Если бы не смартфоны, в которые были устремлены почти все взгляды, то можно было подумать, что мы заблудились во времени. Как же идут мальчишкам нарядные гусарские курточки, украшенные бутафорской позолотой — жёлтой тесьмой и такой же бахромкой — и золотыми пуговицами. Не без лихости накинули такую на плечо (а под ней светленькая рубашечка) — и сразу подтянулись, посерьёзнели. Писаные красавцы.
Под стать им и девчата: длинные волосы или накручены локонами и слегка укреплены сзади, чтобы не растрепались, или убраны в высокие причёски. Белоснежные летящие платья, по-девичьи скромные и нежные. Засмотришься на эту красоту и невольно вздохнёшь: куда всё подевалось?
Нарядные школьники рассыпались по актовому залу, чтобы с первыми аккордами полонеза мгновенно выстроиться в танцевальную колонну. Юноши подхватили своих дам за тонкие пальчики и повели на сцену. Так, костюмированным погружением в эпоху, в лицее № 15 стартовал муниципальный тур первой республиканской интеллектуальной игры «А.С. Пушкин: диалог культур». Завершился танец короткой инсценировкой: облагороженные своими историческими ролями юноши, представляемые ведущими, один за другим возникали на сцене; последним появился сам «француз» Александр Сергеевич. Для пущего эффекта чернявый старшеклассник — ни дать ни взять сам Саша — прочитал отрывок из стихотворения «19 октября», правда, переименовав Царское Село в лицей № 15. На последних словах друзья сомкнулись полукругом, скрепившись ладонями на плечах «Пушкина», и торжественно провозгласили своё бессмертное братство.
Надо сказать, что зрителям в этот день предстояло глотать слезу не только глядя на театральную пробу юности, так трогательно изобразившую пушкинский лицей. Но об этом чуть ниже.
Игра, организованная в Кызыле региональным отделением общероссийской Ассоциации учителей русского языка и литературы, проходила одновременно на трёх площадках тувинской столицы: в лицее № 15, куда пригласили нас, а также в школе № 12 и в республиканской школе-интернате. Шестьдесят самых умных мальчишек и девчонок из Турана, Ак-Довурака, Чадана и нескольких кызылских учебных заведений сошлись в интеллектуальном поединке, чтобы выяснить, в какой школе Тувы лучше всего знают творчество великого русского поэта.
…Игра развернулась в кабинете литературы лицея, куда школьники передислоцировались после театрализованного вступления, воодушевлённые и трепещущие.
Начали с интеллектуальной разминки: сначала представители команд выступили с коротким устным эссе о поэте, его значении для культуры и современности. Потом — разминка уже командная, использовать потребовалось знания и чутьё в лексике и орфоэпии: ведущая Надежда Сат, руководитель Ассоциации, зачитывала архаичные или редко употребляемые слова, а ребятам надо было их правильно записать, поставить ударение и вспомнить, а то и догадаться, что они означают.
Последовавший затем этап — «Своя игра» — выдался самым жарким. Основным материалом для игры стал «Евгений Онегин». Задания по тексту организаторы разделили на четыре категории. В каждой — по пять вопросов, оценённых, в зависимости от сложности, от пяти до 25 баллов. Так, пошевелить извилинами и напрячь память предлагалось по темам: «Роман в стихах «Евгений Онегин» и искусство», «Герои романа «Евгений Онегин», «Исторические личности в романе» и «Продолжи цитату». Задания получились исключительно интересными. Глаза горели не только у участников, которые, справившись с одним вопросом, кровожадно впивались в монитор в ожидании следующего. Азарт охватил и зрителей-болельщиков, и самих членов жюри. Жюрили на этой площадке бывший министр образования Пётр Морозов, председатель жюри, ныне редактор журнала «Башкы», и Ольга Иргит, замдиректора Института развития национальной школы.
Команды соображали искромётно. Редкий вопрос заставлял ребят крепко задумываться, совещаться и ломать голову. Это к тому, что сборные представляли свои школы очень достойно: ребята отлично ориентировались в поэтическом тексте. А соревновались на этой площадке дети из собственно лицея, школы № 11 и Ак-Довурака. Приезжая девчачья команда не робела и держалась нисколько не хуже городских школьников. Отмечу, к слову, что ак-довуракские девчонки заняли второе место в игре, опередив школу № 11. Принимающие гостей лицеисты деликатно взяли титул победителя.
Для участия в последнем испытании, где лицеисты предстали в ослепительном блеске, школьники провернули огромную предварительную работу. Домашнее задание состояло в том, чтобы подготовить сообщение о Пушкине, переведённом на тувинский язык. Готовили и доклад, и параллельную презентацию, чтобы зритель не скучал. Тут так волновались, что одна из докладчиц не смогла завершить выступление: с девочкой сделалось дурно, и ей разрешили просто сдать работу жюри.
— И я бы тоже волновался в таком возрасте говорить о Пушкине, — заступился за школьницу Пётр Морозов. — Это трудно и тяжело. За Пушкиным так много кроется...
На Петра Александровича произвело огромное впечатление выступление учащихся лицея. Свою работу они завершили строками о поэте, написанными Светланой Козловой. И строки эти удивительно вплелись в ткань выступления, так органично и проникновенно его завершили, что жюри, аплодируя ораторам, второй раз за день едва сдерживало слёзы.
— Так уместно, так умно, — не мог оправиться от впечатления председатель жюри. — Знаете, мы со Светланой Владимировной Козловой в своё время очень тесно сотрудничали. Часто писали вместе передовицы в «Тувинскую правду». Мы много общались… И как так получилось, что именно эти строки я пропустил? Я думаю, даже не все биографы, не все писатели и поэты так писали о Пушкине, как это тепло сделала Светлана Владимировна.
Редактор «Башкы» пообещал, что исследования школьников, которые они представили и в электронном виде, будут обязательно напечатаны в журнале: кто знает, может, эти работы вдохновят кого-то ещё в очередной раз погрузиться в жизнь и творчество великого поэта и заново открыть для себя Пушкина?
Но игра на этом не завершилась. Как сообщила одна из главных организаторов события учитель литературы лицея № 15 Зинаида Дехтяр, второй, республиканский, тур игры пройдёт в следующем учебном году — осенью. Тогда определится и абсолютный победитель — школа, которая знает Пушкина лучше всех в республике.
Виктория КОНДРАШОВА