Исламские мотивы мелодий чадагана

Фото: www.tuva.asia

Тувинская правда

В № 45 "ТП" мы опубликовали рецензию на премьеру спектакля «Чадаган» доктора культурологии Айланы Кужугет. Сегодня знакомим с еще одной точкой зрения на новую постановку Национального театра РТ — доктора культурологии Валентины Сузукей.
Спектакль «Чадаган» поставлен на основе поэтического произведения Александра Александровича Даржая, первоисточником которого послужила легенда о тувинском музыкальном инструменте чадагане. Легенда эта является одним из шедевров устного народного творчества тувинского народа, как и легенды об игиле и шооре.
На основе прозаического текста легенды об игиле, опубликованного в книге «Тувинские традиционные музыкальные инструменты», народный писатель Тувы Александр Александрович Даржай также написал стихотворную поэму «Плач эгила» в стиле традиционных сказаний. Затем по мотивам той же легенды был поставлен спектакль «Вернись, мой друг, вернись!» («Эгил эжим, эгил»), ставший одним из шедевров в репертуаре нашего театра.
Так что у нашего театра есть, как мне кажется, хорошая перспектива создать целый цикл спектаклей о тувинских музыкальных инструментах, поскольку есть еще легенды о шооре и об исполнителе на игиле. Однако спектакль «Чадаган», к сожалению, не будет вписываться в этот цикл по некоторым причинам, о которых хотелось бы поразмышлять.
Во время просмотра новинки возникло несколько серьезных вопросов. Почему постановщики перенесли место действия в Причерноморье? Если действие происходит там, то и музыкальное оформление должно соответствовать тому региону, вплоть до момента появления в спектакле чадагана. Третья супруга хана, по задумке постановщиков, якобы была привезена из Тувы. И только тогда, когда она слышит свою родную, т. е. тувинскую, музыку, у нее как бы должно оттаять сердце, и она должна начать кормить грудью своего ребенка. И только в этот момент, когда появляется чадаган, то, по логике вещей, должна за-звучать и завораживающая тувинская музыка. Но зритель не ощущает этого контраста. И этот контраст иноземной и тувинской музыки в спектакле никак театральными средствами не обыгран.
С самого начала весь спектакль сопровождается великолепной тувинской музыкой, исполняемой Национальным оркестром. И этот момент вводит зрителя в заблуждение; он до конца не понимает, что действие происходит не в Туве. Он только удивляется про себя, почему у героев такие разношерстные костюмы.
Название постановки прямо указывает на тувинские реалии, и зритель ожидает «оказаться» вместе с героями в Туве. Вместо этого в спектакле появляются персонажи в мусульманских и скифских одеждах. Одеяние хана вообще позволило одному моему соседу назвать его «петухом», другой зритель во время антракта спросил меня: «Это что за скоморохи там бегают в полосатых штанах? Если не успели сшить костюмы, то сыграли бы в костюмах «Хайыраан бота» и было бы просто здорово». Во время второго акта моя знакомая сказала, что у нее возникло ощущение, как будто она смотрела «Великолепный век» в театральной постановке. Название спектакля на афише написано так, что прочитывается как «Чадахан», что также вызывает ассоциации с такими именами, как Алимхан, Эльхан и т. д.
Но по объяснению постановщиков, им надоели традиционные костюмы, и захотелось привнести ярких красок в одежды. Я понимаю, что театральные возможности позволяют использовать такие приемы, как перенос действия во времени и пространстве. Но в данном случае надо понимать, что первоисточником является  тувинская  легенда. Есть такое понятие, как культурный код. Культурный код — это уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру. Все-таки каноны сценического правдоподобия должны, наверное, соблюдаться.
Зачем было такой шедевр устного творчества своего народа, как легенда о чадагане, вкладывать в уста непонятно какого народа? Возможно, в программке и написано краткое содержание спектакля, но у зрителей в руках не было таковой, и они до конца так и не поняли, что постановщики вложили содержание тувинской легенды в уста скифов, живших в отдаленные времена в Причерноморье. Создание на сцене мешанины эпох и костюмов, даже ради красивости и яркости, как мне кажется, не оправдывает тех усилий и затрат, вложенных в этот спектакль. Еще более удивительно и то, что зрелые творческие мужи тоже подвержены такому явлению, как желание в исконно тувинский контекст вкраплять мусульманские элементы. Это, на мой взгляд, довольно тревожный сигнал.
В настоящее время на фоне ужасающей ситуации, связанной с терактами, возникает вопрос: неужели политика исламского государства настолько эффективна, что начинает подспудно проникать в умы и сердца людей и нашей страны? Многие каналы Российского телевидения, в том числе и передачи Игоря Прокопенко, уже давно бьют тревогу по поводу, например, моды на мусульманский стиль одежды, особенно в европейских странах. Или о том, что некоторая часть молодежи начинает принимать ислам.
А начинается все, казалось бы, с невинных вещей. Могу привести, как один из примеров, песню «Че бо кандыг кончуг берге кижи сен аан, хой» в исполнении Ишкин оглу. В ней много фраз, построенных с нарушением грамматических норм тувинского языка и с использованием жаргонной лексики и иноязычных слов. Кроме того, сама мелодия песни — это прямое заимствование интонаций мусульманской музыки. Возможно, эта песня задумывалась молодыми музыкантами как шутка или музыкальный юмор. И вначале это вызывает если не смех, то усмешку. Но, с учетом того, сколько раз это прокручивается в Интернете, она невольно начинает глубже проникать в сознание и со временем молодыми людьми начинает восприниматься как норма.
За последние годы опубликовано много работ на тему: «Культура как фактор национальной безопасности», где авторы пишут, что феномен экстремизма имеет питательную почву там, где едва просматриваются национальные ценности или при утрате национального своеобразия культур. Государство обеспечивает национальную безопасность, опираясь в своей политике не только на военную и экономическую доктрины, но и на охранительные возможности культуры от внешних и внутренних угроз.
А внешние угрозы — это не только военная, экономическая и агитационно-пропагандистская работа, но и активное использование средств культуры и искусства, с учетом того, что культура обладает уникальным свойством тотального проникновения в сознание людей. Причем проникновение это происходит настолько незаметно, что те, кто «усваивает» такую «пищу», даже не осознают чужого влиянии на них, не понимают, что при этом происходит утрата их ментальной идентичности. Воспринимается все это просто как современная мода на то-то и то-то.
Меня всегда удивляет и то, что особенно творческие люди не понимают того, что за пределами республики тувинская культура вызывает огромный интерес именно своим ярко выраженным национальным колоритом. Если вернуть действие спектакля в Туву, то этот спектакль тоже, несомненно, станет шедевром тувинского театра. Многие зрители так искренне сопереживали героине и ее новорожденному сыну, что даже плакали. И это благодаря только основному смысловому контексту, заложенному самой легендой и великолепной музыке, написанной к спектаклю Аяной Монгуш.
Тувинский зритель шел на тувинский спектакль и многие до конца так его и воспринимали, не обращая внимания на то, что он получился как бы не совсем тувинский, а «скифско-причерноморский». Зрители же за пределами Тувы будут воспринимать эту постановку, скорее всего, как спектакль одного из мусульманских авторов. Тувинский колорит и национальная специфика абсолютно размазаны, и тогда возникает вопрос: причем тут тувинский инструмент чадаган? Тогда спектаклю можно дать название и любого другого инструмента из Причерноморья. Не так ли?
Валентина СУЗУКЕЙ, Тувинская правда
доктор культурологии
 
По теме
Слово для доклада Председатель координационного совещания прокурор Республики Тыва предоставил начальнику отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры республики Валентине
22.06.2018
   В ходе проведенного Тывинским УФАС России мониторинга наружной рекламы на соответствие требованиям Закона о рекламе, распространяемой на территории города Кызыла, выявлена реклама, размещенная на крыше здания, по ул.
22.06.2018
 
Из Кызыла по районам и обратно - Плюс Информ Когда едешь на встречу с и.о. директора КызылГорТранса Оттук-Дашем Севээном, чтобы поговорить о междугородних перевозках, а таксист рассказывает, как его бабушка сегодня купила билет на автобус в Эрзин, понимаешь,
22.06.2018
Более трети пациентов Республики Тыва пользуются порталом госуслуг для записи к врачу - Министерство здравоохранения С января по 21 июня текущего года более 35 тысяч пациентов самостоятельно осуществили запись к врачу через портал госуслуг (ЕПГУ), количество записей при этом составило 72512 случаев.
21.06.2018
 
Кызылский районный суд Республики Тыва признал Байыра Донгака виновным в организации двух краж с проникновением в жилище, с вовлечением в совершение преступлений четверых подростков.
22.06.2018 Прокуратура Республики Тыва
В ряде субъектов Российской Федерации с начала летних каникул произошло значительное количество трагических происшествий с детьми, к расследованию обстоятельств которых незамедлительно подключился Следственный комитет.
22.06.2018 Следственный комитет
Тандинский районный суд Республики Тыва признал главного бухгалтера средней школы села Успенка Майю Комбажик виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.
19.06.2018 Прокуратура Республики Тыва
Пришло время платить В Туве по исковому заявлению прокурора местный житель через четыре года после незаконной рубки леса возместит государству причиненный ущерб.
16.06.2018 Плюс Информ
За гранью здравого смысла: бросал сына в стену, как мяч... В Республике Тыва местному жителю предъявлено обвинение в покушении на убийство малолетнего сына.
09.06.2018 Плюс Информ
Жестокое преступление, которое произошло 16 мая этого года в одном из сел Тувы, потрясло всю республику.
08.06.2018 Плюс Информ
Преобразующая сила Музыки - Министерство культуры Сказка-легенда Народного писателя Тувы Александра Даржая о происхождении тувинского музыкального инструмента чадагана получила сценическое воплощение в прошлом году.
22.06.2018 Министерство культуры
Тувинский музыкант и хоомейжи Алексей Ховалыг участвует в конкурсе Russian World Music Awards - Министерство культуры Ежегодный конкурс Russian World Music Awards является «мостом» между творческими коллективами и лучшими международными и российскими экспертами в области этнической музыки.
22.06.2018 Министерство культуры
В этом месяце, 12 числа, Николаю Рушеву исполнилось 100 лет. По такому солидному поводу в Национальном музее недавно собрались те, кто захотел вспомнить этого удивительного человека, оставившего глубокий след в культуре Тувы.
21.06.2018 Тувинская правда
Выставка художественного отделения Кызыльского колледжа искусств им. А. Чыргал-оола, которая состоялась на минувшей неделе, поразила не только умением студентов.
20.06.2018 Плюс Информ
На старте — пенсионеры - Тувинская правда 15 июня на стадионе им. 5-летия Советской Тувы состоялось открытие республиканской спартакиады пенсионеров.
21.06.2018 Тувинская правда
Открыл Спартакиаду, которая проходила в городе Новосибирске, председатель оргкомитета Спартакиады, первый заместитель прокурора Российской Федерации Александр Буксман.
21.06.2018 Прокуратура Республики Тыва
С 15 по 22 июня в столице Монголии Улан-Баторе проходят первые Азиатско-Европейские спортивные игры глухих, в которых принимает участие и сборная команда из Тувы.
20.06.2018 Плюс Информ
В редакции побывал силач Шивит Куулар с информацией о том, что в Туве, в местечке Тос-Булак,
19.06.2018 Тувинская правда
В Тандинском районе сотрудники Госавтоинспекции провели для школьников велогонку.
19.06.2018 Тувинская правда
Мероприятие по уничтожению дикорастущей конопли на левобережных дачных обществах провели сотрудники мэрии Кызыла совместно с представителями отделения наркоконтроля Управления МВД по Кызылу,
22.06.2018 Администрация г.Кызыл
Симпозиум «Хоомей» в лицах - Министерство культуры С десятков фотографий разных лет на нас смотрят организаторы, участники и гости симпозиума.
21.06.2018 Министерство культуры