Про Конгурей, Оваа Хоомея и мифического быка. Они переплелись во время VII-го Международного этномузыкологического симпозиума «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии, и сейчас трудно сказать, что произвело большее впечатление: история, или ожившие легенды. А может быть, это одно и то же – история и легенды?
«А где они взяли черепа туров с рогами?»
Начнем с совсем недавней истории, с того времени, когда Оваа Хоомея только начали возводить. Тогда на обряде освящения говорили, здесь музыканты нашли семь камней с вырезанной надписью на тибетском языке «Ом мани падме хум» - «О! Драгоценность в цветке лотоса!». Эта мантра сострадательному Будде.
Тогда Алдар Тамдын (еще не министр, но уже знаменитый хоомейжи) обратил внимание присутствующих на один странный череп и предложил угадать, чей это череп. Вообще-то это был верблюд. И сейчас таких черепов рядом с оваа несколько. А археолог Омак Шыырап тогда удивился: «А где они взяли черепа с рогами туров?»
Да, там, на отдельных шестах, были и черепа туров - современников мамонтов. Десять тысяч лет назад они свободно гуляли по Туве. Но говорят, что в тоджинской тайге нет-нет да и можно такое найти. Эти величественные звери стали пра-прародителями обычных домашних коров.
Именно о них, не о коровах, конечно, а о турах, вспомнилось на симпозиуме, во время доклада гостя из Хакасии Виктора Бутанаева «Хакасский героический эпос и горловое пение». Согласно хакасской мифологии, существует дух – хозяин горлового пения «хай эззи», дающий людям это искусство. Внешний вид его ужасен – он громадный и похож на быка. Хай Эззи пришел в Хакасию из Саянской земли, то есть из Тувы. Но человек, который встретил этого быка, очень испугался, и тогда дух отправился в Шорию и на Алтай.
Легенда подтверждает, что хоомей появился именно в Туве. А громадный бык? Не его ли рога были на столбе у Оваа Хомея?
«Военные четыре раза обошли!»
Сейчас рогов туров на Оваа нет, и никто как-то не смог сказать, куда они делись. Может быть, бык в материальном воплощении ушел, остался только его дух?
Лазо Монгуш, хоомейжи и шаман, традиционно освящает Оваа каждый год. На этот раз он всех призывал глядеть не на него, а на костер, собравшиеся должны были иметь возможность увидеть Духа Хоомея. И, как это ни странно, дух ведь появлялся! Настоящий (ну, почти настоящий) бык.
А чтобы гости симпозиума принимали более активное участие в освящении, Лазо Монгуш снабжал нас самой разнообразной информацией. Он сообщил, что недавно здесь были военные: накануне Сергей Шойгу проводил заседание совета министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств (СМО СНГ). И что эти военные привезли с собой камни – каждый со своей родины. (Проверить это практически невозможно, поэтому просто поверим Лазо Монгушу.) И что он заставил этих военных обойти вокруг Оваа не три, а четыре раза. Вот в это уже можно охотно поверить – Лазо Монгуш, он такой.
Ищем Конгурей
Долгое время история была европоцентричной – то есть описывались события, происходившие, в основном, в Европе. То, что происходило в Азии, упоминали только время от времени. А теперь те азиатские народы, которые поэнергичнее, начали формировать свою историю. Достаточно хорошо проработана уже «хакасоцентрическая теория».
И утверждают, что Конгурей – Хонгорай – это именно Хакасия. Но давайте вспомним песню сенгельских тувинцев «Конгурей» Там есть слова: «Освящаю я подножие золотого Танды». Ну, Танды – это в Туве. А еще такие слова: «Где шесть кожуунов моего народа? Барун-Хемчик, Дзун-Хемчик, Улуг-Хем, Тоджа, Каа-Хем, Тес-Хем. Где моя родина и мой народ?».
Да, сенгельские тувинцы тоскуют по родине. Но эта родина – здесь.
А вот насчет Конгурея-Хонгорая есть много литературы. Очень хорошо прописано, например, в статье М.А. Чертыкова «Фуюйские кыргызы». Фуюйские кыргызы - это народ в Китае, провинция Хэйлунцзян, уезд Фуюй. Они потомки енисейских кыргызов, переселенных в 1703-1706 гг. из Хакасско-Минусинского региона в Джунгарию. Автор пишет, что этнополитический союз Хонгорай (русское название – «Киргизская землица») оказался центре интересов сначала между российским государством и государством Алтын-ханов, «а после того, как джунгары совместно с енисейскими кыргызами разгромили Алтын-ханов - между российским государством и Джунгарским ханством».
В общем как-то так, то енисейские кыргызы сотрудничают с Джунграским ханством, то именно джунгарское ханство их начинает не то что притеснять, а вовсе выводить их с этой земли.
При этом про Туву, которая была территорией Алтын-ханов вообще никто не вспоминает. В общем, перетянули одеяло на себя.
В других источниках пишут, что Хонгорай не надо путать с кыргызским каганатом, который образовался гораздо позже. Между тем, согласно Википедии, Кыргызский каганат - государственное образование IX-X веков. А Джунгарское ханство существовало в XVII-XVIII веках…
Как кажется, в этой истории – главное не история (да, не самый удачный каламбур) а важно показать, как велик был какой-либо народ. Даже туматов некоторые хакасские ученые полностью «присоединяют» к хакасам.
Ну, а чтобы вконец запутать уважаемых читателей Конгуреем, представляем и такое мнение: «тувинское слово «конгурей», означающее «родину», является прямым аналогом русск. «княжество» и нем. «koenigreich», полное созвучие с последним из которых по-праву может быть признано хрестоматийным. Это с неизбежностью указывает на раннюю эпоху становления индоевропейского «полиэтнического» континуума, в процессе которого было осуществлено и становление архаического понятия государственности.
Так что вопрос остается на повестке: «Где ты, моя родина, Конгурей?»
И. Качан