Новости города БезФормата.Ru
Кызыл
Главные новости
 
Задать вопрос?

Подрастёт ли такса у «Платона»?

Подрастёт ли такса у «Платона»? - Тувинская правда
Фото: tuvapravda.ru

 

Прошел год с запуска в эксплуатацию скандального «Платона» — системы взимания платы с большегрузов за пользование федеральными дорогами. Протесты, которыми ее встретили дальнобойщики, утихли. Ситуация устаканилась благодаря уступкам федерального правительства, на которые оно нехотя пошло. Весь год «Платон» работал по льготному тарифу в 1,53 рубля за километр, что вполовину ниже изначальной таксы.

И вот в конце октября — начале ноября о «Платоне» вновь заговорили, когда зампред правительства России Аркадий Дворкович положил на стол Дмитрия Медведева предложение, согласно которому уже к июню следующего года такса должна увеличиться вдвое. Как пишут федеральные издания, предложение всерьез рассматривается на уровне правительства, и решение по нему торопятся принять до вторых чтений бюджета, несмотря на то, что минэкономразвития России инициативу не поддержало. В тоже время СМИ стало известно, что в Госдуме находится законопроект, предусматривающий распространение «платоновской» практики и на региональные дороги. Видимо, некоторым субъектам своих «платонов» захотелось.

В Туве внедрение «Платона» в прошлом году обошлось без эксцессов, однако любые изменения в политике взимания платы за проезд по федеральной дороге нас коснуться ощутимее других регионов. Там есть железная дорога, на которую, по данным компании НефтеТрансСервис, приходится основная доля грузооборота страны — 85 процентов. У нас же грузообмен с соседями осуществляется исключительно по федеральной трассе М-54. Только в сутки по ней в обоих направлениях, как говорят в Упрдоре М-54 «Енисей», курсируют в среднем около тысячи тягачей, большая часть которых — тоннажем свыше 12 тонн — подпадает под «Платон». К нам везут продовольствие, ГСМ и стройматериалы; от нас инвесторы вывозят уголь и руду. При таком раскладе наивно полагать, что индексация тарифа «Платона» нас не коснется.

Напомним, что система была запущена 15 ноября прошлого года, и изначальный тариф за километр составлял 3,73 рубля, что и вызвало недовольство грузоперевозчиков, вылившееся в многодневные протестные акции. Частично мотивированные политически, основной причиной они все же имели вполне объективные опасения профсообщества, что «Платон» сделает бизнес в этой, и без того малорентабельной, отрасли грузоперевозок, убыточным вовсе. В итоге правительство понизило таксу до 1,53 рубля за километр. Значительно были уменьшены и штрафы за отсутствие регистрации транспортных средств в системе, изначально неподъемные для физических и юридических лиц.

Теперь же в Москве снова поднят вопрос об увеличении «платоновского тарифа». Согласно предложению Дворковича, в феврале такса по «Платону» должна быть поднята до 2,6 рубля за километр, а уже летом, в июне, почти сравняться с изначальным предлагавшимся тарифом — 3,6 рубля. Причем правительство принять решение по данному вопросу спешит до вторых чтений в бюджете. Понять спешку можно. Бюджет трещит, позиции в нем секвестируются, а «затягивать пояса» уже как бы некуда. Тут либо искать дополнительные источники доходов для содержания дорожной отрасли, либо все-таки верстать финансовый документ следующего года жестче нынешнего. Правительство, судя по всему, пошло по первому пути, и увеличение «платоновской таксы» как раз и может быть закономерным итогом таких поисков.

Возможное повышение тарифа «Платона» в регионе пока комментируют вяло. А вот бизнес республики, связанный с грузоперевозками, уже прикидывает, во сколько оно ему обойдется. Траты будут достаточными, однако крупным промышленникам от них больно не будет. К примеру, комментируя эту ситуацию в ООО «Лунсин», вывозящей из Тувы получаемый на Кызыл-Таштыгском ГОК полиметаллический концентрат привлеченным транспортом, говорят, что рост тарифа «Платона» обязательно приведет к удорожанию транспортных услуг подрядчиков компании. Учитывая заявленные объемы концентрата в 160 тыс. тонн, которые «Лунсин» планирует получить в 2017 году, новый тариф может встать компании в десятки миллионов сверх тех, что заложены по старой таксе.

— Если «Платон» вырастет, договоры с нашими подрядчиками придется пересматривать, — говорит заместитель генерального директор ООО «Лунсин» Александр Русанов. — В этом году по «Платону» мы заплатили более 20 млн. рублей, если тариф увеличится вдвое, то вдвое больше придется и платить. Но это, конечно, не та сумма, которая могла бы повлиять на рентабельность разработки Кызыл-Таштыга.

Тем не менее, стоит иметь в виду, что ГОК проектировался в докризисных нулевых. Для Тувы вообще чудо, что корпорация Zijin «дочкой» которой является «Лунсин», не закрыла тувинский проект после того, как в 2008 году цены на металлы обрушились на фондовых биржах. Вернуться на прежний уровень, как отмечают в компании, они не могут до сих пор, поэтому даже такие, казалось бы, мелкие для промышленной компании суммы, ею ощущаются, так или иначе «отпечатываясь» на конечной стоимости продукта. Разумеется, «отпечаток» этот размывается из-за больших объемов, но те десятки миллионов, которые «Лунсин» закладываются по позиции «Платона», можно было бы снова пустить в производство — на развитие компании, увеличение штата сотрудников, что дало бы прибавку в налогах, которые предприятие платит и Федерации, и республике…

Если на рентабельности работы промышленных компаний вроде «Лунсин» рост тарифа «Платона» существенно, — подчеркнем, именно существенно, — не отразится, то даже относительно крупные грузоперевозчики Тувы, такие, как, например, ООО «Транссервис», с которым работает «Лунсин», сразу же отреагируют на изменения в тарифе. Ими ощущаются даже сегодняшние 1,53 рубля за километр. В грузовой компании констатируют, что система существенно увеличивает затратную часть грузоперевозок, а повышение тарифа лишь усугубит такие реалии.

— Считайте сами, один рейс до Абакана или Минусинска обходится клиентам в 20 — 25 тыс. рублей, из которых 10 тыс. рублей получает перевозчик — это его зарплата; остальные деньги идут на амортизацию машины и ГСМ, — говорит источник в ООО «Транссервис». — Туда и обратно до Минусинска — 800 километров. По текущему тарифу в 1,53 рубля получается, что за рейс по «Платону» приходится платить 1224 рубля. Если инициатива по увеличения тарифа системы пройдет, то в феврале по таксе 2,6 рубля за километр «платоновская позиция» рейса составит уже 2080 рублей, а в июне по тарифу 3,6 рубля, «Платон» за рейс накрутит 2880 рублей.

По словам источника, единого мнения, как перевозчики поведут себя, если тариф вырастет, пока нет. Возможно, что стоимость грузоперевозок будут удерживать: по увеличившемуся тарифу за пользование федеральными дорогам перевозчики станут платить за счет уменьшения амортизационных расходов. Либо эту позицию сразу же начнут закладывать в стоимость своих услуг.

Всего скорее, ситуация будет развиваться по второму сценарию. В ущерб не только себе, но и своей машине перевозчики вряд ли будут работать — это их хлеб, а изнашиваются грузовики быстро. В Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков говорят: как были расходы по «платоновскому тарифу» переложены перевозчиками на грузоотправителей, так на них они и будут лежать, по старому ли тарифу или по новому — неважно. Это в свою очередь приведет к увеличению цены товара и скажется на его конечном потребителе. Растет «Платон», растут и цены в магазинах.

— Каким будет вклад «расходов на «Платон» в конечную цену того или иного товара, нужно выяснять у ритейлеров, — говорит президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев. — В любом случае транспортная составляющая выше в цене перевозимого сырья, например, песка и щебня, и меньше — в цене высокотехнологичных товаров.

Отсюда и берут начало главные опасения, связанные с увеличением тарифа «Платона», — повышения цен товаров в магазинах страны на 3 — 10 процентов, если правительство России примет предложение Дворковича. Подобное же, возможно, еще становится причиной реальных шагов к интермодальным грузоперевозкам со стороны некоторых крупных транспортных компаний России. Пару недель назад «Коммерсант» писал, что Федеральная транспортная компания провела пилотный пуск контрейлерных грузоперевозок, подразумевающих комплекс услуг по доставке грузов автодорожным и ЖД транспортом. Чаще всего практикуется схема, когда прицеп, полуприцеп или целый автопоезд закрепляются на железнодорожной платформе и большую часть маршрута груз преодолевает по рельсам, и лишь незначительную — «на колесах». Насколько грузовикам выгоднее будет «съехать» с федеральных дорог и кататься верхом на поезде — неизвестно, но ФТК вроде бы уже получила подтверждение спроса на подобную логистическую схему и уже в следующем году планирует предоставлять услуги в полном объеме. Коль спрос есть сейчас, то увеличение «платоновского тарифа» поднимет его в разы. На это, видимо, и рассчитывает компания, собираясь в ближайшее время приобрести три сотни платформ.

Конечно, контрейлерные перевозки выгодны, если речь идет о транспортировке груза на значительные расстояния, а Тувы эта тема, с учетом еще того, что у нас нет железной дороги, касается слабо. Однако движение в сторону интермодальных схем, контрейлерных грузоперевозок — первый симптом того, что транспортники, ритейлеры и даже промышленники чувствуют асфиксию уже при нынешнем тарифе «Платона» и ищут альтернативу федеральным дорогам. Так, в Краснодарском крае они съехали на региональные дороги, например. Именно это и побудило регион внести в Госдуму законопроект о распространения практики «Платона» и на региональное дорожное хозяйство. Мол, магистрали этого субъекта за год функционирования «Платона» просто уничтожены. Законопроект получил отрицательное заключение Счетной палаты России, поскольку, по мнению органа, его принятие создаст риск социального напряжения в стране. Тем не менее, его поддержал министр транспорта РФ Максим Соколов. Он же сказал «да» повышению тарифа федерального «Платона», объяснив свою позицию тем, что подобные системы работают в ряде других стран, например, Норвегии, и платят тамошние дальнобойщики на порядок больше — не 3,6 рубля, до которых у нас хотят поднять тариф; а в пересчете на рубли что-то около 73 целковых. Правда, товары и услуги в этой стране — одни из самых дорогих в мире. Даже бензин, при том, что Норвегия наряду с Россией и Саудовской Аравией является крупнейшем экспортером нефти в мире, стоит не менее двух евро за литр. Но это, опять же, в стране, всегда занимающей первые строчки в ежегодных «топах» по уровню жизни. С Россией опыт Норвегии коррелируется трудно, уже из-за масштабов двух стран: Норвегия невелика, протяженность трасс там куда короче российских.

Что касается Тувы, то у нас фурам съехать с «федералки» просто некуда. Через Абазу возить уголь и руду никто не будет — слишком большое транспортное плечо получается; железной дороги, как было отмечено выше, нет. Остается лишь федеральная М-54. И если по карману крупных промышленников, экспортирующих из республики полезные ископаемые, повышение «платоновского» тарифа, как следует из тезисов «Лунсин», не ударит, то вот рядовые потребители республики, мы с вами, можем ощутить в полной мере «стимулирующий» эффект инициативы Дворковича. Завоз продовольствия, стройматериалов, ГСМ, как писалось выше, осуществляется по все той же федеральной трассе, а значит, увеличение таксы «Платона» будет закладываться в конечную стоимость товара.

Антон ПОСОХИН

(Продолжение следует)

8 января в Кызыле зарегистрировано два дорожно-транспортных происшествия, виновники которых, в нарушение требований законодательства, оставили место ДТП.
17.01.2018 ГИБДД
Госавтоинспекция республики продолжает акцию «Полицейский Дед Мороз» - ГИБДДВ новогодние, зимние каникулы сотрудники Госавтоинспекции продолжают участие во Всероссийской благотворительной акции МВД России «Полицейский Дед Мороз».
04.01.2018 ГИБДД
С приходом Нового года в республику пришли и сильные морозы. На улице значительно похолодало.
04.01.2018 ГИБДД
В связи с ухудшением погодных условий Госавтоинспекция ещё раз настоятельно рекомендует и пешеходам и автомобилистам принять все необходимые меры по обеспечению личной безопасности на дороге.
28.12.2017 МВД Республики Тыва
Обновленный аэропорт  Тувы позволяет расширить  полеты в любых направлениях и свободно принимать крупные самолеты - Правительство Республики ТываГлава Тувы Шолбан Кара-оол и руководитель Росавиации Александр Нерадько сегодня утром провели в Красноярске совещание по вопросам реконструкции аэропортового комплекса «Кызыл».
26.12.2017 Правительство Республики Тыва
Вечером 25 декабря в дежурную часть отдельной роты ДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Кызылу поступило сообщение о том,
26.12.2017 МВД Республики Тыва
23 декабря с 10.00 до 11.00 часов движение грузовых и легковых автомобилей по коммунальному мосту через реку Енисей будет закрыто в связи с демонтажными работами архитектурных композиций на этом сооружении.
22.12.2017 Администрация г.Кызыл
23 декабря на час будет закрыт проезд по Коммунальному мосту Кызыла - ИА Тува-ОнлайнВНИМАНИЕ! ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! 23 декабря 2017 г. с 10.00 до 11.
22.12.2017 ИА Тува-Онлайн
ВНИМАНИЕ! ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! - Администрация г.Кызыл23 декабря 2017 г. с 10.00 до 11.
21.12.2017 Администрация г.Кызыл
Глава Тувы четко поставил задачу кардинально решить вопрос качества пассажироперевозок в Кызыле – Дина Оюн - ИА Тува-Онлайн12 декабря Глава Тувы Шолбан Кара-оол представил Верховному Хуралу республики ежегодное Послание о положении дел в регионе и задачах на 2018 год.
15.12.2017 ИА Тува-Онлайн
_DSC4033.jpg - Правительство Республики ТываПод занавес уходящего года 34 учреждения социальной сферы получили специализированный автотранспорт.
11.12.2017 Правительство Республики Тыва
8 января в Кызыле зарегистрировано два дорожно-транспортных происшествия, виновники которых, в нарушение требований законодательства, оставили место ДТП.
17.01.2018 ГИБДД
Госавтоинспекция республики продолжает акцию «Полицейский Дед Мороз» - ГИБДДВ новогодние, зимние каникулы сотрудники Госавтоинспекции продолжают участие во Всероссийской благотворительной акции МВД России «Полицейский Дед Мороз».
04.01.2018 ГИБДД
С приходом Нового года в республику пришли и сильные морозы. На улице значительно похолодало.
04.01.2018 ГИБДД
Совершив столкновение, 23-летний водитель бросил автомобиль и скрылся с места ДТП, однако вскоре он был задержан сотрудниками полиции.
19.01.2018 МВД Республики Тыва
19 января в дежурную часть Межмуниципального отдела МВД России «Барун-Хемчикский» поступило два заявления от граждан, о кражах скота.
19.01.2018 МВД Республики Тыва
Собранные следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва доказательства признаны достаточными для вынесения приговора ранее не судимому 35-летнему индивидуальному предпринимателю Ад
19.01.2018 Следственный комитет
Криминал за неделю - Плюс Информ
Криминал за неделю
Убийство в Шагонаре В полицию Улуг-Хемского района 4 января этого года поступило сообщение о смерти в больнице 32-летнего жителя г. Шагонара.
Плюс Информ
Браконьерам — уголовную статью - Тувинская правда
Браконьерам — уголовную статью
Для многих жителей нашей республики охота и рыбалка являются не только промыслом, но и хобби.
Тувинская правда
Криминал за неделю - Плюс Информ
Криминал за неделю
Помогла прокуратура Прокуратура Барун-Хемчикского района Республики Тыва провела проверку соблюдения трудового законодательства в Муниципальном унитарном многоотраслевом производственном предприятии «Жилищно-коммуналь
Плюс Информ
Музейные работники успешно прошли курс переподготовки во ВСГИК - Министерство культурыНа этой неделе в Тувинском филиале Восточно-Сибирского государственного института культуры (ВСГИК) прошла защита дипломных работ слушателей по программе профессиональной переподготовки « Актуальные тенденции в развитии м
20.01.2018 Министерство культуры
О сильных женщинах, любви к жизни и жажде свободы - Министерство культуры– О чем эта история? Приоткройте занавес.  – Пьеса «Дом Бернарды Альбы» стала классикой не только испанской, но мировой литературы.
18.01.2018 Министерство культуры
Запатентована бронзовая пантера кургана «Аржаан-1» - Министерство культурыПо поручению Правительства Республики Тыва, с целью сохранения и развития материального и нематериального культурно наследия тувинского народа,
19.01.2018 Министерство культуры
Снежная сказка в исправительной колонии - Плюс Информ
Снежная сказка в исправительной колонии
Подведены итоги конкурса снежных скульптур среди учреждений УФСИН России по Республике Тыва.
Плюс Информ
Абаканские клирики в Туве - Тувинская правда
Абаканские клирики в Туве
Абаканская группа «Соборяне» выступила в Туве с Рождественскими благотворительными концертами.
Тувинская правда
А ведь еще не поздно… - Плюс Информ
А ведь еще не поздно…
Порой мы спохватываемся слишком поздно. Узнать, например, о героях Кобдинского сражения мы толком не сможем: внуки-правнуки помнят лишь некоторые легенды, услышанные от родителей.
Плюс Информ
В двадцатке сильнейших - Тувинская правдаДельфийская сборная Республики Тыва вошла в двадцатку сильнейших сборных страны.
20.01.2018 Тувинская правда
Все выше, выше и выше… - Плюс ИнформПрактически во всех городах и селах республики будут созданы горные клубы, которые объединят туристов, занимающихся не только горным и пешим, но и лыжным туризмом.
19.01.2018 Плюс Информ

20.01.2018 Министерство по делам молодежи и спорта
Душою преданы... железу - Плюс Информ
Душою преданы... железу
Чем увлечен в наши дни прекрасный пол? Да тем же самым, чем и мужчины — спортом.
Плюс Информ
Спортивный праздник - Тувинская правда
Спортивный праздник
Слова знаменитого народного хоомейжи Тувы Кайгал-оола Ховалыга, что настоящий тувинец должен быть достоин уважения всех членов своей семьи и быть во всем им примером, должен уметь прийти на помощь другим, быть уважительным,
Тувинская правда
Есть шахматный клуб! - Тувинская правда
Есть шахматный клуб!
В Тувинском госуниверситете 17-го января состоялось долгожданное открытие шахматного клуба под названием «Гроссмейстер».
Тувинская правда
А в морозы вода теплее - Тувинская правдаВ ночь с 18 на 19 января народ традиционно отметил праздник Крещения Господня массовыми купаниям в иордани — проруби в форме креста, которую в этом году, как и в предыдущие,
20.01.2018 Тувинская правда
Штаб Путина - Тувинская правдаРегиональный избирательный штаб кандидата в Президенты РФ Владимира Путина открылся в Кызыле 18 января.
20.01.2018 Тувинская правда
Глава Тувы ведет переговоры с губернаторами Западной Монголии о продвижении совместных инфраструктурных проектов - Правительство Республики ТываГлава Тувы Шолбан Кара-оол принял сегодня делегацию сопредельного Увс аймака Монголии во главе с его губернатором Д. Батсайханом.
19.01.2018 Правительство Республики Тыва
Все выше, выше и выше… - Плюс ИнформПрактически во всех городах и селах республики будут созданы горные клубы, которые объединят туристов, занимающихся не только горным и пешим, но и лыжным туризмом.
19.01.2018 Плюс Информ
Запатентована бронзовая пантера кургана «Аржаан-1» - Министерство культурыПо поручению Правительства Республики Тыва, с целью сохранения и развития материального и нематериального культурно наследия тувинского народа,
19.01.2018 Министерство культуры