Всетувинский съезд лам и родной сын нойона Хайдыпа

Фото: plusinform.ru

Очень странное, но очень важное для духовной жизни тувинского народа событие произошло 90 лет назад: восьмого марта начался Всетувинский съезд лам, в работе которого приняли участие не только священнослужители и члены правительства ТНР, но и партийные деятели. Возможно, что одним из самых активных участников съезда был родной сын нойона Хайдыпа, приемного отца Буяна-Бадыргы Монгуша.

Дондук в самолете не молился

Весной 1928 года в Кызыле состоялся съезд лам, который мог бы направить политику Тувы совсем в другое русло. Почти четверть мужского населения республики в какой-то мере относилась к сословию священнослужителей – это были ламы и хуураки. У Тувы был шанс стать теократической республикой.

И население в целом было очень религиозно, даже партийная и государственная верхушка. Отто Менхен-Хелфен в своей книге «Путешествие в Азиатскую Туву» писал: «Известный своими левыми взглядами Тока утверждал, что все тувинские министры молятся, единственное исключение – президент Дондук. И это, пожалуй, правда. Несколько лет назад русские предложили тувинским делегатам, приехавшим в Москву на конгресс Коминтерна, совершить над столицей пару кругов на самолете. Любопытные тувинцы приняли приглашение. Но едва самолет оторвался от земли, делегаты вытащили свои четки, поцеловали амулеты, воззвали к своим богам и не прекращали молиться до тех пор, пока самолет не приземлился». Впрочем, этот факт не особенно показательный. В двадцатых годах, наверное, в самолетах все молились – авиаперелеты не были массовыми, и большинству людей казались страшноватой диковиной.

Но вот этот самый «президент Дондук, а точнее, председатель Совмина Куулар Дондук выступил с обширным докладом о роли и положении буддизма в обществе, о проблемах тувинского духовенства. Марина Монгуш в книге «История буддизма в Туве» приводит фрагмент из его выступления: «В настоящее время мы, тувинский народ, являемся свободной республикой, но в силу некоторых обстоятельств и принятой нами Конституции, где говорится, что в целях обеспечения за трудящимися свободы совести, церковь отделяется от государства и религия объявляется частным делом каждого гражданина, значительная часть населения как бы отделена и находится почти вне закона».

Участники съезда

В съезде принимали участие 33 ламы-делегата, представляющие все хурээ Тувы. Двенадцать из них имели ученую степень кешпи, девять лам-лекарей, пять – лам-астрологов. Все 33 читали по-тибетски, но тибетским разговорным языком владел только один. Монгольским письменным владели семь человек, монгольским разговорным - шестнадцать.

Четырем не было еще тридцати лет, от тридцати до сорока – 15 человек, остальные были гораздо старше.

Известные деятели буддизма из Тибета, Монголии, Бурятии и Калмыкии были приглашены в качестве почетных гостей. Они были избраны в почетный президиум, и туда же вошли три представителя Тувы: Сульдум Пунцук от Чаа-Хольского хурээ, Севен (в некоторых источниках – Сивен) от Верхнечаданского хурээ, Шойжап от Эрзинского хурээ.

В секретариат съезда избраны: лама Шойдон, Генеральный секретарь ЦК РСМ Шагдыржап, член правительства ТНР Тумен Баир, сотрудник УГВПО (Управление Государственной Внутренней Политической Охраны) Нацов.

Севен - реформатор

Имя ламы в разных источниках может писаться как «Сивен» или «Севен». Но, вероятно, правильно все-таки Севен, так пишут чаще.

Он действительно затевал серьезную реформу в духовной среде. В своем докладе он говорил, что, «хотя ламы приняли обет желтой религии, они не соблюдают его, так как имеют связи с женщинами и девицами, пьют вино, курят табак, торгуют, обманывают, занимаются воровством и поступают в несколько раз хуже, чем миряне». Несоответствие между поведением значительной части духовенства и теми нравственными принципами, которые они должны были проповедовать, но в первую очередь соблюдать сами, вызывала серьезную обеспокоенность у участников съезда.

Севен был ярым сторонником «обновленческого движения» в буддизме. Он выступал за самостоятельное развитие религии в Туве. На съезде лам Севен предложил при монастырях создать светские школы, где бы детей учили национальному алфавиту. Кстати, им же изобретенному.

Севен - участие в создании тувинской письменности

Практически не исследована роль в создании тувинской письменности ламы Севена. Пальмбах только вскользь упоминает его имя как создателя проекта вместе с М. Лопсан-Чимитом.

Между тем, В. Мачавариани, представитель Коммунистического интернационала молодежи, который тоже написал книгу о Туве, весьма положительно отзывался о бывшем ламе Кууларе Дондуке и о ламе Севене.

Да, тот самый Дондук, который «не молился», раньше был ламой. К приезду Мачавариани он уже занимал пост председателя Совмина ТНР. И не было в те времена личности более популярной, чем Дондук. О нем ходила слава как о выдающемся государственном деятеле, «одном из упорных строителей действительно независимой Тувы», «передовике не только в политике, но и в быту», человеке, в котором «чувствуется огромная настойчивость и руководительская воля».

Мачавариани пишет и о ламе Севене, который вместе с Дондуком работал над созданием тувинской письменности под руководством ламы Верхнечаданского хурээ Монгуша Лопсан-Чимита. Они создали тувинский алфавит, «не имеющий ничего общего с монгольским и в то же время охватывающий все звуки тувинского языка».

Известно, Севен учился в Монголии и владел монгольским и тибетским языками. Но он считал необходимым основать при монастырях свои тувинские школы, чтобы не ходить за учебой в Тибет и Монголию, а в школах этих нужно учить не тибетской, а новой - тувинской письменности.

Севен - лекарь

Но больше всего лама Севен был известен тем, что искусно лечил людей, считался прекрасным знатоком тибетской медицины. Может быть, даже лучшим лекарем в Туве того времени.

В воспоминаниях В. Мачавариани можно найти яркие свидетельства, показывающие преданность Севена медицине. У ламы был постоянный помощник, который носил за ним небольшой ящик. Ящик «разбит на клеточки, пять в ширину и двенадцать в длину. Там разложены лекарства различного цвета: черные, желтые, белые капли в пузырьках. В специальном отделении лежат разные мерки, по которым Сивен (так у Мачавариани) отмеряет лекарства. Мерки примерно от четверти наперстка до половины винного стакана, к меркам приделана мерная ручка, за которую берется врач, чтобы не прикасаться к лекарствам руками. Тут же чистая белая бумага, в которую лекарства насыпаются». А вот и методы диагностики: «Он подошел к больному, попросил открыть рот, посмотрел язык. Щупал пульс, не глядя на часы. Положил руку на живот. Проверил дыхание, спросил, работает ли желудок, потел ли больной. Затем посмотрел в глаза. Спросил, какого цвета у него моча». Потом он выписал лекарство, от которого больной всю ночь потел, порошок, очищающий желудок, средство для укрепления сердца. Больной вскоре поправился.

Севен – сын Хайдыпа?

Марина Монгуш пишет, что у Хайдыпа был сын: «Своего сына Севена Хайдып устроил в монастырь». И дальше: «Перед смертью Хайдып завещал свои полномочия Буяну-Бадыргы, вопреки желанию его жены видеть преемником своего мужа их родного сына Севена».

Странное совпадение: есть сын Хайдыпа, Севен, которого отдали в Верхнечаданское хурээ, есть известный лама-лекарь, очень хорошо образованный (а немногие могли дать детям хорошее образование), и, самое главное, есть отказ сделать его правителем.

Нойон Хайдып был мудрым и очень умным человеком. Он уже создал прекрасную «ось» правления: его брат глава духовенства в Даа-Хошуне (Лопсан Чамзы настоятель Верхнечаданского хурээ), а он сам – главный правитель. Не собирался ли он продолжить традицию? Он, вероятно, решил, что сыновья (родной и приемный) смогут заменить его с братом. И, как человек мудрый, понял, что на роль правителя больше подойдет Буян-Бадыргы, а Севен, который получил лучшее духовное образование, станет духовным главой.

Говорят, что у Хайдыпа не было собственных детей, поэтому он и усыновил Буяна-Бадыргы? Конечно. Но как часто бывает, что после усыновленного ребенка, у женщины может появиться и собственный!

Может, все было и не так. Но совпадение заставляет задуматься.

А что потом?

Съезд лам мог бы стать началом иной истории Тувы. Но не получилось. После 1928 года наступил 1929. И на январском пленуме ЦК ТНРП было решено лишить монастырей собственности. А потом запретили несовершеннолетним изучать буддизм. В 1930 году новая Конституция лишила избирательных прав все духовенство. И шаманов в придачу. Буддийские монастыри стали рассматриваться как трибуны, откуда ламы могут провозглашать свои реакционные идеи. Что было дальше - все знают.

Да, и вот еще одно совпадение: летом 1990 года в Туве начали официально проводить некоторые религиозные обряды. В июле провели освящение Кызыл-Тайги в Сут-Хольском кожууне. Обряд «тайга дагылгазы» совершил 95-летний лама Севен. А что? По возрасту вроде подходит…

И. Качан

Все фотографии из антологии «Урянхай. Тыва дептер»


 
По теме
«Религии Тувы: диалог культур» - Плюс Информ Ректор Тувинского государственного университета, доктор философских наук, профессор Ольга Хомушку в рамках Дней открытых дверей прочитала для широкой аудитории – школьников,
01.04.2018
Национальный театр Тувы ищет молодых драматургов! - ИА Тува-Онлайн 27 сентября Национальный театр Тувы приглашает людей пишущих, интересующихся театром, искусством, литературой к участию в проекте «Создаётся пьеса»  Национальный театр Тувы впервые запускает новый проект – «Создаётся пьеса»,
21.09.2018
 
Фильм о шаманах из… Венгрии - Тувинская правда В эти дни в Туве девятый раз находится Эва Каналаш, которая впервые побывала в центре Азии в 1996 году.
21.09.2018
В полное погружение в живую музыку - Министерство культуры Тувинская государственная филармония имени Валерия Халилова готовится к открытию юбилейного, 50-го концертного сезона.
21.09.2018
Конкурс на лучший эскиз памятника одному из основателей ТНР Иннокентию Сафьянову продлён - ИА Тува-Онлайн Художников, скульпторов, архитекторов и дизайнеров приглашают к участию в конкурсе на лучший эскиз памятника Иннокентию Сафьянову Иннокентий Георгиевич Сафьянов был выдающейся личностью.
21.09.2018
 
К 120-летию легендарного тувинского мастера-камнереза Черзи Монгуша - ИА Тува-Онлайн В минувшие выходные на родине члена Союза художников СССР Черзи Монгуша в Улуг-Хемском районе прошла добыча природного поделочного камня – серпентинита  Имя Черзи Монгуша давно и крепко вошло в историю Тувы.
20.09.2018
Хранители документальной памяти 23 сентября – 100 лет со дня создания информационных подразделений МВД России.
20.09.2018
Подробный план Дня туризма в Туве Ссылка для загрузки  Plan-Dnya-turizma-v-Tuve.docx [32,19 Kb] (cкачиваний:
19.09.2018
IMG_2909 - МВД Республики Тыва На территории республики на постоянной основе сотрудниками полиции проводятся профилактические и оперативно-разыскные мероприятия, направленные на выявление и пресечение преступлений,
20.09.2018 МВД Республики Тыва
На прошлой неделе полицейскими в Кызыле был задержан подозреваемый в краже ювелирных изделий.
19.09.2018 Плюс Информ
Полицейскими в Кызыле задержан подозреваемый в краже ювелирных изделий. «В дежурную часть Управления МВД России по городу Кызылу поступил телефонный звонок от оператора одного из частных охранных предприятий,
18.09.2018 Тувинская правда
Фильм о шаманах из… Венгрии - Тувинская правда В эти дни в Туве девятый раз находится Эва Каналаш, которая впервые побывала в центре Азии в 1996 году.
21.09.2018 Тувинская правда
В полное погружение в живую музыку - Министерство культуры Тувинская государственная филармония имени Валерия Халилова готовится к открытию юбилейного, 50-го концертного сезона.
21.09.2018 Министерство культуры
Сегодня, 18 сентября, начались большие гастроли коллектива Национального театра Тувы в Республике Калмыкия.
18.09.2018 Тувинская правда
Открытие концертного сезона духовиков пройдет в Кунгуртуге. В один из самых отдаленных районов Тувы — Тере-Хольский — выехал с программой открытия сезона коллектив Духового оркестра Правительства Республики Тыва.
17.09.2018 Тувинская правда
Великая борьба победителей - Тувинская правда В Киргизии, на побережье горного озера Иссык-куль, завершились III Всемирные игры кочевников.
21.09.2018 Тувинская правда
Забег для всех желающих - Тувинская правда В Кызыле 16 сентября силами Центра спортивной подготовки сборных команд РТ и Федерации легкой атлетики РТ, МВД РТ, Тувинского госуниверситета, Минздрава РТ, ГТРК «Тыва»,
20.09.2018 Тувинская правда
В Тувинском государственном университете завершился II Республиканский форум по робототехнике.
20.09.2018 Тувинская правда
Известный спортсмен, тренер, успешный руководитель, много лет возглавлявший Госкомспорт Тувы, кандидат педагогических наук Сергей Ынажыкович Ооржак отмечает свой 65-летний юбилей.
17.09.2018 Тувинская правда
16 сентября в честь Всемирного дня бега по всей стране прошли массовые забеги «Кросс нации».
18.09.2018 Тувинская правда
На площадке ОНФ в Туве прошло обсуждение проблем сохранения мужского з... - ОНФ в Туве Представители Общероссийского народного фронта в Туве провели круглый стол по проблеме сохранения мужского здоровья и социального долголетия, по итогам которого выработаны предложения для включения в региональную программу.
21.09.2018 ОНФ в Туве
Тонкая материя - Тувинская правда   В четверг в республике начала свою работу международная научно-практическая конференция «IV Ценральноазиатские исторические чтения.
21.09.2018 Тувинская правда
За весенне-летний сезон 2018 года в Туве зарегистрировано 42 случая заболевания вирусным клещевым энцефалитом - Министерство здравоохранения В связи с наступлением поздней осени, завершается эпидемиологический сезон по клещевому вирусному энцефалиту и другими заболеваниями, передающимися клещами, однако опасность присасывания клещей и передачи инфекции еще сохраняется.
21.09.2018 Министерство здравоохранения
За прошедшие сутки в республике зарегистрировано 127 заявлений и сообщений граждан о происшествиях, 10 из них – о преступлениях.
21.09.2018 МВД Республики Тыва
За рабочие сутки 20 сентября сотрудниками ГИБДД на территории республики от управления транспортными средствами отстранены 10 водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения.
21.09.2018 МВД Республики Тыва