно рисует на «холсте своей души» спиралевидное, но вечное движение самой жизни, сущность времени и пространства, цикличность всего, пытается донести смысл мироздания. А в стихотворении «Стержень» человек попадает в центр вихря, и осознает основной смысл жизни, иллюзорность мыслей, которые словно вихрь проносятся в нашей голове…
Студенты стали дискутировать о проблеме существовании Бога-творца, опираясь на воззрения и постулаты основных религий — буддизма, христианства и ислама. Обсудили и проблему истины. В частности, разобрали выражение Сократа «Платон мне друг, но истина дороже», к которому все обратились после прочтения поэмы Эдуарда Мижита «Ынчалза-даа», в котором писатель спорит с самим собой и задает вопрос: «Готовы ли вы пронзить сердце друга острым копьем своей истины?» Людмила Мижит добавила, что философская поэзия пишется не для того, чтобы кого-то учить, а чтобы как-то преобразовать душу человека, чтобы он пришел к своему внутреннему открытию.
Обсуждения прерывались творческими «передышками», когда студенты декламировали стихи писателя. Так, студентка 5 курса филологического факультета ТувГУ Сайхоо Сайчак очень красиво и выразительно прочитала стихотворение «Мергежилге».
Сам Эдуард Мижит высказал свое мнение. «У народов Центральной Азии многобожие: есть духи горы, реки и т. д. По представлениям наших предков каждое живое существо и даже растения имеют души. К этому сегодня приходит и наука. В любой культурной традиции всегда присутствует отсылка к чему-то таинственному. Никогда не отрицайте, а просто принимайте». Эдуард Мижит справедливо отметил, что проблема в отношении разных религий связана с терминологией, ее разнобоем: «Есть много путей к осознанию мироздания. Представьте, что на вершине горы стоят трое: буддист, христианин и мусульманин. Каждого из них на вершину горы привела отдельная тропинка, но в конце все они оказались на вершине. У каждого свой отдельный путь, который приведет его к пониманию себя и своей сущности. Поэтому важно задавать себе эти вопросы и приходить к цельному мировоззрению в контексте общечеловеческой культуры».
Супруги Мижит передали Центру буддологии и тибетологии ТувГУ подарок сына Айдемира Мижита, вольнослушателя Центра, который со студентами прошел языковую стажировку в Индии, в Библиотеке тибетских трудов и архивов. Это книги по буддийской философии на английском языке.