Композитор Дамба Хуреш-оол. 75 лет со дня рождения и 25 - со дня смерти

Композитор Дамба Хуреш-оол. 75 лет со дня рождения и 25 - со дня смерти
Фото: www.tuvaonline.ru

Юбилей, которому мы посвящаем статью, — это даты рождения и смерти Хуреш-оола Кара-Саловича Дамба, завязанные судьбой в неразрывный узел: в этом году исполнилось 75 лет со дня рождения и 25 лет со дня смерти. Жизнь композитора, начавшись 20 июля 1943 года, оборвалась 25 июня 1993 года, меньше месяца оставалось до 50-летия…

Хуреш-оол Кара-Салович Дамба — представитель второго поколения национальной композиторской школы Тувы, лауреат премии ВЛКСМ, член Союза композиторов СССР. О нем написано достаточно много в различных публикациях (это помимо газетных статей в местных СМИ): в форме справочной информации — как в столичных изданиях Союза композиторов СССР 70-х годов, так и в местных изданиях Республиканской библиотеки им. А. С. Пушкина (в последнем представлена наиболее полная информация об изданных сочинениях и публикациях в СМИ); в статьях музыковедов Казанцевой, Сапельцева, Осипенко, Курченко, Кыргыс (Нурсат), Оюн, коллективном труде НГК, монографиях Карелиной, Пыльневой, опубликованных в период 1970–2010-х годов и имеющих различную направленность и формат — от небольших статей до обобщающих трудов; музыковедческий анализ ряда произведений Хуреш-оола Дамба нашел отражение в рукописных работах — дипломной работе выпускника ТКФ НГК Владимира Борисенко, в кандидатских диссертациях Галины Осипенко и Инессы Цыбиковой-Данзын, дипломном реферате выпускницы Кызылского колледжа искусств Алены Чымба, основные сферы творчества композитора представлены в докторских диссертациях Е. К. Карелиной, Л. Пыльневой; изучение жизни и творчества композитора вошло в образовательную практику: отметим рукопись учебника Галины Осипенко «Тувинская музыкальная литература», в Туве это рукописные методические разработки З. К. Казанцевой и А. Д.-Б. Монгуш — педагогов по курсу «Тувинская музыкальная литература», которые ранее вели его в Кызылском колледже искусств, раздел по тувинской музыке Зинаиды Казанцевой — в коллективной учебной программе по курсу «Слушание музыки и музыкальная литература для ДМШ и ДШИ», отразившей богатый опыт автора в преподавании тувинской музыки учащимся РШИ, а в Бурятии — это учебно-методические работы Инессы Цыбиковой-Данзын «Фортепианная музыка композиторов Тувы», предназначенные для студентов Восточно-Сибирского вуза культуры и искусства.

Парадоксально, но при всём этом… художественный мир композитора для большинства музыкантов-профессионалов и ценителей музыкального искусства Тувы по-прежнему остается «закрытым», а его личность — непонятой и по-настоящему неоценённой…

Но в 2015 году благодаря родственникам и близким композитора домашний архив Хуреш-оола Дамба нашелся. Он на протяжении двадцати с лишним лет хранился у его племянника Орлана Кара-Саловича Дамба. Они обратились в Кызылский колледж искусств, когда открывали мемориальную доску в родительском доме в с. Шуй Бай-Тайгинского района. После этого события архив был передан в кабинет тувинской музыки ККИ — в то «родное» место, где юбиляр начинал серьезное обучение музыке.

Нам пришлось убеждать племянника, что музыку Дамба должны изучать, исполнять, пропагандировать студенты и преподаватели колледжа, чтобы ноты не лежали мертвым грузом ещё многие годы. Исследователь тувинской музыки, доктор искусстоведения, доцент Новосибирской консерватории Е. К. Карелина обратила внимание на проблему, и под ее профессиональным руководством нам удалось раскрыть некоторые неизвестные или «недостающие» страницы из его творческой биографии (весной этого года прочитаны доклады и опубликованы статьи по этой теме на Международных конференциях в Новосибирске и Красноярске).

Для сбора материалов ценными воспоминаниями поделились ветераны культуры: З. К. Казанцева, М. А. Шавинер, В. А. Чооду, Т. Ч. Даваа, В. В. Нагорный, К. К. Ховалыг; родственники и земляки юбиляра: Орлан Дамба, Сесенмаа Хертек (Кара-Сал), Сарыг-оол Монге, Сарыг-Донгак Ким-оол, Кан-оол Чошкак; ученики по классу композиции: А. А. Медведева, Н. А. Лопсан.

Материалы, сданные в наш кабинет тувинской музыки, представляют собой рукописи, газетные вырезки, нотные тетради с записями собственных произведений, редактируемых песен чужих авторов, партии для поэмы «Моя Тува» и струнного квартета, магнитофонные бобины с аудиозаписями (сейчас оцифрованы). Также книги и ноты из личной библиотеки, официальные документы и фото. Среди личных нот: том сонат Моцарта, том сонат Прокофьева, 24 прелюдии и фуги Шостаковича — то, что ценил и периодически проигрывал на фортепиано. Игил, на котором играл Хуреш-оол Дамба, сделанный его отцом, теперь требует реставрации (хранится у Орлана Дамба). Каждый листок бумаги свидетельствует о прожитых моментах, которые раскрывают недостающие факты из жизни композитора, помогая оценить все грани способностей и дарований, отшлифованные через старания и труд и соединившиеся в одно гармоничное целое — такова суть творческой личности.

По новым архивным материалам выявляются малоизвестные стороны жизненного пути и ранее неизвестные сочинения Хуреш-оола Дамба. Он составил свою краткую автобиографию (рукопись 84-го года на 2-х листах на тувинском языке, которая является новым документом для уточнения фактов жизни и творчества). Периодически выступал на Гостелерадио — есть сценарий программы о творчестве А. Н. Аксёнова (4 апреля 84-го года вел радиопередачу в честь 75-летия со дня рождения композитора), также готовил передачу о детских песнях. Таким образом, он пропагандировал на широкую аудиторию суть композиторского труда. Реализовывал себя в качестве музыковеда — исследовал и подготовил лекцию по творчеству композитора Владимира Токи, периодически печатал свои статьи в местных газетах.

  Пробовал себя в качестве руководителя женского вокального ансамбля пединститута (сохранилось заявление от 84-го года). Давал частные уроки игры на фортепиано, а также консультации самодеятельным композиторам (есть черновик объявления и калькуляция). Работал заведующим музыкальным сектором республиканского научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительской работы (РНМЦ) — есть заявление об отпуске от 84-го года. Показал себя патриотом фолькло-ра — есть рукопись доклада на двух листах о народной музыке; записывал у информаторов полевые материалы: в исполнении Борбака мелодия на хомусе, мелодии народных песен («Кошкун арат», «Уран чогаал», «Теве-Хая» и т. д.).

Очень интересно, что Хуреш-оол Дамба мог бы стать научным сотрудником — он переписывался с кем-то во время совещания: сохранился листок, где собеседник порекомендовал композитору работать в секторе фольклора ТНИИЯЛИ. Дамба выражает желание: «Я думаю, что эта работа мне подойдет. Здесь не вижу результатов своего творческого роста». Вопрос: «С вышестоящим руководством поговорили?» Ответ Дамба: «Ю. Аранчын зовет меня к себе», ответ: «Хорошо. Вперед!» Жаль, что трудно уточнить год данного разговора.

Среди документов — акт 76-го года о приёмке для репертуара Кызылского училища искусств ранее нам неизвестной «Сюиты для фортепиано» в шести частях. Также неизвестный ранее «Второй концерт для симфонического оркестра» в трех частях упоминается автором в перечне произведений за 85-й год. Черновые записи тем «Шествия масок», «Йорээл ыры» свидетельствуют о неосуществленных проектах, вероятно, сценических.

К тексту песен он относился тщательно, всегда искал хорошие стихи (собирал вырезки из газет, одна его статья специально посвящена этому вопросу). Дружил с тувинскими писателями (есть письмо Оолета Чимита от 7 мая 93-го года, который послал два стихотворения — автор просит написать мелодию к ним, дает полноценное право изменить, убрать или дополнить слова на свой лад) — к сожалению, через месяц композитора не стало.

Из документальных свидетельств и воспоминаний современников, как из кусочков мозаики, складывается портрет личности композитора — патриота своей родины, который видел жизненный долг в том, чтобы, получив профессиональное образование, служить людям творчеством, писать красивую, достойную музыку, просвещать и развивать музыкальное искусство в Туве. Идеалом служило мастерство великих музыкантов, а трудолюбие и требовательность к качеству своей работы он впитал с ранних лет на примере родителей.

Показательны воспоминания земляка Сарыг-оола Монге, который высказался по поводу песен Дамба: «Твои красивые песни разнеслись среди народа. Очень отрадно. Но пойми правильно, почему-то они сложноваты для меня, а нельзя ли как-то попроще написать?

— Кто достиг высот в каком-либо деле или искусстве, не стоит опускаться. Нужно держать тот уровень.

Он был прав, разговор запомнился».

Очевидно, что творческая биография и произведения Хуреш-оола Дамба нуждаются в более детальном исследовании, а его вклад в тувинскую музыкальную культуру еще предстоит в полной мере оценить. 

Ещё новости о событии:

Композитор Дамба Хуреш-оол. 75 лет со дня рождения и 25 - со дня смерти - ИА Тува-Онлайн
Юбилей, которому мы посвящаем статью, — это даты рождения и смерти Хуреш-оола Кара-Саловича Дамба, завязанные судьбой в неразрывный узел: в этом году исполнилось 75 лет со дня рождения и 25 лет со дня смерти.
19:50 08.08.2018 ИА Тува-Онлайн - Кызыл
Юбилей, которому мы посвящаем статью, — это даты рождения и смерти Хуреш-оола Кара-Саловича Дамба, завязанные судьбой в неразрывный узел: в этом году исполнилось 75 лет со дня рождения и 25 лет со дня смерти.
11:12 08.08.2018 Министерство культуры - Кызыл
Юбилей, которому мы посвящаем статью, — это даты рождения и смерти Хуреш-оола Кара-Саловича Дамба, завязанные судьбой в неразрывный узел: в этом году исполнилось 75 лет со дня рождения и 25 лет со дня смерти.
11:22 07.08.2018 Тувинская правда - Кызыл
 
По теме
“Дорогие друзья! Поздравляю Вас с Международным днем театра! Театр обогащает нашу жизнь новыми красками, дарит эмоции, заряжает жизненной силой, заставляет трепетать сердца и сопереживать.
В Туве подросток получил электротравму на площадке трансформатора - Сетевое издание В центре Азии О происшествии сообщает прокуратура города Кызыла. 28 марта на территории неогороженного трансформатора по улице  Магистральная города Кызыла подросток получил электротравму.
Сетевое издание В центре Азии
В Республике Тыва устанавливаются обстоятельства получения несовершеннолетним электротравмы - Следственный комитет Фото СУ СК России по Республике Тыва Вчера в правоохранительные органы города Кызыла Республики Тыва поступило сообщение о доставлении в медицинское учреждение 14-летнего местного жителя с травмами от удара электричес
Следственный комитет
Лекарственная зависимость - РЦМП 📌Злоупотребление лекарствами – одна из форм наркомании, требующая своевременной диагностики и квалифицированного лечения.
РЦМП
Минздрав Тувы и Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека г. Иркутск подписали соглашение о сотрудничестве - Министерство здравоохранения В рамках этого документа предусматривается организация оказания медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детскому населению,
Министерство здравоохранения
“Дорогие друзья! Поздравляю Вас с Международным днем театра! Театр обогащает нашу жизнь новыми красками, дарит эмоции, заряжает жизненной силой, заставляет трепетать сердца и сопереживать.
Министерство культуры