Лед – самый лучший клей. Художникам разрешают фотографировать даже на военных объектах. Ледяной столб, на котором сидел котенок, сам согнулся, чтобы спасателям было легче достать зверька. Если падаешь, бросай пилу – и тебе все будут аплодировать. Об этом и многом другом рассказал во время мастер-класса Президент фонда «Дикси» (Красноярск), 11-кратный чемпион мира по ледовой скульптуре Александр Зайцев.
Рыба во льду
Действительно, казалось, что огромная рыбина уже была во льду, и художник ее только освободил от лишнего, окружившего ее льда. Александр Зайцев рассказывал о работе со льдом и о своей работе вообще, о том, как и какими лучше пользоваться инструментами. Это тоже целое искусство. Если надо еще и согреться, то нет ничего лучше простой стамески. Стамеска и руки человека – главный инструмент скульптора. А если надо быстрее, причем, сразу делать поверхность определенной фактуры, то тут помогут и инструменты, работающие от электричества. Правда, это не всегда работает. Как и сейчас, когда электричество неожиданно «ушло».
Мастер-класс проводили перед первым в истории Тувы фестивалем-конкурсом «Ледовая сказка в Центре Азии». Скульпторы, победившие в отборочном конкурсе, естественно, имели навыки резьбы по камню, некоторые уже и по льду. Они представили сказочные, фантастические изображения – эскизы будущих фигур. На бумаге – великолепные. А вот какими они станут изваяниями изо льда, мы увидим как раз в тот день, когда этот номер газеты поступит в продажу.
Так что пока рассмотрим работу многократного чемпиона мира по ледовой скульптуре, который, словно играючи, в процессе рассказа о методах работы, вырезал огромную рыбину из одного куска чагытайского льда.
Лед – сам по себе уже сказка
По сопромату льда написано много материала, но до конца все его качества до сих пор не поняты. Огромный шар, который висит на тонкой нити – это тоже лед. И вот еще забавный случай рассказал художник. На одном из конкурсов участники сделали скульптурную группу: столб, на столбе – испуганный котенок. Рядом – «пирамида» из спасателей: несколько человек стоят друг у друга на плечах, но пока не могут добраться до котенка. Тут стало теплее, и лед, пока еще не таял, начал деформироваться. Фонарь немного согнулся, и котейко спустился прямо в руки «котенкоспасателей».
Если нужно соединить два блока, то лучше воды клея не найти. Больше того, если вдруг в процессе работы скульптура повредилась – откололся кусок, то и тут лед поможет. Технология хитрая – надо горячим предметом быстро провести по льду и приставить нужный кусок. Среза-соединения не будет видно.
Таких секретов у мастера много, и он щедро ими делился. Как и правилами техники безопасности. Конечно, должна быть какая-то защита для глаз – осколок льда, конечно, не осколок волшебного зеркала, но повредить глаз может серьезно. А если делаете большую скульптуру, и начинаете падать – не надо спасать инструмент. Особенно электрический. Смело отбросьте его в сторону. Во время конкурса на Аляске Александр Анатольевич так и сделал. Инструмент, конечно, вдребезги – зато сам живой-здоровый и все художники ему аплодировали. Наверное, радовались удачному падению – обошлось без травм.
И еще одна история произошла там же, на Аляске. Конкурс проходил недалеко от военного аэродрома. Когда военные вдоволь нафотографировали ледяные фигуры, скульпторов пригласили на экскурсию к себе. Увидев самолеты, все невольно достали фотоаппараты – интересно же, но тут все вокруг стали кричать – нельзя! Художники опешили, но один из них сказал: «Да ладно. Я же художник. Я уже видел все, и могу теперь по памяти нарисовать и самолеты, и все объекты вокруг». Очевидно, все-таки, что большой военной тайны на аэродроме не было, и им всем разрешили продолжить фото-сессию.
О конкурсе читайте в следующем номере.
И. Вечорко