Нечитающий народ – путь в никуда

Нечитающий народ – путь в никуда
Нечитающий народ – путь в никуда
Фото: plusinform.ru

«Мы зачем сюда зашли-то? Я же «Гарри Поттера» не дочитал еще», - спрашивал один одноклассник другого, когда они забежали в школьную библиотеку. Второй мальчик вертел в руках книгу Артура Конан Дойла. «Так это же про Шерлока! Возьму тоже потом почитать, как они с Мориарти на крыше дрались», - деловито произнес все тот же парнишка. Было очевидно, что о великом сыщике ученик узнал из современной экранизации по мотивам, надо сказать, очень далеким от самого произведения сэра Артура. «Схватка со злодеем-профессором происходила на живописном водопаде, мальчик, прочитай пожалуйста книгу!» - подумала я, услышав этот диалог.

Хорошо, что современные дети помимо Человека-паука и Бэтмена, вообще знают о существовании такого героя, как Шерлок Холмс, пусть хоть бы по экранизированной интерпретации. Хуже, если ваше чадо уверено в том, что Чацкий зарубил старушку топором, которая в свою очередь утопила котёнка по имени ГАВ.

О пользе жаб, и лягушек, и сценических постановок

Сегодня мы уже не та читающая нация, что была, скажем, в то же советское время. Особенно это заметно по нашим детям. Да, многих реально читать не заставишь, виноваты в этом... рок-культура? интернет? нечитающие родители? Однозначного ответа нет. Но почему же большая часть ребятишек, живо интересующихся художественными произведениями в младших классах, сопереживающих их героям, перестает читать, чуть повзрослев? Об этом корреспондент еженедельника решила поговорить с заведующей библиотекой МБО СОШ №1 им. М.А. Бухтуева Людмилой Черноусовой, а заодно и поздравить с Международным днем школьных библиотек. Последний, кстати, появился в реестре праздников в 1999 году по инициативе ЮНЕСКО.

Людмила Федоровна в своей профессии уже 26 лет, из которых последние семь она посвятила работе в школьной библиотеке. Со слов собеседницы, с детьми работать интересно, ведь общение с учениками не ограничивается выдачей-приемом книг, учебников. Это и литературные уроки, и постановки спектаклей, где главный и единственный режиссер - заведующая библиотекой. «Ребятишкам младших классов все интересно, они любопытны, у них глаза горят, творческие натуры – такой возраст, а вот примерно к классу шестому уже считают себя взрослыми очень, вроде, не пристало им в школьных постановках участвовать», - рассказала Людмила Федоровна. К примеру, в прошлом году с ребятами из третьего «Д» поставили ряд спектаклей «О пользе жаб и лягушек», «Незнайку», «Призрак школьной уборщицы», «Денискины рассказы», по стихотворениям А. Барто. После ученики с этими постановками «гастролировали» по всем классам школы. Сегодня маленькие актеры уже четвероклассники, и пока интерес к литературному клубу, чтению книг и постановкам в них еще жив.

Я лучше телек посмотрю, а то в книге вижу...

К ученикам среднего школьного возраста, скажем, пятиклассникам, библиотекарь приходит с обзором произведений художественной литературы, рассказывая о книгах, которые ребятам наверняка будут интересны. Школьники приходят за рекомендуемыми произведениями – загорелись. Но вот потом некоторые бывают разочарованы, мол, неинтересно, много непонятного. То есть из половины класса всегда есть три-четыре ребенка с небольшим словарным запасом, а посему, когда не понимаешь значения слов, то становится скучно читать, неинтересно. К примеру, взять таких авторов, как Юрий Сотник, Борис Алмазов, Владимир Железников – у них рассказы для детей, подростков, повествующие о сверстниках этих самых пятиклассников, то есть книги, соответствующие их возрасту. Дети читают мало, оттого и кругозор, и словарный запас небольшой, к сожалению, это тенденция наших дней.

Конечно, многие известные произведения экранизированы. В мире высоких технологий осталось мало места бумажным носителям информации, то есть книгам. Мы привыкли считывать информацию с экранов, дети лучше фильмы посмотрят - легче для их восприятия. Но именно в книжном варианте раскрывается вся глубина произведения, которое знакомит читателей с гармоничными благородными представлениями о человеческой душе.

Пьеса «Крыса»? Простите, а кто автор?

Случаются, конечно, и просто курьезные ситуации. К примеру, пришел один раз в библиотеку ученик, попросил найти ему пьесу «Крыса». «Думаю, что ж это за пьеса такая», - смеясь рассказывала Людмила Федоровна. Когда уже вытащили дневник и выяснилось, что это произведение принадлежит Островскому, стало понятно, что речь о «Грозе». Ну, вот так послышалось школьнику. Все чаще приходят учащиеся с просьбой выдать им «полную версию» того или иного произведения.

В целом отсутствие культуры чтения приводит к функциональной неграмотности детей, когда при минимальном словарном запасе молодому специалисту трудно вникнуть в инструкции, призывник элементарно не понимает слов присяги. «Первыми с этим столкнулись американцы, когда развалили свою систему образования. А с 90-х годов это явление пришло и к нам», - считает заведующая библиотекой.

Чтение художественной литературы - это, прежде всего, эмоциональное восприятие, эмоциональное самовоспитание. Родители в первую очередь должны интересоваться, не как ребенок усвоил содержание произведения, а чем им понравился или нет главный герой, дать оценку поступкам персонажей, что его возмутило в книге. Причем разговор этот должен быть действительно по душам не в назидательном тоне, чтобы ребенок раскрылся и поделился. Если он сопереживал героям, то читал он не впустую. Нет сопереживания – нет развития.

По убеждению Людмилы Черноусовой, детей надо ограничивать в чтении фэнтези, мистики, «ужастиков», так как эти книги лишь щекочут нервы, не содержат никакой моральной составляющей и детям она в дальнейшем будет «по боку». И потом действительно хорошие, нужные для развития ребенка произведения покажутся ему пресными, он будет искать более острых ощущений. И здесь надо понимать, что эти самые поиски могут не ограничиться одной лишь литературой. Психологи недаром говорят, что заложенная в детях активность при незанятом уме находит выход в сексуальной активности. Словом, родителям есть над чем задуматься и не отмахиваться, мол, да что будет, если ребенок книжку не прочитал.

Учебник не для всех

Читать надо в любом возрасте, особенно детям в период становления их личности. Но, к сожалению, в самой школьной библиотеке, где ребенок проводит достаточно много времени, выбор произведений не так уж велик. С учетом этого факта говорить о воспитании культуры чтения среди подрастающего поколения, конечно, можно, а как ее воспитать без основной составляющей - самой книги?

Наследие советского прошлого

В любой работе есть как плюсы, так и минусы. О первых мы поговорили с заведующей библиотекой МБО СОШ №1 Людмилой Черноусовой ранее. Теперь коснемся проблемных вопросов, которые профессионала своего дела не могут не беспокоить, к примеру, отсутствие читального зала, это в библиотеке-то! Парта и два стула – вот и все, а в школе есть и дорогие издания, которые домой не отдашь. Да и все литературные мероприятия проходят в классах. А как же атмосфера библиотеки с витающим запахом свежеотпечатанного текста, который дарит нам целый мир загадок и невероятных ощущений и развивает интерес к книгам? Интересно, о чем думал проектировщик здания школы, выделив под библиотеку такое маленькое помещение.

Как рассказала моя собеседница, 99% библиотечного фонда школы составляют в основном книги 50-80 годов – наследие советского прошлого. К примеру, за семь лет в МБО СОШ №1 библиотечный фонд пополнили всего лишь 600 экземпляров книг - подарок С. Шойгу и издательства «Просвещение», Минобраза республики.

Между тем образование детей помимо произведений школьной программы подразумевает и литературу, выходящую за рамки учебников, произведения для внеклассного чтения, книги по отраслевым предметам: физике, химии, географии, биологии. Но об этом рассуждать не приходится, так как не хватает даже программных произведений. С учетом того, что программа обучения по литературе поменялась, некоторые книги на вес золота, например, Бернард Шоу, а произведения Фадеева «Молодая гвардия», Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», занимающие целые полки, остались не у дел.

А вы, извините, не ФГОС!

В заключение об учебниках. «Всего в новом учебном году выделили около 1,5 миллиона на закупку учебников, но их в итоге все равно не хватило», - рассказала заведующая библиотекой. С ее слов, обеспеченность учебниками в школе составляет примерно 60%, заявки от школ в местный департамент и Министерство образования уходят на всех 2600 учеников. Но деньги выделяют на те классы, дети в которых занимаются по образовательному федеральной государственному общеобразовательному стандарту (ФГОС), с 2011 года, когда началось финансирование этой статьи расходов, классы стали постепенно включать в эту программу. В школе № 1 в ФГОС входят с 1 по 7 класс включительно, плюс четыре восьмых класса, а последних в параллели девять. Вот и попробуй объяснить недовольным родителям, почему одним выдают учебники, а другие должны сами покупать. Незамысловатая фраза «недостаточность финансирования», вроде и понятна, но в целом родителям не объясняет положения вещей. И здесь надо учитывать большую миграцию жителей из сел республики, как следствие - переполненные школы. Если семь лет назад в одной параллели школы насчитывалось 190-220 учеников, то сейчас их 270-300.

Так что книжная пыль, размеренное тиканье часов, посетители библиотеки с одухотворёнными лицами – в принципе все, как и прежде, остается неизменным, за исключением беспокойных будней библиотекаря в разгар выдачи учебников.

Татьяна Александрова

 


 
По теме
“Дорогие друзья! Поздравляю Вас с Международным днем театра! Театр обогащает нашу жизнь новыми красками, дарит эмоции, заряжает жизненной силой, заставляет трепетать сердца и сопереживать.
В концертном зале сотрудники и ветераны пенитенциарного ведомства Республики Тыва принимали поздравления в честь 145 годовщины со дня образования уголовно – исполнительной системы России.
Заместитель прокурора Республики Тыва утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении двух местных жителей, которые обвиняются в убийстве 17-летнего подростка лица группой лиц (п.
Прокуратура Республики Тыва
Минздрав Тувы и Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека г. Иркутск подписали соглашение о сотрудничестве - Министерство здравоохранения В рамках этого документа предусматривается организация оказания медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детскому населению,
Министерство здравоохранения
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
“Дорогие друзья! Поздравляю Вас с Международным днем театра! Театр обогащает нашу жизнь новыми красками, дарит эмоции, заряжает жизненной силой, заставляет трепетать сердца и сопереживать.
Министерство культуры