Как рождался тувинский танец

Фото: tuvapravda.ru

Сегодня в современной Туве без танца невозможно представить ни одно мероприятие, будь то торжественное или развлекательное; официальное или бытовое. И редко кто задумывается о том, что такое танец, каковы его функции, назначение и был ли вообще бытовой народный танец в Туве.

Исторически сложилось так, что к началу ХХ столетия сохранились лишь ритуально-обрядовые формы тувинского танца, такие как девиг («танец орла»), хамнын самы (шаманский танец), цам (танец масок буддийской мистерии), эпизодическое описание которых впервые встречается у исследователей-этнографов и путешественников конца XIX — начала XX вв. При этом ни один из данных исследователей не оставил описаний бытовых форм народного танца тувинцев (или не обнаружил их). Народный танец отсутствовал на народных и семейных праздниках. В тувинском языке даже не было слова со значением «танец». Действительно, в словарном корпусе тувинского языка, как оказалось, имеется несколько слов, которые можно применить к понятию «танец». Сегодня используют слово сам, которое является производным от тибетского чам и монгольского цам . Наравне со словом сам используют танцылаар, плясатьтаар , что является русским заимствованием (калькой), когда русское слово подвергается правилам тувинской орфографии. Анализ этнической терминологии также указывает на отсутствие танцев вне контекста ритуально-обрядовой сферы.

Так когда же танец вошёл в повседневную жизнь тувинцев и успел стал его неотъемлемой частью?

В начале XX века была организована «Русская самоуправляющаяся трудовая колония» (РСТК), в которой важное место занимало решение культурных задач. С начала 1920-х годов ведёт культурную работу центральный рабочий клуб в Кызыле, где успешно развивалась художественная самодеятельность. Большую роль в культурном обмене играли праздники, которые отмечались совместно, и на которых звучали песни, музыка обоих народов, исполнялись танцы, игры. Так, на основе русской круговой кадрили рождается первый тувинский танец « Челер-ой » «рысак». 18 августа 1924 года в Кызыле был открыт первый в Туве Народный дом, построенный на средства РСТК. Как отмечает Н. М. Моллеров, в центральном рабочем клубе широко развернулась кружковая работа, проводимая, в основном, советскими специалистами. Большой популярностью пользовались театральные кружки, а на сцене рабочего клуба ставились музыкально-драматические спектакли (в которых, возможно, были танцевальные сцены).

Немаловажную роль играли и летние пионерские лагеря, где дети аратов знакомились с новыми играми, занимались физкультурой, постигали в том числе и азы танцевального искусства.

Важнейшим событием в развитии тувинского сценического танца стало решение VIII Великого Хурала об организации Государственного тувинского театра в 1935 году. С января 1936 года при учебном комбинате Кызыла был создан первый национальный театр-студия, призванный подготовить специалистов-актёров средней квалификации. Танец преподавался лишь как вспомогательная дисциплина в профессии актёра. Своих специалистов в области хореографического искусства не было, поэтому в качестве таковых выступили работники русского посольства и партийные работники ТНР.

К 1940 году театр перерос рамки самодеятельности и по решению партии и Правительства ТНР музыкально-театральная студия была реорганизована в государственный музыкально-драматический театр-студию, где продолжилось освоение всех составляющих компонентов театра — вокала, танцев, музицирования, актёрского мастерства.

Для дальнейшего улучшения работы Государственного музыкально-драматического театра Политбюро ЦК ТНРП (Тувинской народно-революционной партии) постановило: в целях создания будущих балетных кадров государственного театра и развития национального танца создать при государственном театре вечернюю хореографическую мастерскую с 2-хлетним курсом обучения, для детей от 14–15 лет, отпустив для этого на 1941–1942 гг. 4300 акша . Был составлен учебный план, который включал изучение следующих предметов: танцы — 24 часа; музыка — 16 часов; мастерство актёра — 16 часов; грим — 4 часа; акробатика — 4 часа. Недельная нагрузка — 16 часов в неделю, 64 часа в месяц. Фактически это означало выделение хореографии в отдельную отрасль тувинского искусства, ставшую предметом государственной культурной политики. Но только в 1943 году с приездом профессионального московского педагога и балетмейстера Анатолия Васильевича Шатина, направленного в Туву Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР, начинается новый этап в развитии хореографического образования и, соответственно, тувинского сценического танца.

В Туву А. В. Шатин приехал с женой Е. Н. Чаровой — артисткой балета, педагогом-репетитором и 12-летней дочерью Евгенией. По приезду А. В. Шатин среди школьников Кызыла произвёл набор в балетную группу в количестве 20 человек. В неё вошли К. Кыдай, К. Нам­чак, Матюшов, Г. Севильба, Е. Харлыг, М. Сай-Хоо, А. Саг­ды, Ф. Дубовская и др. Из бывших студийцев в новую хореографическую студию (будущего училища) были отобраны всего 3 человека: Кысыгбай, Сагды и Ажыкмаа. Через две недели после приезда А. В. Шатин уже начал занятия с группой детей, возраст которых был от 12 до 17 лет. Трудности возникали на каждом шагу. Самая первая и, как оказалось, труднопреодолимая из-за многовековых предрассудков и природной стыдливости — облачение учащихся в специальную одежду для занятий танцем: девочек в хитоны, а мальчиков — в трусы и майку. Первое время занимались босиком, так как приобретение специальной балетной обуви было довольно проблематично. Первостепенные задачи, которые А. В. Шатин ставил перед собой и студийцами, были следующими: подготовка будущих артистов балета физически развитыми, с красивыми телами, хорошей координацией движений; изучение национального фольклора и быта; создание национальных сценических танцев.

А. В. Шатину пришлось интенсивно изучать жизнь и быт тувинцев, обряды и обычаи, природную пластику, манеру двигаться, жесты и многое-многое другое, чему он неустанно учил и своих воспитанников — внимательно наблюдать за всем, что их окружает. Объезжая Туву в поисках талантливых учеников, он и сам впитывал в себя всё, что видел — как работают, как сидят, как ходят, как отдыхают, как общаются друг с другом и с детьми, формы приветствия, прощания, различные позы, положения рук, повороты и наклоны головы, осанку и многое другое, чтобы потом на этой основе создавать национальные танцы.

В студии уроки шли строго по расписанию — каждый день с утра до двух часов дня — занятия классическим и народным танцем, после обеда –общеобразовательная школа, а вечером репетиции. К весне 1943 года, фактически после 3–4 месяцев интенсивной работы, А. В. Шатин смог поставить молдавский, белорусский, украинский и русский танцы. Работа шла так успешно, что вскоре хореографическое отделение стало одним из основных в составе театральной студии. Без танцев не обходился ни один концерт или спектакль.

В первую гастрольную поездку отправились две группы. В одну вошли Е. Н. Чарова и Н. Ы. Кысыгбай — танцевальная пара, созданная А. В. Шатиным. Они посетили Чадан, Барун-Хем, Бай-Тайгу, Тандынский хошун, Чаргаланды и район озера Тере-Холь. Вторая группа отправилась с А. В. Шатиным, и уже летом 1943 года, после поездки в Эрзин, А. В. Шатин поставил первый тувинский танец « Декей-оо » для Галины Севильба, где она танцевала и играла на лимби. Затем был танец «Юность», поставленный А. В. Шатиным в 1943 году, и последний танец — «Звенящая неж­ность», поставленный А. В. Шатиным в Туве, был показан летом 1944 года. Именно этому танцу выпала особая судьба — ему суждено было стать эталоном тувинской хореографии.

Шесть месяцев шла напряженная конкурсная учёба, которая закончилась в первых числах июня 1943 года, а 19 июня вышел приказ № 103 за подписью директора театра-студии В. Кок-оола о размерах стипендий учащимся балетного отделения, окончившим конкурсную учёбу. 90 акша в месяц полагалось учащимся, имеющим хорошее поведение и принимающим активное участие в общественных работах. Среди таких: Ажыкмаа, Севильба, Кыдай, Клара, Сагды. 80 акша полагалось студентам второй категории: Сарыг-оол, Сарыг, Торуг-оол, Барбак-оол, Харлыг, Лопсанай, Падыргы, Тандар-оол. 70 акша — ученикам 3 категории: Мишка, Макар, Кок, Шурумаа, Толгар, Тарый. Стипендия начислялась с первого июня 1943 года. Чуть позже были выданы и студенческие билеты.

Летом воспитанников отправили в пионерский лагерь вместе со своим педагогом, где на свежем воздухе занятия и репетиции не прекращались. Полным ходом шла подготовка к праздничному концерту. Учащиеся обязаны были принимать активное участие во всех концертных мероприятиях театра, часть из которых проводилась в летние месяцы. Много гастролировали по Туве, знакомя неискушённого зрителя с танцевальной культурой разных народов — СССР и зарубежных — и везде публика с восторгом принимала артистов.

С 1 августа 1943 года официально был объявлен приём заявлений на хореографическое (балетное) отделение государственного театрально-музыкального училища, где указывалось, что принимаются дети в возрасте от 12–16 лет, прошедшие специальные отборочные испытания (т. е. проверенные и рекомендованные А. В. Шатиным, Е. Н. Чаровой и Н. Ы. Кысыгбаем во время поездок по республике). Умение танцевать при поступлении было не обязательным. В училище принимались не только тувинские, но и русские ребята, так как в 1942 году, после ликвидации Комитетов советских граждан, русские были законодательно приравнены к тувинским гражданам, а культурно-просветительская работа подчинялась соответствующим тувинским правительственным органам.

По результатам предварительных испытаний в балетную студию А. В. Шатиным был сформирован костяк класса, который включал 12 девочек и 10 мальчиков. Н. Ы. Кысыгбай, хотя и обучался в классе А. В. Шатина, но по документам числился ассистентом с зарплатой. Состав группы не был постоянным, что в понимании А. В. Шатина было недопустимо (проведён тщательный отбор, и вдруг в класс попадает совершенно «неспособный» по балетным меркам человек, да к тому же упустивший момент формирования базовых умений и навыков в хореографии).

Отдельная тема — концертмейстер Надежда Дмитриевна Сигова. Анатолий Васильевич потратил много времени и усилий, доказывая театральному начальству необходимость концертмейстера на уроках хореографии. В результате удалось добиться её назначения на должность концертмейстера — это была находка для отделения. На первых порах на уроках А. В. Шатина подыгрывал А. Н. Аксёнов, когда у него выпадало свободное время.

Кроме А. В. Шатина, который был назначен заведующим отделением и преподавал ритмику, классический танец, вёл работу с ассистентами (такими были Н. Ы. Кысыгбай и М. М. Мунзук), преподавателями на хореографическом отделении работали Е. Н. Чарова — классический танец, народно-характерный танец, Р. Г. Миронович — музыкальное воспитание, Теплякова-Чудина — мастерство актёра.

Ирина ОНДАР,

заслуженный работник культуры РТ,

заместитель директора по научно-методической работе ККИ

(Окончание следует).

 
По теме
И серьги с динозавриком… - Плюс Информ Выставка художественного отделения Кызыльского колледжа искусств им. А. Чыргал-оола, которая состоялась на минувшей неделе, поразила не только умением студентов.
20.06.2018
О программе симпозиума симпозиума «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии» - Министерство культуры Обновленная программа  VII Международного этномузыкологического симпозиума  «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии»  Четверг, 21 июня  В течение дня - Заезд и размещение участников.
20.06.2018
 
Вниманию меломанов и поклонников горлового пения! - Министерство культуры В дни VII Международного этномузыкологического симпозиума "Хоомей - феномен культуры народов Центральной Азии" на отдельные мероприятия вход платный:  - на показ спектакля "Чадаган" в Национальном театре Тувы 21 июня,
20.06.2018
Гринландия для романтиков - Министерство культуры XXVI Всероссийский фестиваль авторской песни «ГРИНЛАНДИЯ – 2018» состоится с 19 по 22 июля 2018 года на берегу реки Быстрицы у с. Башарово Октябрьского района города Кирова под девизом «Люблю тебя, моя Россия!».
19.06.2018
 
Награда лично в руки - Министерство культуры Накануне в Национальном музее Тувы им. Алдан Маадыр прошла церемония вручения Почетной грамоты Главы – Председателя правительства Республики Тыва заведующей экспозиционно-выставочным отделом Шолбане Монгуш.
19.06.2018
Тува: На межрегиональном фестивале «ВерховьЁ» в старообрядческом селе Сизим пройдет праздник «Малоенисейская уха» - ИА Тува-Онлайн Журналистский десант в эту субботу высадился в село Сизим Каа-Хемского района, где всего через 12 дней с 29 июня по 2 июля пройдет III Межрегиональный фестиваль русской культуры на Малом Енисее «ВерховьЁ» .
19.06.2018
 
Найдут ли мумию в Пий-Хеме? - Тувинская правда Курган «Туннуг» в Пий-Хемском районе, к раскопкам которого российские и зарубежные археологи приступили в этом году, — крайне интересный для науки объект.
19.06.2018
Вниманию детей и их родителей - Министерство культуры С целью популяризации культурного наследия народов России и приобщения школьников к истории и культуре России министерство культуры Республики Тыва продолжает реализацию Национальной программы детского туризма «Моя Россия».
19.06.2018
Тандинский районный суд Республики Тыва признал главного бухгалтера средней школы села Успенка Майю Комбажик виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.
19.06.2018 Прокуратура Республики Тыва
Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва признал Мергена Карашпая виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.
18.06.2018 Прокуратура Республики Тыва
Пришло время платить В Туве по исковому заявлению прокурора местный житель через четыре года после незаконной рубки леса возместит государству причиненный ущерб.
16.06.2018 Плюс Информ
За гранью здравого смысла: бросал сына в стену, как мяч... В Республике Тыва местному жителю предъявлено обвинение в покушении на убийство малолетнего сына.
09.06.2018 Плюс Информ
Жестокое преступление, которое произошло 16 мая этого года в одном из сел Тувы, потрясло всю республику.
08.06.2018 Плюс Информ
Курган «Туннуг» в Пий-Хемском районе, к раскопкам которого российские и зарубежные археологи приступили в этом году, — крайне интересный для науки объект.
19.06.2018 Тувинская правда
Томские ученые создадут цифровую модель скифских курганов тувинской «Долины царей».
14.06.2018 Тувинская правда
Ежегодно 24 мая по всей стране широко отмечается День славянской письменности и культуры.
12.06.2018 Тувинская правда
«Степняки» из филармонии - Министерство культуры Музыканты Тувинской государственной филармонии имени Валерия Халилова удивили в очередной раз.
20.06.2018 Министерство культуры
Азимут-Кызыл приглашает смотреть матчи Чемпионата мира по футболу на широком экране - ИА Тува-Онлайн Новый отель «Азимут-Кызыл» установил в лобби-баре гостиницы т елевизионный экран с полутораметровой диагональю , который позволяет смотреть матчи Чемпионата мира по футболу в компании,
20.06.2018 ИА Тува-Онлайн
В редакции побывал силач Шивит Куулар с информацией о том, что в Туве, в местечке Тос-Булак,
19.06.2018 Тувинская правда
В Тандинском районе сотрудники Госавтоинспекции провели для школьников велогонку.
19.06.2018 Тувинская правда
Музыканты Тувинской государственной филармонии имени Валерия Халилова удивили в очередной раз.
16.06.2018 Плюс Информ
Вниманию меломанов и поклонников горлового пения! - Министерство культуры В дни VII Международного этномузыкологического симпозиума "Хоомей - феномен культуры народов Центральной Азии" на отдельные мероприятия вход платный:  - на показ спектакля "Чадаган" в Национальном театре Тувы 21 июня,
20.06.2018 Министерство культуры
АО «Кызылская ТЭЦ» завершила гидравлические испытания тепловых сетей. За два дня на прочность и плотность проверили магистральные, разводящие и внутриквартальные тепловые сети.
19.06.2018 Администрация г.Кызыл