Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными и религиозными организациями, в представляемых ими документах для государственной регистрации

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва во исполнение подпункта 19.6 пункта 19 Приказа Минюста России от 21.03.2017 № 40 «Об объявлении решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации по вопросу «Об итогах деятельности Министерства юстиции Российской Федерации за 2016 год и задачах на 2017 год» подготовлен обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными и религиозными организациями, в представляемых ими документах для государственной регистрации.

В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва (далее – Управление) принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).

Статьей 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон «О некоммерческих организациях»), статьей 21 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон «Об общественных объединениях») и статьей 11 Федерального закона от  26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных организациях» (далее – Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях») установлены перечень документов, представление которых необходимо для государственной регистрации некоммерческой организации, в качестве юридического лица.

Представляемые документы на государственную регистрацию некоммерческой организации должны быть надлежащим образом оформлены и соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

В 2016 году в Управление поступило 181 заявление о государственной регистрации некоммерческих организаций. По результатам рассмотрения указанных заявлений некоммерческих организаций по 6 заявлениям приняты решения об отказе в государственной регистрации.

Практика показывает, что поступившие на государственную регистрацию документы некоммерческих организаций в большинстве случаев соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям.

Вместе с тем в случаях, определенных статьей 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 23 Федерального закона «Об общественных объединениях» и статьей 12 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных организациях», некоммерческой организации может быть отказано в государственной регистрации.

Проведенный анализ результатов рассмотрения поступивших заявлений некоммерческих организаций в 2016 году показал, что при оформлении документов заявители допускают типичные нарушения законодательства Российской Федерации.

Так, типичным нарушением является несоответствие представляемых документов требованиям законодательства Российской Федерации.

1. Требования к уставу некоммерческих организаций установлены Гражданским кодексом Российской Федерации, статьей 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» и статьей 10 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Однако представляемые на государственную регистрацию уставы некоммерческих организаций не всегда содержат все необходимые положения. В частности, в уставах некоммерческих организаций в основном:

1) не определяется четкое разграничение компетенций высшего органа управления и других органов некоммерческой организации.

Например, вопросы, отнесенные законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции высшего органа управления, в уставе некоммерческой организации отнесены к компетенции иного органа организации, либо одни и те же вопросы дублируются в полномочиях высшего органа управления и другого органа некоммерческой организации.

Так, при правовой экспертизе устава автономной некоммерческой организации установлено, что к компетенции его коллегиального органа – правления относится решение вопроса о создании и открытии представительства, а также распоряжение имуществом данной организации.

Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» формирование и использование имущества относится к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации.

Также согласно абзацу одиннадцатому пункта 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» вопросы исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации не могут быть переданы им для решения другим органам некоммерческой организации.

Кроме того, в уставе указанной автономной некоммерческой организации вопрос о создании ее филиалов и открытии представительств отнесен к компетенции двух органов, а именно учредителя и коллегиального органа – правления.

2) не указываются все полномочия, отнесенные к исключительной компетенции высшего органа управления.

Так, вопросы исключительной компетенции высшего коллегиального органа фондов и высшего органа управления  некоммерческих организаций определены пунктом 1 статьи 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

К примеру, положения устава некоммерческого фонда и автономной некоммерческой организации, устанавливающие исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда и высшего органа управления автономной некоммерческой организации, на момент проведения правовой экспертизы не соответствовали вышеуказанным положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О некоммерческих организациях».

В уставе некоммерческого фонда вопросы утверждения аудиторской организации или индивидуального аудитора не установлены, в уставе автономной некоммерческой организации – вопросы определения приоритетных направлений деятельности организации, принципов формирования и использования ее имущества, а также утверждения аудиторской организации или индивидуального аудитора.

3) В соответствии с пунктом 4 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.

В нарушение вышеуказанного положения Гражданского кодекса Российской Федерации в уставе некоммерческой организации и некоммерческого фонда отсутствуют сведения об организационно-правовой форме.

2. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации вправе иметь символику – эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

В нарушение указанного положения Федерального закона «О некоммерческих организациях» в уставе двух некоммерческих организаций определено, что символика данных организаций подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством.

3. В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческих организаций, которые предусмотрены уставом.

Осуществление иных видов деятельности для некоммерческих организаций, действующее законодательство не предусматривает. В связи с чем, устав некоммерческой организации должен содержать исчерпывающий перечень видов деятельности некоммерческой организации.

В нарушение вышеуказанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О некоммерческих организациях» в уставе местной религиозной организации и некоммерческой организации  предусматривалось осуществление «иных видов деятельности».

4. Типичным нарушением также является несоблюдение требований статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации при оформлении протоколов о принятии решений, представляемых некоммерческими организациями для государственной регистрации.

Например, в нарушение пунктов 1 и  4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации протокол некоммерческой организации не содержит сведений о времени проведения собрания и лицах, проводивших подсчет голосов, а также в нарушение пунктов 42 и 43 Административного регламента  предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455, в протоколе общего собрания местной религиозной организации отсутствуют сведения об общем количестве членов данной организации на момент проведения собрания и соблюдении положений ее действующего устава, что не позволяет определить правомочность принятия решения данным органом.

Кроме того, при подаче документов на государственную регистрацию наибольшее количество замечаний имеется к выписке из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, заседания высшего органа управления (высшего руководящего органа) организации, содержащая решение о создании некоммерческой организации, об утверждении учредительных документов и об избрании (назначении) органов (о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов).

Также типичным нарушением законодательства Российской Федерации является ненадлежащее оформление представленных некоммерческой организацией документов на государственную регистрацию:

1) листы представляемых документов не пронумерованы, не заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

2) бланки заявлений для государственной регистрации заполняются не в соответствии с требованиями Приказа Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»:

 - заполняются не все необходимые графы заявления либо заполняются графы, не предусмотренные для данной формы заявления;

- в нарушение требований к оформлению заявлений типы адресных объектов указываются без использования сокращений в соответствии с приложением 2 требований к оформлению документов;

- не указываются сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Указанные нарушения имелись в заявлениях 3 некоммерческих организаций.

 

В целях уменьшения количества отказов в государственной регистрации специалисты Управления анализируют основные ошибки, допускаемые при некоммерческими организациями, обобщают практику, сформированную при рассмотрении документов, поступивших для государственной регистрации, с учетом изменений законодательства в сфере некоммерческих организаций и рекомендаций Министерства юстиции Российской Федерации. Указанная информация доводится до сведения представителей некоммерческих организаций на проводимых Управлением семинарах и консультациях.

08 июня 2017 года
 
По теме
№ п/п Наименование некоммерческой организации Период проверки Результаты проверки Мера реагирования,
08.06.2017
Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе выявлены нарушения законодательства о государственном контроле (надзоре), порядке рассмотрения обращений граждан,
01.06.2017
На территории Республики Тыва в целях соблюдения положений миграционного законодательства Российской Федерации проводятся мероприятия по выявлению нарушений иностранными гражданами правил пребывания и осуществления трудо
01.06.2017
 
Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе при проверке в Енисейском управлении Федеральной службы по экологическому,
30.05.2017
Тува, Кемеровская, Тульская, Курская области - лидеры по полноте предоставления сведений в ГАС "Управление" - ИА Тува-Онлайн Федеральное казначейство представило рейтинг субъектов Российской Федерации по полноте предоставления в ГАС «Управление» сведений, предусмотренных:
22.05.2017
Внеочередное заседание КЧС в Туве - Правительство Республики Тыва Под председательством начальника Главного управления МЧС России по Республике Тыва – заместителя председателя КЧС и ПБ Республики Тыва А.А.
21.07.2018
 
Есть на аржаане и Интернет - Тувинская правда На территории одного из популярных аржаанов Уургайлыг (Арголик) в Тандинском районе Тувы в один из минувших праздничных выходных в честь Наадыма открылась база отдыха с одноименным названием.
21.07.2018
 
Глава Тувы предупредил земляков о непредвиденных ситуациях на дорогах из-за ливней и призвал соблюдать осторожность - Правительство Республики Тыва Глава Тувы Шолбан Кара-оол на своей странице в социальных сетях опубликовал оперативную сводку о состоянии республиканских дорог в условиях сильных и продолжительных ливневых дождей.
20.07.2018
Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва 49-летнему ранее не судимому жителю Чеди-Хольского района возбуждено предъявлено обвинение в совершении преступления,
19.07.2018 Следственный комитет
Дети продолжают тонуть. Где вы, родители? Первого июля текущего года в полицию Кызыла поступило сообщение об обнаружении в Енисее в районе Востока тела 8-летнего мальчика с признаками утопления.
14.07.2018 Плюс Информ
Утонул мальчик В жаркий полдень 11 июня четверо малолетних жителей с. О-Шынаа, в возрасте от 8 до 11 лет, без сопровождения взрослых купались на реке Орукку, которая протекает в 300 метрах от села.
30.06.2018 Плюс Информ
В отношении 47-летнего индивидуального предпринимателя возбуждено уголовное дело за уклонение от уплаты налогов в крупном размере.
28.06.2018 Тувинская правда
Гарик Сукачев: Пока это только идея – фильм о Туве - ИА Тува-Онлайн «Вот такая погода! Отличные дороги! Замечательные люди! Красота неописуемая, Горный Алтай — это прямо вау!» - такими впечатлениями делятся герои документального фильма «Все, что во мне»,
22.07.2018 ИА Тува-Онлайн
Фестиваль состоится при любой погоде - Тувинская правда Погода вносит существенные коррективы в жизнь и планы людей. Так случилось и на Международном фестивале живой музыки и веры «Устуу-Хурээ»-2018.
21.07.2018 Тувинская правда
Гарик Сукачев: Пока это только идея – фильм о Туве - Плюс Информ «Вот такая погода! Отличные дороги! Замечательные люди! Красота неописуемая, Горный Алтай — это прямо вау!» - такими впечатлениями делятся герои документального фильма «Все, что во мне»,
21.07.2018 Плюс Информ
В Шушенском, у соседей, недавно завершился 15 Международный фестиваль этнической музыки и ремесел «МИР Сибири».
21.07.2018 Тувинская правда
На календаре — июль. Значит, позади традиционные сборы в дорогу в Дзун-Хемчик, на заветную поляну в Чадане, где проходит с 1992 года Международный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ».
19.07.2018 Тувинская правда
Чемпион Наадыма — Айдын Отчурчап - Тувинская правда На стадионе «Хуреш» 15 июля проводилось награждение победителей «Наадыма-2018» и абсолютное первенство РТ по борьбе хуреш среди 256 сильнейших борцов.
19.07.2018 Тувинская правда
У кого шахматная корона? - Тувинская правда С 9 по 14 июля в шахматном клубе «Гроссмейстер» проводилось традиционное общекомандное и личное первенство по классическим шахматам, а также по тувинским шахма-там — хол шыдыраа.
19.07.2018 Тувинская правда
В Национальном парке культуры и отдыха на территории волейбольной площадки 11 июля состоялось открытие Чемпионата Республики Тыва по волейболу на призы Главы Республики Тыва Шолбана Кара-оола.
14.07.2018 Тувинская правда
В преддверии матча Россия — Хорватия в Кызыле, на стадионе им. 5-летия Советской Тувы был проведен фестиваль футбола для детей и подростков.
12.07.2018 Тувинская правда
Внеочередное заседание КЧС в Туве - Правительство Республики Тыва Под председательством начальника Главного управления МЧС России по Республике Тыва – заместителя председателя КЧС и ПБ Республики Тыва А.А.
21.07.2018 Правительство Республики Тыва
Есть на аржаане и Интернет - Тувинская правда На территории одного из популярных аржаанов Уургайлыг (Арголик) в Тандинском районе Тувы в один из минувших праздничных выходных в честь Наадыма открылась база отдыха с одноименным названием.
21.07.2018 Тувинская правда
Если на вас напали... МВД по Республике Тыва информирует, какими должны быть действия гражданина в случае, если он подвергся нападению злоумышленников.
22.07.2018 Плюс Информ