Маршрутка с пассажирами остановилась на светофоре. Вдруг в окошко рядом с кондуктором постучали с улицы. Некая гражданка, стоя на проезжей части, на глазах у изумленной публики попыталась сесть в «ГАЗель». Вот так, запросто, фактически на ходу. История едва не закончилась порчей транспорта, отверженная кондуктором дамочка ударила кулаком в стекло. Обиделась. А ведь многие маршрутчики открывают двери!
Ну, назвав публику изумленной, я, конечно, погорячилась. Ведь садиться в «ГАЗели» и выходить из них где придется, игнорируя остановки, - для Кызыла дело обычное. Однако городские власти настроены переломить ситуацию с общественным транспортом, призвав к порядку как перевозчиков, так и пассажиров. И вполне возможно, что на этот раз благая миссия увенчается успехом.
Одно из десяти
Давайте немного посчитаем. Согласно мониторингу в сфере пассажироперевозок, проведенному в Кызыле по заказу муниципальных властей, для бесперебойной работы общественного транспорта городу необходимы 120 единиц техники. Это количество определено с учетом уже имеющихся муниципальных, частных автобусов и «ГАЗелей». Так как с автобусами дело обстоит ни шатко, ни валко, маршрутки берут на себя основной пассажиропоток. При этом количественный показатель в виде 500-600 маршрутных такси мало влияет на улучшение качества перевозок.
Вряд ли кто-то из участников захватывающего процесса езды на маршрутке опровергнет это утверждение, но, чтобы не быть голословной, я провела небольшой эксперимент. В течение недели каждое утро и вечер пыталась уехать в пункт назначения на маршрутке, согласно правилам – на свободном сиденье. (К слову, в маршрутной «ГАЗели» не предусмотрены, в отличие от автобуса, стоячие места).
В часы пик из десяти - пятнадцати «ГАЗелей», которые с небольшим интервалом друг за другом подъезжают к моей остановке, свободные места можно отыскать лишь в одной. Остальные машины перевозят пассажиров по принципу «в тесноте да не в обиде». И тут выбор небольшой: либо мерзнуть и опаздывать на работу, либо извольте не привередничать и - как все. Словом, тут и без мониторинга понятно, транспорта Кызылу не хватает. Мечта о сидячем месте в час пик – осталась мечтой.
Предложите свой маршрут
Власти города таки разработали трехлетнюю программу по пассажироперевозкам (лучше позже, чем никогда!). Ключевое направление в ней - пополнение автопарка МУП «Кызылгортранс» машинами большей вместимостью, нежели старенькие «ГАЗели», снующие сегодня по улицам города. Правда, программу еще предстоит утвердить, чтобы расходы на ее реализацию заложить в бюджет. Но, как обещают в муниципалитете, уже до конца текущего года в Кызыл прибудут 20 единиц общественного транспорта. Причем участие в конкурсе на муниципальные маршруты и, соответственно, новые автомобили примут не только МУПы, но и частные предприниматели. Городские власти планируют избавиться от малогабаритных маршруток и заодно легализовать деятельность перевозчиков, действующих вне правового поля. А дальше, в 2018-ом, если все пойдет по плану, приобретут в лизинг еще 40 единиц техники.
К слову, новые автобусы предполагают новые маршруты движения, пояснили в мэрии Кызыла. Причем в общественном обсуждении схем движения горожане могут и должны принять активное участие. Предложения кызыльчан о том, какие маршруты следует запустить в столице республики, будут принимать до 15 декабря текущего года по тел. 2-32-65, на сайтах: https://vk.com/mkyzyl 100 – страница «В Контакте» мэрии Кызыла; https://vk.com/kyzylkhural – страница Хурала представителей Кызыла.
Специалисты автомобильной кафедры ТывГУ и мэрии города из предложенных жителями вариантов новых направлений выберут наиболее оптимальные, рентабельные, отвечающие интересам всем групп людей.
Коллективные обращения
Как уточнили в мэрии Кызыла, при разработке маршрутов основной акцент будет сделан на образовательные, социально-значимые учреждения, объекты туристической направленности и состояние дорожного полотна на пути следования общественного транспорта. Со слов представителей мэрии, от кызыльчан поступило предложение организовать новые маршруты по улицам, которые не задействованы в пассажиропервозках, таким как Красноармейская, Красных Партизан, Рабочая. Заработают новые маршруты, их будет выбрано порядка десяти, ориентировочно с 15 января 2018 года.
На рабочем совещании в муниципалитете Кызыла приглашённым журналистам рассказали, что предложения от жителей города по усовершенствованию существующих маршрутов регулярно приходят, и по ним ведется работа. К примеру, согласно коллективному обращению горожан, маршрут №15 продлен до Бай-Хаакской, 6; автобус №13 на ЛДО теперь охватывает еще две остановки - №8 и № 9, будет организована перевозка пассажиров из дальнего Каа-Хема от АЗС «Двина», следуя вдоль ул. Магистральной до ул. Московской, направление прорабатывается. В микрорайон «Спутник» запустили новый маршрут 5 «А», ежедневно на линию выходят 8-10 единиц транспорта.
В ответ на официальное обращение командира военного городка 55 мотострелковой бригады, в муниципалитете разрабатывают дополнительный, 21-ый, маршрут, военнослужащие в свою очередь оборудуют за свой счет остановочный пункт.
Безликие остановки
К слову, об остановках, не условных, разумеется, а санкционированных. Их в Кызыле 147. Санкционированные-то они санкционированные, но безликие – ни тебе названий, ни расписания автобусов. Гости столицы Тувы, да и многие кызыльчане оказываются в затруднительном положении, если вдруг рядом не окажется владеющего нужной информацией человека. В этом «хозяйстве» тоже предстоит навести порядок, оборудовать по всем правилам и дать названия неплохо бы, решили городские власти.
Пока что подавляющее большинство пунктов посадки-высадки пассажиров ими же самими и названы: «Полтинник», «Площадь», «Аптека», а чаще «там за углом», или «вот здеся». Когда-то же надо приучать и пассажиров к тому, что общественный транспорт останавливается не по их требованию в каждой подворотне, а в отведенных для этого точках.
Собственно говоря, у нас и «ГАЗели» с автобусами в большинстве своем «немые». Едешь зимним вечером в маршрутке, окошки подернуты инеем, да еще заботливо украшены шторами, не иначе как от излишне бдительных сотрудников ДПС. И кондуктор не удосужится озвучить остановку. В ходе реализации программы планируют установку на общественном транспорте системы ГЛОНАСС с голосовым оповещением. Ну, это в перспективе.
На том же рабочем совещании глава Кызыла Дина Оюн предложила с учетом ограниченности городского бюджета привлекать к преобразованию остановочных пунктов представителей бизнес-сообщества. К примеру, в других городах существует такая практика: остановки вблизи торговых центров носят одноименное название. Это своего рода реклама ТЦ и красивое удобное сооружение для ожидания общественного транспорта.
Вечернее дежурство
Когда в 2015 был принят ФЗ-220, обязывающий частников заключать договоры с муниципалитетом, власти города вздохнули облегченно, мол, наконец-то перевозчиков удастся вывести из «тени», призвать к порядку и контролировать. Для последней функции предполагалось создание диспетчерской службы, с наличием современного оборудования, позволяющего отслеживать общественный транспорт с помощью системы ГЛОНАСС. На данный момент за неимением мощного сервера и большой нагрузки на единую диспетчерскую службу мэрии этот контроль носит несколько абстрактный характер. Нет, конечно, можно зафиксировать выход транспорта на линию, узнать, не превышает ли водитель скорость, не сошёл ли с маршрута. Но далеко не каждого перевозчика есть возможность отследить. А уж «ГАЗели» и автобусы на дорогах Кызыла в вечернее время, в частности после 20:00 - и вовсе бабушкины сказки. Хотя в договорах рабочий график предусмотрен до 22:00. Но для водителей и кондукторов «ГАЗелей» и автобусов это нерентабельно – дороги плохие, пассажиров немного, да и небезопасно. Словом, доставка пассажира поздним вечером к месту назначения – дело рук самого пассажира. Однако своего рода «вечернее дежурство» среди многих бригад перевозчиков все же существует, утверждают сами водители. То есть не все звено по маршруту вечерами катается, а несколько водителей – по графику. За что хочу передать им отдельное спасибо.
Как бы там ни было, ФЗ -220 все же внес определённый порядок. Как минимум часть перевозчиков, заключивших договоры с мэрией, а это более 400 водителей, имеют на руках лицензию, а значит и необходимую квалификацию. Плюс к этому – утвержденные маршруты движения, более-менее удовлетворительное техническое состояние транспорта, ежедневный обязательный медицинский осмотр водителя.
Возможно, с принятием программы по пассажироперевозкам решение задач и финансирование этой проблемной сферы будет идти более предметно. Во всяком случае городские власти заявили, что в ближайшие годы число «ГАЗелей» уменьшится, их место займет новый, вмещающий большее число пассажиров общественный транспорт. А обещанного, как говорится, три года ждут – за это время и должна быть реализована программа, главное, чтобы по истечении этого срока данные обещания не были забыты.
Н. Черноусова