Отчетный концерт VII Международной детской музыкальной лаборатории имени Константина Тамдына немного задерживался. Музыканты все здесь, зрители – родители, преподаватели, знакомые, дети – тоже здесь. Кого ждем? Говорят: «Власть». А зачем вы ее ждете? Представители органов управления не так часто ведь ходят на концерты. Ответ поразил: «Неужели им не интересно, на что они тратят деньги?»
На что тратят деньги
Давайте возьмем, как пример, строительство. Все знают, сколько злоупотреблений было в этой отрасли. Следственный комитет только и делал, что заводил уголовные дела за «исчезновение» денег. Почему-то кажется, что на бумаге было долгое время все в порядке, иначе давно забили бы тревогу. Ну вот как-то в бумаги смотрят, а то, что домов нет, – не замечают? Вероятно, «ответственные» за хищения долго работали над этим, «прятали» правильные цифры, показывали неправильные…
А организаторы творческой лаборатории хотели показать, куда ушли деньги, хотели показать результат. Не получилось, власть особенно и не заинтересовалась итогами. Да, по бумагам потом будут проверять тщательно – так положено. Проверят и сколько талонов на завтраки-обеды-ужины получили все гости, проверят, как все талоны были «отоварены».
Но главное ведь – результат. Главное – не сколько всего съели учащиеся музыкальных школ, не как и где были размещены гости, а то, для чего все это надо было. Главный отчет – не финансовая ведомость (с которой было все в порядке и у горе-строителей), а вот этот самый итоговый концерт. И, поскольку организаторы очень хотели всем показать, на что ушли выделенные средства (публично показать), вот мы сейчас это и покажем.
Деньги в основном ушли на развитие.
Уникальность – в развитии
Да, творческие лаборатории – не редкость в России. А может быть, и за рубежом. В Красноярском крае, например, разработана десятилетняя программа работы подобной лаборатории. Как рассказал Петр Казимир, детей собирают на осенние и весенние каникулы – то есть времени на обучение у известных музыкантов у них гораздо больше. Половину дня они занимаются, другая половина дня – культурная программа. Но собирают детей – из городов и поселков Красноярского края. То есть дети видят только то, чему могут научить и чему смогли научить там.
У нас – совершенно другая система – приглашают всех, до кого смогли «дотянуться» («дотянуться» - в том числе и по финансовым причинам). В этот раз были ребята из 12 детских музыкальных школ и детских школ искусств: из Тувы, Красноярского края, Хакасии и Алтая.
А это уже предполагает не совершенствование мастерства у знакомых музыкантов, а действительной развитие – когда все видят, в чем они отстают, в чем они лучше и чему конкретно надо бы еще научиться.
Да, в очередной раз и музыканты, и мы все убедились, что в горловом пении Тува «впереди планеты всей». Но остаются проблемы со струнниками. А ведь все просто. По мнению Петра Казимира, даже важнее обучения у преподавателя - пример рядом сидящего сверстника. Ребенок видит, что со скрипкой сидит его ровесник. И понимает, что тот играет лучше. Как, почему? На примере этого ученика он видит и работу его учителя. И даже за эту неделю обучения-общения все начинают играть лучше. Ну а дальше – совершенствование в течение следующего учебного года.
Вот как-то так и работает развитие. Точнее, работают средства, выделенные на развитие. Именно за счет общения детей между собой.
Дополнительный бонус
«Чем больше отдаешь – тем больше получаешь» - такой или примерно такой постулат есть и в христианстве, и в буддизме и в разных эзотерических практиках. Затраченные средства вернутся с дивидендами.
А в качестве дополнительного бонуса – толерантность. Дети ведь все разные. С разным культурным багажом. И они учатся вместе сотрудничать. Возникает уважение к другой культуре.
Ну и еще один бонус для гостей. Мы уже как-то привыкли слушать радостно-удивленные возгласы гостей по поводу нашей республики. А они все продолжают удивляться. Только гости, приехавшие на лабораторию имени Константина Тамдына, восхищаются больше не природе (хотя и ее им, конечно, показали), а именно жителями Тувы. Их деликатностью, приветливостью, доброжелательностью и тактом.
В культурную программу входило немногое – музей, Алдын-Булак, еще кое-что. Есть горожане, которые недовольны внешним обликом столицы, а гости отметили: уютный город. Правда, по районам левобережных, как и правобережных, дач их не водили, ограничились центром. Но проблемные районы есть в каждых городах.
Еще один бонус – показали всем детям действительно высокую планку, есть на кого равняться. Заслуженный артист России, Народный хоомейжи Республики Тыва Монгун-оол Ондар, Заслуженный работник культуры России Юрий Бехтерев, Заслуженный деятель искусств Республики Тыва Петр Казимир, музыканты Духового оркестра правительства Республики Тыва. И почетный гость лаборатории - вице-президент Международной ассоциации музыкальных школ, директор международного конкурса молодых исполнителей на духовных инструментах, международного конкурса аккордеонистов, член Международной конфедерации аккордеонистов Сподрис Качанс.
Ну и о музыке
Это ведь действительно конечный результат работы творческой лаборатории.
Кто присутствовал – знает, а для тех, кто выделял средства, – своего рода отчет. Все играли действительно выше своего уровня. Точнее, выше того уровня, который у них был.
Произведения дети исполняли самые разные – тут и народная музыка, и классическая. И фантастическая. Иначе и не назовешь. Все хорошо представляют себе, как во время, например, джазового концерта, во время исполнения той или иной композиции время от времени встает какой-нибудь музыкант и звучит сольная импровизация. А если вдруг в определенный момент вступит не саксофон, а хоомейжи? Фантастика!
То, что делал Петр Казимир с оркестром и ансамблем хоомейжи, – это была фантастика. Тувинские народные песни «Межегей» и «Эки аъттар» прозвучали не просто по-новому, а, как казалось, именно так, как и должны. Может быть, именно такими они и были, если бы сто и двести лет назад тувинские музыканты располагали большим количеством инструментов.
Кстати, Петр Казимир считает, что такой микс – вполне нормально. Он говорит, что любая архаичная музыка полистилична, и из нее можно вычленить любой современный стиль, любое музыкальное направление. В данном случае позвучали «Межегей» - рок-баллада плюс архаика, «Эки аъттар» - полька, хард-рок, архаика и европейская классика.
И о наградах
Без признания в какой-либо номинации не остался, как кажется, ни один ребенок.
А Гран-при был только один. И он – у фольклорного ансамбля «Кенгирге», детская школа искусств Чадана. Художественный руководитель – Заслуженный работник культуры Республики Тыва Владимир Куулар.
В номинации «Фортепиано», в первой возрастной категории диплом лауреата 1 степени тоже ушел в Чадан - победитель Хомушку Алдын-Шуру.
В номинации «Хоомей» - большинство призов у кызыльской школы искусств им. Р.Д. Кенденбиля, и диплом лауреата 1 степени в первой возрастной категории получил учащийся этой школы Могепей Чооду.
В номинации «Духовые и ударные инструменты» в первой возрастной категории диплом лауреата 1 степени взял Хомушку Намзырай, ученик кызыльской школы искусств им. Р.Д. Кенденбиля, преподаватель Валерий Ондар.
Гости тоже получили много дипломов, в разных возрастных группах.
И еще о зеленой веревочке!
Это тоже очень важно. Два мальчика из Хакасии играли на хомусах. Карим Сагалаков – перешел в четвертый класс, Рома Тадинов – в третий. Очень общительные мальчики рассказали, что они – из Сердца Хакасии, из Аскиза, а их руководитель Юлия Ивановна Ташкенова. Но на финальном концерте играл только один мальчик – Карим, потому что у него сломался хомус, который был на зеленой веревочке и Рома ему дал свой, который был на белой веревочке, поэтому Рома не смог играть. А они начали играть только девять месяцев назад, и это их первое большое выступление.
Ну что тут можно сказать. Пусть эта беда останется самой большой в их жизни. «Ведь главное, - как сказал зам директора РШИ Артур Седип, - все мы разные, но нас объединяет музыка. Банально, но интересно». И пусть у всех ребят, учеников творческой лаборатории, главным и интересным остается музыка. А на зеленую веревочку можно повесить и другой хомус!
И. Качан