Орлан Дамба-Хуурак: Находить во всем гармонию, красоту

Cоветник Главы – Председателя Правительства Республики Тыва по СМИ, религии и тувинскому языку;

- выпускник Государственного музыкального училища им. Гнесиных;

- актер, сценарист, режиссер, поэт;

- заслуженный работник культуры Республики Тыва.

Создал более 40 телевизионных фильмов о Туве, серию фильмов о жизни сенгельских и коптинских этнических тувинцев, которые проживают в Монголии, серию документальных фильмов об Индии, буддийских монастырях и Его Святейшестве Далай-Ламе XIV.

лауреат Государственной премии Республики Тыва; IV-го международного фестиваля детективных фильмов и телепрограмм правоохранительной тематики (Москва), V-го международного фестиваля телевизионных программ и фильмов «Золотой бубен» (Ханты-Мансийск); международного кинофестиваля «Живая тропа Дерсу – 2007» и др.

1986 – 1992 гг. – актер Тувинского музыкально-драматического театра.

Главные роли – Гуслин в «Бедность не порок» Островского; Бабс Баберлей – лжететя в музыкальной комедии О. Фельдмана «Здравствуйте, я ваша тётя»; Жених в «Кровавой свадьбе» Г. Лорки, В.И. Ленин в отрывке «Ленин в октябре» Погодина, следователь в «Четырех допросах»; Хува в «Кровавых следах» Ч. Ондара и много других ролей.

В 1986 с другом, композитором, актером ТМТД Айдыном Мортай-оолом

создали дуэт «Кара одуректер» (Черные утки)

В 1988 – 2010 гг. – создал авторскую программу «Болчаг шагы» («Лучшая телепрограмма года» в республиканском конкурсе журналистского мастерства «Агальматолитовое перо – 2009»).

9 декабря в Национальном музыкально-драматическом театре состоится творческий вечер Орлана Дамба-Хуурака "Бурунгаар, Тыва!", приуроченный к его 50-летию. Мы публикуем интервью газеты "Мотиватор", опубликованное в октябрьском номере.

M : Орлан Дайынчыевич, вашу деятельность можно назвать театрально – телевизионно – государственной. Как вам удалось проявить себя в столь разных сферах?

О.Д.: Сложный вопрос. Чтобы ответить на него, придется долго расска-зывать про свою жизнь. Лучше расскажу свои любимые притчи, в которых читатель найдет нужный ответ.

Давным – давно, не важно, в какой стране, не важно, в каком государстве на-чался страшный голод. Все люди начали переезжать на плодородные земли. Каждый человек нес свое богатство: кто на верблюде, кто на лошади, кто на телеге, кто на себе... У каждого была своя ноша. Среди них шел один человек. И у него ничего не было. Он шел налегке, свободный от вещей. Люди спросили у него: «Где твое богатство?» Он ответил: «Мое богатство во мне». И это был актер.

Ещё одна. Жил-был одинокий человек. Он любил свое одиночество. Он избегал людей. Однажды утром он услышал как шебечут птицы, извлекая самые разные звуки. Ему стало обидно от мысли, что одиночество лишило возможности общения с людьми. И он пошел к людям, чтобы через общение узнать об их жизни, что они любят, что их интересует. И понял, что общение с людьми доставляет ему великое удовольствие.

M : После окончания Государственного музыкального училища им. Гнесиных вы играли в театре много интересных ролей. Вам посчастливилось работать с артистами, которые основали тувинский театр. Какие воспоминания остались у вас от тех времен?

О.Д.: Мы, выпускники-гнесинцы, пришли в самом расцвете нашего театра. В тот год, когда нас приняли в труппу, театру исполнялось 50 лет, вовсю шли мероприятия, посвященные юбилею, где были задействованы все поколения артистов театра. И мы, в то время самые молодые актеры, должны были стать продолжателями традиций первопроходцев. К сожалению, большие надежды не оправдались, сейчас в театре осталось лишь четверо моих однокурсников.

Мои самые трогательные воспоминания связаны с театром. Ведь мне посчастливилось работать на одной сцене почти со всеми корифеями театраль-ного искусства, начиная с основоположников тувинского театра. Мне поразило, как они любили, как бережно относились к своему родному театру. Максим Монгужукович и Кара Намзатовна относились ко мне как к сыну. Я часто приходил к ним в гости и много расспрашивал об истории создания театра. С Максимом Монгужуковичем мы познакомились в Горьковской киностудии во время тонировки фильма. Когда озвучивались фильмы с участием азиатов, нас, студентов, приглашали. Обычно озвучивание проходит в ночное время. Днем во всех павильонах идут съемки самых разных фильмов и, поэтому много шума и народу. Я там видел многих звезд советского кинематографа: Евгения Евстигнеева, Юрия Богатырева, Георгия Буркова, Борислава Брондукова, Анастасию Вертинскую, Екатерину Васильеву, Леонида Куравлева, Сергея Шакурова, Александра Калягина и других. Любил ходить по павильонам и с большим интересом смотрел, как снимаются эпизоды разных фильмов. Один раз зашел в буфет киностудии и увидел там Афоню. И сам того не зная, громко поздоровался: «Здравствуйте, Афоня!». Куравлев на меня посмотрел и улыбнулся. Хотя он был в гриме другого персонажа, но я узнал его.

И вот один раз я пришел на озвучивание, вижу – стоит за пультом Максим Монгужукович. Я раньше его видел только на сцене или на экране. Поздоровались и он спрашивает:

Как тебя зовут, сынок?

– Орлан.

Он обрадовался и перешёл на тувинский:

– А, ты тувинец? Моего сына тоже зовут Орланом. Тогда ты будешь и моим сыном. Давай, работать, оглум!

Когда запустили «кольцо» (фрагмент фильма для озвучки) я увидел на экране Николая Оскеевича Олзей-оола! Оказывается роль сыграл Николай Оскеевич, а озвучивал Максим Монгужукович. Три дня вместе работали на озвучке. Так началось знакомство с великим Артистом. Меня тогда поразило уважительное отношение к Максиму Максимовичу (в киностудии так его величали) со стороны съемочной группы и руководства киностудии. Всем съемочным группам хотелось пригласить Максима Монгужуковича к себе. Ведь тогда он был известен во всем мире как исполнитель главной роли фильма-оскароносца «Дерсу Узала». К сожалению, мы еще не научились ценить наших великих людей при жизни. Кара-Кыс Намзатовна и Максим Монгужукович относились именно к великим нашим землякам.

…Идея создания авторской передачи «Болчаг шагы» изначально была связана с театром. Сначала она была задумана только для звезд. Моими гостями, помимо семьи Мунзуков, были заслуженный артист РСФСР, На-род-ный артист Тувинской АССР Николай Оскеевич Олзей-оол, заслуженная артистка Тувинской АССР Марьям Алексеевна Рамазанова, заслуженный артист РСФСР Сиин-оол Лакпаевича Оюн, Ека-те-ри-на Седип-ооловна Кен-денбиль, Хургулек Байыс-кылановна Конгар, Борис Филиппович и Галина Сан-чаевна Бады-Сагаан, Хертек Олбезекович и Анна Оюновна Шириин-оол, Люндуп Иргитович Солун-оол, Дыртык Бакысович Мон-гуш и многие другие актеры.

Наш театр уникален. Он славится сильным, талантливым и разносторонним актерским составом. Спектакль могут вытянуть даже актеры, которые исполняют второстепенные, так называемые характерные роли. На театральных фестивалях я видел целые труппы, в которых нет таких ярких, талантливых актеров, как наши, поэтому они берут ансамблем и сильной режиссурой. А в нашем театре, когда я там работал, можно было практически на каждого артиста поставить пьесу – и он оправдает доверие. У нашего народа талант заложен в генах. Только вовремя его нужно вытянуть, направить в нужное русло и внушить этот феномен каждому. Хотя театр как отдельный вид искусства не имеет в Туве даже вековой традиции, тувинские артисты смотрятся в своих ролях очень органично. Когда я участвовал в постановках и играл главные роли, мне удалось почувствовать единое дыхание всех участников спектакля и зрительного зала. Это великое счастье, которое достигается крайне редко. Ради такого мгновения существует искусство в самом высоком смысле этого слова.

На этом разрешите закончить свой рассказ о театральном прошлом. Если я начну вспоминать все постановки, в которых принимал участие, как мы гастролировали целое лето, причем каждый раз автобус обязательно где-нибудь ломался, все театральные фестивали, то могу не остановиться… Это получится воспоминания бывшего актера в трех – четырех – пяти актах. Творческих людей нужно уметь вовремя останавливать. Душа у них такая – если раскрывать, то уж полностью! Там нет полутонов, нюансов, недосказанности. Лучше я недоскажу, чем перескажу.

M : Ваш комедийный дар театралы увидели в музыкальной комедии Оскара Фельцмана «Донна Люция, или Здравствуйте, я ваша тетя». Очень много зрителей полюбили вас как комедийного актера. Вы могли бы сыграть еще раз эту роль?

О.Д.: Сначала музыкальную комедию в замечательном переводе заслуженного артиста РСФСР Сиин-оола Лакпаевича Оюна, который долгие годы был главным режиссером, я начал ставить под руководством тогдашнего главного режиссера театра Николая Ефремовича Логачева – как режиссер. На главную роль назначен был другой артист. Но когда пришло время сдачи, пришлось быстро вводиться и сыграть лжететю. Нам, гнесинцам, не хватало как раз такого материала, где мы могли полностью показать весь спектр возможностей, чему нас научили наши талантливые педагоги: вокал, пластику и актерское мастерство. Какой замечательный ансамбль актеров был задействован в этой комедии! Успех любого спектакля, мюзикла, да любого творческого совместного публичного произведения во многом зависит от верного попадания того или иного артиста в характер данной роли. Вот почему очень серьезное внимание в театре уделяется распределению ролей. Там была возможность показать вокальные данные, выступать с живым симфоническим оркестром, хоть и маленьким составом. И нам было радостно вытворять все, что хотим. Формат комедии позволял импровизировать. И поэтому у нас получалось каждый раз по-разному. Зрители в районах во время спектакля просто просили нас немножко остановиться, передохнуть, так как уже не могли нормально смеяться. И мы давали им такую возможность. А здесь, в театре, тогда все спектакли шли постоянным аншлагом. Зрителям нравилось быть замешанными в эту авантюру с переодеванием в женскую одежду. Им казалось, что они сопричастны к этому обману и сопереживали вместе с героями мюзикла. Мы настолько привыкли, что после каждой реплики нам приходилось делать паузу, чтобы переждать бурную реакцию зрителей. И поэтому нам было сложно играть в Монголии. Там во время гастролей сначала переводчик рассказывал зрителям эту историю. Мы после каждой репризы ждали овации… а в зале тишина. Только слышно цоканье языков. Оказалось, это знак высшей похвалы.

Нам пришлось почти за 5 лет выдержать марафон выступлений с этой комедией. Народ, не уставал ходить на все выступления. А мне пришлось сначала привыкнуть ходить на каблуках, надевать ресницы и все женские прибамбасы. Тогда я понял, как трудно быть женщиной. Характер этой лжетети родился из характеров и поведения разных женщин, это собирательный образ. Но каждая чуть-чуть узнавала себя в этом образе.

А по поводу еще раз сыграть… Я бы сейчас не осмелился выступить в этой роли. Как говорится, женщина уже не та…

M : До 2010 года одной из самых популярных программ тувинского телевидения была передача «Болчаг Шагы» (Час свидания). У передачи была армия поклонников во всех районах Тувы. Они не пропускали ни одного выпуска. Как удалось сохранять передачу более 20 лет?

О.Д.: Я сам теперь – в разговоре с вами – понимаю, что много лет страшно мучил людей вопросами. Оказывается, очень сложно давать интервью. А мы выходили в прямом эфире. Это двойне сложно. Мои герои были действительно очень смелые, мудрые и интересные люди. Впервые передача вышла в эфир 17 мая 1988 года. Первой моей гостьей была прима тувинского театра Кара-Кыс Намзатовна Мунзук.

Мы тогда здорово попотели. Кара Намзатовна по характеру скромный, мягкий человек. Уже факт согласия принять участие в первой передаче неопытного, молодого человека, даже не журналиста, можно считать героизмом. Она своим участием благословила передачу на долгие годы. За это я глубоко благодарен ей до сегодняшнего дня. И со стороны руководства телевидения было мудро разрешить большие по хронометражу передачи про театр, хотя там в то время работали большие маститые журналисты. Я очень благодарен за напутствие, это послужило толчком для моей дальнейшей судьбы. Фактически, работая в театре, я стал причастен к телевидению.

За 24 года существования программы в эфире побывало более 300 гостей. Сначала мне очень хотелось сохранить рассказы корифеев театра для потомков. Со временем рамки программы расширились. И в студию уже приходили не только актеры, но и артисты разных жанров, учителя, араты, ламы, художники, спортсмены, шаманы… Но главная идея оставалась той же – на примере тех, кто добился успеха, показать современникам, как достигать поставленных в жизни целей с помощью таланта, трудолюбия и целеустремленности. С 1993 года «Болчаг шагы» выходила исключительно в прямом эфире.

M : А почему передача прекратилась?

О.Д.: Этот вопрос мне постоянно задают при встрече. Спрашивают, когда заново начнется эфир «Болчаг шагы» и с кем будет следующая передача. Очень приятно, когда люди с такой теплотой вспоминают передачу, вот недавно один инвалид на коляске признался, что эта передача была единственной радостью в его жизни…. Я очень рад тому, что благодаря этой передаче смог рассказать о своих знаменитых земляках. К сожалению, я не могу точно ответить на вопрос о возобновлении передачи. Может быть, придет время, и встретимся в прямом эфире, и я вновь смогу поприветствовать телезрителей: «Эки хүннүң мендизи-биле, эргим телекөрүкчүлер!»

M : Вы первым создали туви-ноязычный сайт. Как возникла идея?

О.Д.: До сайта http://orlan.tuva.ru/ уже были сайты на тувинском языке, поэтому правильнее будет сказать, что я пробую делать сайт полностью на тувинском языке. Этим сайтом я хочу принять хоть маленькое, но живое участие в развитии родного языка. Я считаю, что тувинский язык еще не до конца изучен, он очень яркий, самобытный и бесконечно богатый. Главная задача сайта – распространение, развитие и сохранение тувинского языка и литературы. Находясь вдалеке от своей малой родины, молодые люди в разных уголках нашей планеты начинают забывать родной язык. Это не их вина, но они должны в достаточной степени получать информацию, в том числе художественную литературу на своем языке.

Я сам горжусь и счастлив, что являюсь носителем и рас-прос-тра-нителем этого уникального и древнего языка.

M : Большое внимание в вашем проекте уделено вопросам религии и духовности.

О.Д.: Да, без настоящей веры мы не осилим такие преграды, как алкоголизм, наркомания и распространение социальных болезней нынешнего века. На сайте можно увидеть документальные фильмы о буддизме, Его Святейшестве Далай-Ламе XIV, тувинских хуураках, обучающихся в разных храмах на разных направлениях буддизма.

Начать всегда легче. Теперь надо держать планку. Пользуясь случаем, приглашаю всех, кто хочет поддержать проект. Буду рад сотрудничеству со всеми, кто отзовется и примет живое участие.

M : Как автор и режиссер вы отсняли и показали жителям Тувы более 40 телевизионных фильмов о Туве, о жизни сенгельских и коптинских этнических тувинцев, которые проживают в Монголии…

О.Д.: Я бывал много раз в Монголии, снимал там документальные фильмы об этнических тувинцах, проживающих в Ба-ян-Ульгийском и Кобдинском аймаках, а также про знаменитых людей Монголии. Этнические тувинцы, про-живающие в Монголии, несмотря на все трудности, сохранили родной язык. Мне было чрезвычайно интересно встречаться с носителями древнейших обычаев и традиций тувинской культуры. У них тоже есть большие проблемы сохранения и передачи языка и культуры последующим поколениям.

Отснял серию документальных фильмов об Индии «Индия – Пагби Юл – Страна Святых», которая вызвала большой интерес и живую реакцию многих жителей Тувы. Многие хотели бы купить диски с моими индийскими фильмами, но наша теле-радиокомпания не занимается распространением и продажей DVD. Многие интересные видеоматериалы выходят один раз в эфир и остаются потом недоступными для широкой публики. Много фильмов хра-нятся в архиве нашей теле-радиокомпании «Тыва», и хочется, чтобы они на тувинском языке были доступны для всех и в Интернете.

M : Кто был вашим учителем в жизни. У кого вы сейчас учитесь?

О.Д.: У меня были замечательные учителя в школе, в институте, в Москве, среди тех, где я работал и работаю сегодня. Учителем мо-жет стать не только че-ловек, умудренный опытом, но и успешный человек, который на-много моложе тебя. То, чем я являюсь – результат уроков родителей и учителей.

M : Талант, труд, удача. В каком порядке вы бы поставили эти составляющие успеха?

О.Д.: Я бы составил эти понятия немножко по-другому: желание, учеба, труд.

M : 50 лет – это возраст гармонии физических сил и мудрости. Согласны с тем, что в этом возрасте нужно подводить какие-то итоги?

О.Д.: Не согласен. 50 лет – это всего лишь 50% того, чего ты успел сделать. Остальные проценты зависят от того, с каким багажом ты пришел к этой цифре.

M : В любой области, чем бы вы ни занимались, были успешны, всегда проявляли себя как лидер, сильная личность. Что вас мотивирует?

О.Д.: Меня вдохновляют моя семья, дети, внуки. Живой интерес к жизни. Я никогда не стремился быть лидером. Я стремился профессионально делать свое дело. Надо уметь находить во всем красоту, гармонию и любить свою работу. Любая работа может доставить удовольствие, если ты это делаешь с душой.

M : Отрадно отметить, что сегодня вам удаётся гармонично сочетать плодотворную творческую и общественную деятельность с ответственной работой советника Главы – Председателя Правительства Республики Ты-ва.

Орлан Дайынчыевич, примите наши пожелания с юбилеем, крепкого здоровья, неисчерпаемой энергии, счастья, благополучия и дальнейшей плодотворной деятельности по реализации важнейших инициатив, направленных на развитие нашей республики.

О.Д.: Спасибо.

 
По теме
Правила организованной перевозки группы детей автобусами утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2020 года №1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами».
Заместитель прокурора Республики Тыва утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении двух местных жителей, которые обвиняются в убийстве 17-летнего подростка лица группой лиц (п.
В этом деле конкурсный управляющий, Агентство по страхованию вкладов, оспаривает сделки по предоставлению кредитов и дальнейшее перечисление денег в пользу компании «КЗСК»,
Сегодня на четвертом внеочередном заседании десятой сессии Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по представлению Главы Республики Тыва Саида Хертековна Сенгии была утверждена в должности Уполномоченного по прав
С начала 2024 года на территории республики задержано 32 подростка за управление автомобилем, причем двое из них находились в состоянии алкогольного опьянения.
Заместитель прокурора Республики Тыва утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении двух местных жителей, которые обвиняются в убийстве 17-летнего подростка лица группой лиц (п.
Прокуратура Республики Тыва
Минздрав Тувы и Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека г. Иркутск подписали соглашение о сотрудничестве - Министерство здравоохранения В рамках этого документа предусматривается организация оказания медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детскому населению,
Министерство здравоохранения
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
“Дорогие друзья! Поздравляю Вас с Международным днем театра! Театр обогащает нашу жизнь новыми красками, дарит эмоции, заряжает жизненной силой, заставляет трепетать сердца и сопереживать.
Министерство культуры