И — «Центр притяжения»

И — «Центр притяжения»
Фото: tuvapravda.ru

Лето. А значит — конец театрального сезона. Он получился в этом году достаточно бурным. Выпускники-«щепкинцы» сейчас показывают в Кызыле, чему научились в Москве в известном вузе. Десант тувинцев высадился в Казани, на XIII Международный театральный фестиваль «Науруз» тюркских народов. Это уже пятая поездка артистов на традиционный представительный сбор. В последний день форума на сцене театра Тинчурина показали «Журавли», постановку Марины Идам по пьесе Салима Монгуша, посвященную Великой Отечественной войне.

А уже после закрытия встречи, на которой собрались посланцы многих регионов и зарубежья, прошли короткие гастроли в театре Камала. Зрители увидели «Хануму» и «Кан-кыс», премьерные постановки нашего коллектива. В ответ осенью в центре Азии ждут со спектаклями камаловцев из далекого Татарстана.

Отрадно и другое: недавно увидела свет книга «Центр притяжения» Айланы Кужугет, посвященная 80-летию Тувинского национального музыкально-драматического театра. Ее издание профинансировали Тувинское отделение СТД России (ответственный секретарь Марина Идам), театр (директор Станислав Ириль), Министерство культуры РТ (министр Алдар Тамдын). Тираж — 500 экземпляров, отпечатан в издательстве «Офсет» в Красноярске.

Как пишет автор в послесловии, это труд трех десятилетий, появившийся благодаря помощи многих творческих людей, поддерживавших Айлану Калиновну на трудной стезе театрального критика, историка творческого коллектива. Новинку украшают архивные редкие фотографии, конечно, есть снимки 1930-х годов Владимира Ермолаева: известные лица, сценки из постановок…

Своевременное, интересное и необходимое издание. Спасибо! С разрешения автора публикуем из новинки отрывок, который выбрала сама Айлана Кужугет.

НАШ ТЕАТР — САМЫЙ ЖИВОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ В РЕСПУБЛИКЕ

В юбилейный, 80-й, театральный сезон на вопросы А. Кужугет ответил главный режиссер Национального театра Алексей Ооржак. Интервью записано 12 ноября 2016 года.

— Прежде всего, хотелось бы, чтобы Вы рассказали о своих корнях, своей семье.

— Родом я из Барума. Мои родители — простые люди, отец, Кара-оол Аймыр-оолович Ооржак, служил в народной армии, командовал ополчением после службы в рядах Тувинской народной революционной армии, во время войны командовал народным ополчением в Барун-Хемчикском районе. Позже работал в сфере торговли, прекрасно готовил, все умел делать своими руками, сам делал тара, далган.

Мама, Туран Догуш-ооловна, была прекрасным мастером-швеей, обшила весь Кызыл-Мажалык. Помню, перед отъездом за Саяны я порвал единственные брюки, она за полчаса до самолета сшила мне брюки-клеш. Люди были в то время бедные, и она, главным образом, перелицовывала драповые пальто. Все у нас в семье были большие трудяги. Мама хотела, чтобы я стал сапожником или фотографом, а папа хотел, чтобы пошел по линии искусства. Я горжусь своими родителями! Нас было девять детей. К сожалению, многие из них ушли, осталось трое — я и две сестры.

— Вы постоянно обращаетесь в своих постановках к историческим персонажам, истории тувинского народа. Очевидно, у Вас были хорошие преподаватели.

— Да, действительно, моими любимыми педагогами были замечательные учителя: истории — Алексей Кара-оолович Кунгалай, а литературы в старших классах — Светлана Александровна Стремоусова. Благодаря своим педагогам я рано начал читать. Кстати, очень люблю читать «Ученые записки ТНИИЯЛИ — ТИГИ».

— Надо же, она была и моим любимым учителем в кызылской школе № 1. Трудно подсчитать даже на примере одного учителя, преданного своей работе, на будущее скольких детей он может повлиять, если это отличный специалист.

— В 1969 году закончил Кызыл-Мажалыкскую среднюю школу, моими одноклассниками были хакасы, русские, немка, кореянка. Практически все поступили в вузы. Класс был очень дружный, полный интернационал.

— К театральному искусству когда пристрастились?

— Помню, в детстве я решил сшить для куклы костюм, вырвал волосы, сшил на маминой машинке гимнастерку из лоскутков, ремень и сапоги из коленкора, отломал ручку поварешки и сделал каску. К моему удивлению, никто не ругался, это, пожалуй, был первый мой акт творчества.

Мы с ребятами на закате дня на большом заборе устраивали теневой театр, сами прорисовывали свои фигуры, при этом не знали, что такое настоящий теневой театр. А в пятом классе наша учительница русского языка Елизавета Аверьяновна Тас-оол поставила «Сказку о попе и его работнике Балде» А. С. Пушкина — это было первое прикосновение к театру. Будучи школьником, я видел несколько постановок Тувинского театра, особенно запомнил красивую работу тувинской труппы «Аленький цветочек», помню также «Хайыраан бот» и «Самбажык». Мы, ребята, всеми правдами и неправдами проникали на спектакли и смотрели, сидя на полу. Но об актерстве тогда не думал, мечтал стать геологом.

В старших классах я участвовал в районной самодеятельности, солировал в хоре. В нашем клубе мы выступали с Анатолием Сарыгларом, пели современные эстрадные песни. В 1969 году в народном театре при Доме культуры режиссер Зоя Хомушку поставила спектакль «Хитрый Будамшу» по пьесе Ц. Шагжина, я играл одного из слуг, выступали на республиканском конкурсе народных театров. С одноактной постановкой по пьесе К.-Э. К. Кудажи «Душтук» («Невеста») гастролировали по западным районам, я там играл старика Иргека Иргитовича. До армии успел поработать и заведующим автоклубом. В 1970 году был призван в армию в Монголию, в г. Дархан. Сейчас об этом можно говорить, а тогда было запрещено. Благодаря тому, что у себя в клубе танцевал молдавский танец «Жок» и умел играть на гитаре, часто выступал в батальонном клубе в ВИА «Молодость». Так что самодеятельность мне и в армии пригодилась. После демобилизации, работая инструктором в Доме культуры, узнал о наборе студентов в театральное училище им. Б. Щукина, поехал в Кызыл поступать и попал в число двадцати счастливчиков из четырехсот желающих. Вот такой тогда был у нас огромный конкурс и интерес к театральному искусству.

Учиться было очень интересно, там я впервые прочитал запрещенный роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», услышал на пластинке оперу «Иисус Христос — суперзвезда», на занятиях по танцам моей партнершей была студентка старшего курса Евгения Симонова. По прошествии почти 40 лет я убедился, что тогдашняя щукинская школа — одна из лучших актерских систем подготовки. Нас учили анализировать свои работу, переписывать свои роли, причем, левую сторону надо оставлять чистой, там записывались режиссерские замечания. Наш педагог профессор Татьяна Кирилловна Коптева собрала для нас великолепных педагогов, это были артисты Вахтанговского театра: В. Г. Кольцов, Л. А Пашкова, Н. К. Генералова, Ю. А. Стромов, В. Г. Шлезингер. Она учила бережно относиться к тексту, пластике. Нас также учили профессионально петь. Мы учились дольше студентов актерских факультетов других театральных заведений — пять лет, и это существенно. Думаю, курс был удачно подобран, это великолепные артисты: народный артист Республики Тува и заслуженный России Александр Салчак, Виктор Наксыл — народный артист РТ, Елизавета Монгуш — заслуженная артистка РТ, Галина Мунзук — заслуженная Тувы и России, Галина Доржу. К сожалению, рано ушли талантливые друзья Валентина Куулар, Сергей Ооржак, Борис Монгуш, Зоя Байыр-оол, Майдыр Дас.

В 1983 году я поступил на Высшие театральные курсы при ГИТИСе по предложению Валентины Владимировны Оскал-оол, долгие годы работавшей замминистра культуры, и Сиин-оола Лакпаевича Оюна, поскольку у меня был небольшой режиссерский опыт, в 1981 — 1982 гг. мы объездили всю республику с моим спектаклем «730 дней и ночей» по пьесе однокурсника и друга Чылгычы Ондара. В качестве ассистента режиссера Сиин-оола Оюна участвовал в постановке: «Тонгур-оола» С. Токи и у Кадр-оола Сагды — «Занавески» по Варфоломееву. При С. Петренко (главном режиссере) я поставил спектакли «Расплата» В. Тендрякова с главным художником театра Валерием Шульгой и «Игроки» Н. Гоголя. Вот только тогда я почувствовал себя режиссером.

— Ярким событием в театральной жизни республики стал молодежный театр «Кузел». Это было смело, даже дерзко — практически всем курсом уйти из единственного тогда театра и создать свой частный творческий коллектив. Как это было?

— Да, это был поступок. В 1987 году, во время кооперативного движения, появилась возможность открыть театральный кооператив «Силуэт», позже он стал театром «Кузел» в здании автодорожного техникума. Причина ухода — многие ребята-«щукинцы» сидели долгое время без ролей, а это для актеров — настоящая трагедия.

Выступили впервые с театрализованным концертом-анонсом «Чаштанчынын чалбыраажы» — отрывками из тех спектаклей, которые собирались в будущем поставить. Первое выступление было в Солчуре, все зрители ахнули, все было по-новому: и освещение, и костюмы. Мы все вместе работали над спектаклями. Вреж Мелоян привез из Еревана аппаратуру, ткани для костюмов, и мы начали работать. Со временем доказали, что мы — настоящие актеры. Сделали инсценировку по повести А. А. Даржая «Четкер четкизи» («Сеть сатаны»), он впервые начал писать пьесы для театра. Лучшим спектаклем был «Журавлиные перья» Д. Киносита. С ним мы успешно выступили на фестивале национальных театров в Москве «Федерация — 90». На фестивале уличных театров в Польше показали действо «Праздник Бога Майдари», сами делали из папье-маше маски, шатер сшили по эскизу В. Шульги, Вячеслав Донгак был хореографом-постановщиком.

— Когда Вы вернулись в театр?

— В 1993 году, тогда ушла из жизни талантливый постановщик и актриса Ирина Ивановна Лопсан, которая была главным режиссером. Театр некому было возглавить, мои однокурсники Чылгычы Ондар и Виктор Наксыл, тогда соответственно министр и замминистра культуры уговорили, сказали: надо! На общем собрании артистов решили, что никто приезжий не сможет нам помочь. Сами должны работать, сами ставить спектакли.

— Какие свои спектакли Вы считаете этапными для театра?

— «Кара и Седип» по пьесе В. Кок-оола. 1995 год. На фестивале тюркских народов «Туганлык» в Уфе получили четыре приза: за сценографию — Валерий Павлович Шульга, я — за режиссуру, артисты — Станислав Ириль — приз за дебют и Дадар Барынмаа — за роль второго плана. Я понял, что мы оказались далеко не на последнем месте среди других коллективов России. Мы почувствовали себя национальным театром.

«Эгил, эжим, эгил», 1998 год, тогда московские критики заговорили о самобытном искусстве нашего театра. Потом был спектакль «Вихри Кара-Дага» по пьесе Э. Мижита. В 2000 году мы показали «Кто ты, Судебей?» — гран-при фестиваля «Туганлык» в Уфе.

В 2004 году на «Золотой маске» выступили со спектаклем «Король Лир» У. Шекспира. В 2009 году поставили «Культегин». Это лучшие, отмеченные публикой и призами фестивалей. Да все спектакли вообще-то любимые мною и артистами, очень трудно выделять, к примеру, «Лошадиная фамилия» по А. Чехову, «Верую!» В. Шукшина тоже были хорошими работами.

Театр должен быть на шаг впереди общества. Публика начала ходить в театр, другой вопрос — понимают ли до конца молодые зрители смысл постановок? Многие не готовы думать на спектаклях. Был случай, Елена Ослина, доцент ТГУ и супруга В. Шульги, преподаватель литературы, привела своих студентов на спектакль «Игроки» по пьесе Н. Гоголя, потом попросила написать их о чем он, то, что они написали, было ужасно, они ничего не поняли. У молодежи клиповое мышление, и я стал в последнее время сокращать тесты пьес, чтобы быстрее донести до нее смысл, потому что молодые зрители не могут долго слушать текст. Так было в работе над «Доходным местом» по пьесе А. Островского.

Марина Идам поставила «Журавли» о тувинских добровольцах. Вроде бы избитая патриотическая тема, но она использовала разные выразительные средства, понятные молодежи. Через пластику, музыку, точное определение жанра она добилась хорошего результата, удачный спектакль.

В репертуаре театра у нас спектакли разных жанров, и серьезные, и комедии, в отличие от многих других театров, где сплошные комедии, у нас все сбалансировано.

— Расскажите о режиссерском составе. Есть перспективы?

— Марина Идам крепко встала на ноги, добротный режиссер. Сюзанна Ооржак тоже крепкий постановщик, в нашем театре идет ее «Ромео и Джульетта», с якутским спектаклем «Дом Бернарды Альбы» удачно показалась на «Золотой маске». Актеры Леонид Кан-оол, Сайдаш Монгуш, Орлан Монгуш тоже учатся на режиссеров. Очень пытливый и перспективный в кукольном театре — Айдыс Чадамба. Думаю, с режиссерами у нас проблем не будет. Жаль, что некоторые режиссеры массовых зрелищ думают чаще о гонораре, а не о задачах постановщика, это большая ошибка. У нас нет настоящих мастеров-постановщиков на эстраде, в других творческих коллективах. В концертных программах должно быть все выстроено, четко отработано, сцеплять номера должен профессиональный конферансье. У нас в республике их нет.

В театре тоже есть проблемы, у нас очень сильные и талантливые, органичные артисты, обладающие прекрасными голосами, пластикой. Конечно, есть проблемы: техники, осо­бенно молодым, еще не хватает, надо много еще работать, в частности, над дикцией, речью, зрители иногда жалуются на них.

Мне кажется, что мы, коллектив театра, достойно продолжаем дела наших предшественников — режиссеров, актеров, художников. Хочу сказать, что наш театр самый живой творческий организм в республике, мы несем Слово, Мысль, Идею. Это с одной стороны гордость, с другой — большая ответственность.

Айлана КУЖУГЕТ

 
По теме
Сегодня 23 июня в 19.00 в Национальном музыкально-драматическом театре Тувы пройдет Класс-концерт выпускников тувинской студии Высшего театрального училища (института) им.
В концертном зале сотрудники и ветераны пенитенциарного ведомства Республики Тыва принимали поздравления в честь 145 годовщины со дня образования уголовно – исполнительной системы России.
С наступлением весны погода все теплее, растаявший днем снег, при очередном снижении температуры в ночное время, на поверхности земли образует тонкий слой льда.
Ресбольница №1
photo_2024-03-18_16-51-20 - ОМВД Республики Тыва 16 марта текущего года в дежурную часть Управления МВД России по г. Кызылу поступило заявление от 30-летнего местного жителя, который сообщил о совершенном в отношении него грабеже.
ОМВД Республики Тыва
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 37822 на рассмотрении 6296 решено 31526 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
Сенатор РФ Дина Оюн рассказала о семейном конкурсе среди коренных и малочисленных народов - ИА Тува-Онлайн Организатором форума, который состоялся в Москве, выступили Федеральное агентство по делам национальностей и Дом народов России при поддержке Россотрудничества и Министерства иностранных дел Российской Федерации.
ИА Тува-Онлайн