Подрастёт ли такса у «Платона»?

Фото: tuvapravda.ru

 

Прошел год с запуска в эксплуатацию скандального «Платона» — системы взимания платы с большегрузов за пользование федеральными дорогами. Протесты, которыми ее встретили дальнобойщики, утихли. Ситуация устаканилась благодаря уступкам федерального правительства, на которые оно нехотя пошло. Весь год «Платон» работал по льготному тарифу в 1,53 рубля за километр, что вполовину ниже изначальной таксы.

И вот в конце октября — начале ноября о «Платоне» вновь заговорили, когда зампред правительства России Аркадий Дворкович положил на стол Дмитрия Медведева предложение, согласно которому уже к июню следующего года такса должна увеличиться вдвое. Как пишут федеральные издания, предложение всерьез рассматривается на уровне правительства, и решение по нему торопятся принять до вторых чтений бюджета, несмотря на то, что минэкономразвития России инициативу не поддержало. В тоже время СМИ стало известно, что в Госдуме находится законопроект, предусматривающий распространение «платоновской» практики и на региональные дороги. Видимо, некоторым субъектам своих «платонов» захотелось.

В Туве внедрение «Платона» в прошлом году обошлось без эксцессов, однако любые изменения в политике взимания платы за проезд по федеральной дороге нас коснуться ощутимее других регионов. Там есть железная дорога, на которую, по данным компании НефтеТрансСервис, приходится основная доля грузооборота страны — 85 процентов. У нас же грузообмен с соседями осуществляется исключительно по федеральной трассе М-54. Только в сутки по ней в обоих направлениях, как говорят в Упрдоре М-54 «Енисей», курсируют в среднем около тысячи тягачей, большая часть которых — тоннажем свыше 12 тонн — подпадает под «Платон». К нам везут продовольствие, ГСМ и стройматериалы; от нас инвесторы вывозят уголь и руду. При таком раскладе наивно полагать, что индексация тарифа «Платона» нас не коснется.

Напомним, что система была запущена 15 ноября прошлого года, и изначальный тариф за километр составлял 3,73 рубля, что и вызвало недовольство грузоперевозчиков, вылившееся в многодневные протестные акции. Частично мотивированные политически, основной причиной они все же имели вполне объективные опасения профсообщества, что «Платон» сделает бизнес в этой, и без того малорентабельной, отрасли грузоперевозок, убыточным вовсе. В итоге правительство понизило таксу до 1,53 рубля за километр. Значительно были уменьшены и штрафы за отсутствие регистрации транспортных средств в системе, изначально неподъемные для физических и юридических лиц.

Теперь же в Москве снова поднят вопрос об увеличении «платоновского тарифа». Согласно предложению Дворковича, в феврале такса по «Платону» должна быть поднята до 2,6 рубля за километр, а уже летом, в июне, почти сравняться с изначальным предлагавшимся тарифом — 3,6 рубля. Причем правительство принять решение по данному вопросу спешит до вторых чтений в бюджете. Понять спешку можно. Бюджет трещит, позиции в нем секвестируются, а «затягивать пояса» уже как бы некуда. Тут либо искать дополнительные источники доходов для содержания дорожной отрасли, либо все-таки верстать финансовый документ следующего года жестче нынешнего. Правительство, судя по всему, пошло по первому пути, и увеличение «платоновской таксы» как раз и может быть закономерным итогом таких поисков.

Возможное повышение тарифа «Платона» в регионе пока комментируют вяло. А вот бизнес республики, связанный с грузоперевозками, уже прикидывает, во сколько оно ему обойдется. Траты будут достаточными, однако крупным промышленникам от них больно не будет. К примеру, комментируя эту ситуацию в ООО «Лунсин», вывозящей из Тувы получаемый на Кызыл-Таштыгском ГОК полиметаллический концентрат привлеченным транспортом, говорят, что рост тарифа «Платона» обязательно приведет к удорожанию транспортных услуг подрядчиков компании. Учитывая заявленные объемы концентрата в 160 тыс. тонн, которые «Лунсин» планирует получить в 2017 году, новый тариф может встать компании в десятки миллионов сверх тех, что заложены по старой таксе.

— Если «Платон» вырастет, договоры с нашими подрядчиками придется пересматривать, — говорит заместитель генерального директор ООО «Лунсин» Александр Русанов. — В этом году по «Платону» мы заплатили более 20 млн. рублей, если тариф увеличится вдвое, то вдвое больше придется и платить. Но это, конечно, не та сумма, которая могла бы повлиять на рентабельность разработки Кызыл-Таштыга.

Тем не менее, стоит иметь в виду, что ГОК проектировался в докризисных нулевых. Для Тувы вообще чудо, что корпорация Zijin «дочкой» которой является «Лунсин», не закрыла тувинский проект после того, как в 2008 году цены на металлы обрушились на фондовых биржах. Вернуться на прежний уровень, как отмечают в компании, они не могут до сих пор, поэтому даже такие, казалось бы, мелкие для промышленной компании суммы, ею ощущаются, так или иначе «отпечатываясь» на конечной стоимости продукта. Разумеется, «отпечаток» этот размывается из-за больших объемов, но те десятки миллионов, которые «Лунсин» закладываются по позиции «Платона», можно было бы снова пустить в производство — на развитие компании, увеличение штата сотрудников, что дало бы прибавку в налогах, которые предприятие платит и Федерации, и республике…

Если на рентабельности работы промышленных компаний вроде «Лунсин» рост тарифа «Платона» существенно, — подчеркнем, именно существенно, — не отразится, то даже относительно крупные грузоперевозчики Тувы, такие, как, например, ООО «Транссервис», с которым работает «Лунсин», сразу же отреагируют на изменения в тарифе. Ими ощущаются даже сегодняшние 1,53 рубля за километр. В грузовой компании констатируют, что система существенно увеличивает затратную часть грузоперевозок, а повышение тарифа лишь усугубит такие реалии.

— Считайте сами, один рейс до Абакана или Минусинска обходится клиентам в 20 — 25 тыс. рублей, из которых 10 тыс. рублей получает перевозчик — это его зарплата; остальные деньги идут на амортизацию машины и ГСМ, — говорит источник в ООО «Транссервис». — Туда и обратно до Минусинска — 800 километров. По текущему тарифу в 1,53 рубля получается, что за рейс по «Платону» приходится платить 1224 рубля. Если инициатива по увеличения тарифа системы пройдет, то в феврале по таксе 2,6 рубля за километр «платоновская позиция» рейса составит уже 2080 рублей, а в июне по тарифу 3,6 рубля, «Платон» за рейс накрутит 2880 рублей.

По словам источника, единого мнения, как перевозчики поведут себя, если тариф вырастет, пока нет. Возможно, что стоимость грузоперевозок будут удерживать: по увеличившемуся тарифу за пользование федеральными дорогам перевозчики станут платить за счет уменьшения амортизационных расходов. Либо эту позицию сразу же начнут закладывать в стоимость своих услуг.

Всего скорее, ситуация будет развиваться по второму сценарию. В ущерб не только себе, но и своей машине перевозчики вряд ли будут работать — это их хлеб, а изнашиваются грузовики быстро. В Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков говорят: как были расходы по «платоновскому тарифу» переложены перевозчиками на грузоотправителей, так на них они и будут лежать, по старому ли тарифу или по новому — неважно. Это в свою очередь приведет к увеличению цены товара и скажется на его конечном потребителе. Растет «Платон», растут и цены в магазинах.

— Каким будет вклад «расходов на «Платон» в конечную цену того или иного товара, нужно выяснять у ритейлеров, — говорит президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев. — В любом случае транспортная составляющая выше в цене перевозимого сырья, например, песка и щебня, и меньше — в цене высокотехнологичных товаров.

Отсюда и берут начало главные опасения, связанные с увеличением тарифа «Платона», — повышения цен товаров в магазинах страны на 3 — 10 процентов, если правительство России примет предложение Дворковича. Подобное же, возможно, еще становится причиной реальных шагов к интермодальным грузоперевозкам со стороны некоторых крупных транспортных компаний России. Пару недель назад «Коммерсант» писал, что Федеральная транспортная компания провела пилотный пуск контрейлерных грузоперевозок, подразумевающих комплекс услуг по доставке грузов автодорожным и ЖД транспортом. Чаще всего практикуется схема, когда прицеп, полуприцеп или целый автопоезд закрепляются на железнодорожной платформе и большую часть маршрута груз преодолевает по рельсам, и лишь незначительную — «на колесах». Насколько грузовикам выгоднее будет «съехать» с федеральных дорог и кататься верхом на поезде — неизвестно, но ФТК вроде бы уже получила подтверждение спроса на подобную логистическую схему и уже в следующем году планирует предоставлять услуги в полном объеме. Коль спрос есть сейчас, то увеличение «платоновского тарифа» поднимет его в разы. На это, видимо, и рассчитывает компания, собираясь в ближайшее время приобрести три сотни платформ.

Конечно, контрейлерные перевозки выгодны, если речь идет о транспортировке груза на значительные расстояния, а Тувы эта тема, с учетом еще того, что у нас нет железной дороги, касается слабо. Однако движение в сторону интермодальных схем, контрейлерных грузоперевозок — первый симптом того, что транспортники, ритейлеры и даже промышленники чувствуют асфиксию уже при нынешнем тарифе «Платона» и ищут альтернативу федеральным дорогам. Так, в Краснодарском крае они съехали на региональные дороги, например. Именно это и побудило регион внести в Госдуму законопроект о распространения практики «Платона» и на региональное дорожное хозяйство. Мол, магистрали этого субъекта за год функционирования «Платона» просто уничтожены. Законопроект получил отрицательное заключение Счетной палаты России, поскольку, по мнению органа, его принятие создаст риск социального напряжения в стране. Тем не менее, его поддержал министр транспорта РФ Максим Соколов. Он же сказал «да» повышению тарифа федерального «Платона», объяснив свою позицию тем, что подобные системы работают в ряде других стран, например, Норвегии, и платят тамошние дальнобойщики на порядок больше — не 3,6 рубля, до которых у нас хотят поднять тариф; а в пересчете на рубли что-то около 73 целковых. Правда, товары и услуги в этой стране — одни из самых дорогих в мире. Даже бензин, при том, что Норвегия наряду с Россией и Саудовской Аравией является крупнейшем экспортером нефти в мире, стоит не менее двух евро за литр. Но это, опять же, в стране, всегда занимающей первые строчки в ежегодных «топах» по уровню жизни. С Россией опыт Норвегии коррелируется трудно, уже из-за масштабов двух стран: Норвегия невелика, протяженность трасс там куда короче российских.

Что касается Тувы, то у нас фурам съехать с «федералки» просто некуда. Через Абазу возить уголь и руду никто не будет — слишком большое транспортное плечо получается; железной дороги, как было отмечено выше, нет. Остается лишь федеральная М-54. И если по карману крупных промышленников, экспортирующих из республики полезные ископаемые, повышение «платоновского» тарифа, как следует из тезисов «Лунсин», не ударит, то вот рядовые потребители республики, мы с вами, можем ощутить в полной мере «стимулирующий» эффект инициативы Дворковича. Завоз продовольствия, стройматериалов, ГСМ, как писалось выше, осуществляется по все той же федеральной трассе, а значит, увеличение таксы «Платона» будет закладываться в конечную стоимость товара.

Антон ПОСОХИН

(Продолжение следует)

 
По теме
Сотрудники Госавтоинспекции Тувы напоминают автолюбителям о необходимости соблюдать требования регламентов в области безопасности дорожного движения.
13.07.2018
Миндортранс Тувы информирует граждан о работе междугородних  автобусных рейсов - Правительство Республики Тыва Из города Кызыла сегодня граждане могут уехать на рейсовых автобусах ПАЗ по следующим направлениям: Кызыл-Ак-Довурак, Кызыл-Сарыг-Сеп, Кызыл – Эрзин, Кызыл-Красноярск.
09.07.2018
Шолбан Кара-оол: Транспортная триада – основа экономики на годы вперед не только Тувы, но и всей Сибири - Правительство Республики Тыва В день, когда Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал указы о назначениях в новом правительстве страны, Глава Республики Тыва Шолбан Кара­оол оставил в своем блоге примечательную запись:
03.07.2018
 
УГИБДД МВД по Республике Тыва напоминает, что с июля 2015 года вступили в силу поправки в Правила дорожного движения, касающиеся обязанностей пешехода.
02.07.2018
 
 
Сотрудники Госавтоинспекции Тувы напоминают автолюбителям о необходимости соблюдать требования регламентов в области безопасности дорожного движения.
13.07.2018 МВД Республики Тыва
Миндортранс Тувы информирует граждан о работе междугородних  автобусных рейсов - Правительство Республики Тыва Из города Кызыла сегодня граждане могут уехать на рейсовых автобусах ПАЗ по следующим направлениям: Кызыл-Ак-Довурак, Кызыл-Сарыг-Сеп, Кызыл – Эрзин, Кызыл-Красноярск.
09.07.2018 Правительство Республики Тыва
Шолбан КАРА-ООЛ: Транспортная триада — основа экономики Тувы и всей Сибири - Тувинская правда В свежем номере московского журнала «Дороги и транспорт» опубликовано интервью с Главой РТ, председателем Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Шолбаном Кара-оолом.
05.07.2018 Тувинская правда
06 июля 2018 года на полевом учебно-тренировочном комплексе сотрудниками отдела криминалистики следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва проведена учебная тренировка молодых
16.07.2018 Следственный комитет
Криминал за неделю - Плюс Информ Дети продолжают тонуть. Где вы, родители? Первого июля текущего года в полицию Кызыла поступило сообщение об обнаружении в Енисее в районе Востока тела 8-летнего мальчика с признаками утопления.
14.07.2018 Плюс Информ
Утонул мальчик В жаркий полдень 11 июня четверо малолетних жителей с. О-Шынаа, в возрасте от 8 до 11 лет, без сопровождения взрослых купались на реке Орукку, которая протекает в 300 метрах от села.
30.06.2018 Плюс Информ
В отношении 47-летнего индивидуального предпринимателя возбуждено уголовное дело за уклонение от уплаты налогов в крупном размере.
28.06.2018 Тувинская правда
Красота, воплощённая в агальматолите - Тувинская правда Искусство камнерезов не может оставлять равнодушными сердце и душу. В Туве людей, одарённых талантом вдыхать в холодный камень жизнь, земляки заслуженно уважают.
14.07.2018 Тувинская правда
 «Мелодия и слова песни той Разрывали материнское сердце на части. Ведь дитя в колыбели все плачет и плачет – И вот ханша, не выдержав                                                           этой пытки,
14.07.2018 Тувинская правда
Всё ближе праздник живой музыки, искренней веры, дружбы и взаимопонимания – XIX Международный фестиваль «Устуу-Хурээ», который в этом году пройдет с 18 по 22 июля.
14.07.2018 Плюс Информ
В Национальном парке культуры и отдыха на территории волейбольной площадки 11 июля состоялось открытие Чемпионата Республики Тыва по волейболу на призы Главы Республики Тыва Шолбана Кара-оола.
14.07.2018 Тувинская правда
В преддверии матча Россия — Хорватия в Кызыле, на стадионе им. 5-летия Советской Тувы был проведен фестиваль футбола для детей и подростков.
12.07.2018 Тувинская правда
Самый значимый праздник Тувы - Тувинская правда Уважаемые жители и гости Республики Тыва! Примите наши поздравления с одним из самых значимых национальных праздников Тувы — Наадымом!
14.07.2018 Тувинская правда
В Туве стартовали основные мероприятия Наадыма - Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва С открытия республиканского конкурса «Лучшая юрта» и выставки-ярмарки местных товаропроизводителей в местечке Тос-Булак в Республике Тыва начались основные мероприятия национального праздника Наадым – 2018.
14.07.2018 Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва