Надежды тоджинцев на новый генератор, регулярно выходящий из строя, не оправдались. «С ним явно что-то не так, может, оборудование-то не такое уж новое, иначе с чего бы ему ломаться?» - предположил один из жителей Тоора-Хема в переписке в Вайбере с корреспондентом еженедельника. К слову, эта переписка длится уже несколько месяцев. Свет есть, света нет... Снова пишем, задаём начальникам вопросы.
На Тодже практически у каждого третьего жителя есть личный дизельный генератор. Иначе людям пришлось бы научиться вовсе обходиться без света. Перебои с электроэнергией продолжаются, топливо дорожает, а что предпринимают в этой ситуации власти? Этот вопрос корреспондент «Плюс Информ» задала министру топлива и энергетики Тувы Роману Кажин-оолу.
Хорошо, что зима...
Все-таки недаром Новый год называют временем чудес. К примеру, в этот праздник в домах тоора-хемцев (как это ни странно!) электроэнергия все-таки появилась, хотя в преддверии праздника подача света была ограничена. Правда, у одних жителей лампочки зажглись всего за 15 минут до боя курантов, у других на пару часов раньше. Зима с ее морозами жителям Тоджи тоже в подмогу. Можно продуктами запастись без опаски, что «пропадут» в холодильнике при отключении света. Летом, как следует из той же переписки корреспондентов еженедельника с тоджинцами, тоора-хемцы покупают провиант по минимуму, чтобы хватило на день. В муниципалитете жителям сказали, что мощностей генератора не хватает на всех потребителей, вот он и отключается, то на «горе», то на «башне». Соседние поселения не исключение. «Теперь у нас вроде как стратегические учения идут: два часа со светом, два – без. И так практически каждый день», - посетовал собеседник еженедельника.
Как выяснилось из беседы с Романом Кажин-оолом, электроэнергией поселки снабжает обычно два генератора: один мощностью 800 киловатт и новый мегаваттник. В преддверии новогодних праздников во избежание перегрузки сетей подключали еще один генератор - «восьмисотку» и передвижную дизельную установку мощностью 300 киловатт, купленную два года назад. Ряд потребителей переключали как раз на этот самый дизель, чтобы разгрузить большие генераторы. Со слов министра, получается, что частично ограничения подачи электроэнергии были вызваны как раз этим самым «переподключением». Однако в Тоора-Хеме мегаваттник несколько раз отключался по другой причине - замыкания в сетях.
Опять замыкание
Со слов Романа Кажин-оола, при максимальной нагрузке новый мегаваттник (а он действительно новый) отключается автоматически. Неполадки в сетях, такие как короткие замыкания, повышают нагрузку на дизельную установку, и на генераторе срабатывает защита. Конечно, это несомненный плюс для сбережения оборудования стоимостью более двадцати миллионов рублей. Неполадки устранят, подстанции запустят по новой. Проблема в том, что такие внештатные ситуации в поселках повторяются едва ли не каждый день. И жители Тоора-Хема, Салдама и Адыр-Кежига на несколько часов остаются без света.
Этот факт подтвердил и заместитель министра топлива и энергетики Эдуард Бады-Саган, находящийся на Тодже. В телефонном разговоре с Романом Кажин-оолом по громкой связи чиновник сообщил, что на праздниках непосредственно в Тоора-Хеме произошло короткое замыкание в сетях. Определить, где именно появился «коротыш», как называют между собою короткое замыкание энергетики, по всей видимости, смогли нескоро. Как бы там ни было, трансформаторные подстанции поочерёдно запустили, и они заработали в обычном режиме. Но через несколько дней снова произошло замыкание, дизель-генератор отключился. Свет появился в домах тоора-хемцев через два часа. Забегая вперед, отметим, спустя три дня после разговора корреспондента с министром, жители Тоора-Хема написали, что без света опять сидит «гора» и часть Салдама.
Суммируя все вышесказанное, получается, что новый генератор не особо повлиял на энергообеспечение поселков. На этот комментарий Роман Кажин-оол ответил, что благодаря дорогостоящему приобретению один из трех генераторов остается в резерве на случай ЧП, и свет в домах все же есть. А перебои возникают по причине изношенности сетей, вот их ремонтом и стоит заняться. «Мы работаем, исправляем ситуацию, до всего сразу руки не доходят, - отметил Роман Викторович. Вот только борьба «с тоджинской тьмой» как-то уж сильно затянулась.
Все упирается в сети
Впрочем, вернемся к проблеме. Сегодня старые изношенные сети в посёлках обслуживает МУП «Тоджинская ДЭС». Кое-какой ремонт ежегодно проводится, но, как показывает зима, с многочисленными проявляющимися проблемами в сетях, этого явно недостаточно. То есть фактически электросетевым хозяйством муниципалы не занимаются. Такая ситуация сложилась не только на Тодже, но и в других районах Тувы, уточнил Роман Викторович. Своим «безобразным состоянием», по определению министра, сети обязаны муниципальным властям. И вот мы упираемся в тот самый барьер, мешающий решению 99,9% от всех проблем республики, - отсутствие денежных средств. По этой причине электросетевые хозяйства шести районов, а это 13 дизель-генераторов, Минтопэнерго переводит из собственности МУПа в ГУП, то есть «под крыло» республики.
На данный момент представители Минтопэнерго, Минфина, Службы по тарифам проводят проверку финансово-хозяйственной деятельности МУП «Тоджинская ДЭС» для последующей передачи ее в ведение государственного унитарного предприятия. Возможно, тогда будет надлежащим образом налажена работа и по ремонту, и по учету топлива, и по подбору кадров электросетевого комплекса Тоджи и других районов. Ориентировочно ДЭС обретет нового владельца весной текущего года, после проведения инвентаризации всего имущества МУПа и подготовки необходимых нормативно-правовых актов. Сбудутся ли мечты тоджинцев об электрической идиллии, покажет время.
Подорожание ГСМ
В заключение несколько слов о подорожании топлива. Как и было запланировано правительством страны, акцизы на бензин будут повышаться дважды в год: с 1 января и 1 июля. Собранные деньги правительство собирается потратить на дорожное строительство в Крыму, Калининградской области и на Дальнем Востоке. Предполагается, что акцизы увеличатся из расчета 50 копеек за один литр. По прогнозам российских экспертов, решение поднять акцизы выше планируемой инфляции эту самую инфляцию подстегнет. Впрочем, в нефтяной отрасли и без этого давно существует тенденция задирать цены на свободном рынке.
К концу декабря прошлого года в среднем по Кызылу цена бензина марки 92, 95 и дизтоплива уже поднялась на 1 руб. 40 копеек, 70 копеек и 75 копеек соответственно, уточнил Роман Кажин-оол. Приплюсуем к этому, что у каждой из 83 местных АЗС «свои» надбавки на автомобильное топливо. Но здесь варьирование цен больше зависит от наглости и фантазии владельцев автозаправок, которые, по сути, сами себе короли. По признанию собеседника, в условиях рыночной экономики ценовая политика как на топливо, так и на уголь не контролируется государством. Словом, в новый год с новыми ценами. А качество «товара», к которому, кстати, относится и электроэнергия, как всегда, не при чем.
Н. Черноусова