РОДИТЕЛЯМ. Советы логопеда Как понять, пора ли ребенку в школу?

 

Когда специалисты говорят о “готовности к школе”, то имеют в виду не только умение ребенка читать, а определенный комплекс умений и навыков, в котором присутствуют все основные компоненты. Ведь обучение может быть успешным, только если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе   определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

2. Психологическая готовность к школе   подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.

3. Эмоциональная зрелость   представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

И, самое главное, ребенок сам должен хотеть идти в школу.

ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ответьте на предлагаемые вопросы с максимальной откровенностью.

1. Хочет ли ваш ребёнок в школу?

2.   Привлекает ли вашего ребёнка в школе то, что он там узнает много нового, что там будет интересно?

3.   Может ли ребёнок заниматься каким-нибудь делом самостоятельно в течение 30 минут и более (собирать конструктор, рисовать, разглядывать или читать книгу)?

4. Свободно ли чувствует себя ребёнок в присутствии незнакомых людей?

5. Умеет ли ваш ребёнок составлять рассказы по картинкам (не менее 5 предложений)?

6. Может ли он рассказать наизусть несколько стихотворений?

7. Умеет ли ребёнок изменять существительное по числам (стул — стулья, дом — дома и др.)?

8. Умеет ли ребёнок читать, хотя бы по слогам?

9.   Решает ли простые задачки на сложение, вычитание?

10. Умеет ли считать до 10 и обратно?

11. У вашего ребёнка твёрдая рука?

12. Любит ли он рисовать и раскрашивать?

13.   Умеет ли пользоваться ножницами и клеем (может ли сам сделать аппликацию)?

14.   Может ли ребёнок собрать разрезанную на 5 частей картинку за минуту?

15. Знает ли он названия диких и домашних животных?

16.   Умеет ли обобщать понятия, называть одним словом несколько предметов (например, морковь, лук, картофель — овощи)?

17.   Любит ли ребёнок заниматься самостоятельно (рисовать, лепить, собирать мозаику и др.)?

18. Может ли точно выполнить словесные инструкции?

 

За каждый положительный ответ поставьте 1 балл, за отрицательный — О баллов.

От 15 до 18 баллов.   Ребёнок хорошо подготовлен к школе и сможет преодолеть возникающие трудности. Вы не напрасно с ним занимались.

От 10 до 14 баллов.   Вы на правильном пути, а отрицательные ответы подскажут вам, куда теперь направить усилия.

Менее 10 баллов.   Запаситесь специальной литературой или помощью специалистов. Уделите внимание тем  минусам, которые вы выяснили в ходе теста. Занимайтесь с ребёнком чаще, чтобы он мог идти в ногу с ровесниками.

Тест-опросник для ребёнка

Вы зачитываете ребёнку предложение. Если он с ним согласен, ставит плюсик на листе бумаги.

1.   Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.

2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.

3.   Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.

4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.

5. В школе я буду хорошо учиться.

6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.

7. Самое лучшее в школьной жизни — это каникулы.

8.   Кажется, в школе намного интереснее, чем в садике.

9.   Мне очень хочется идти в школу, потому что туда идут все мои друзья.

10. Жаль, что я не пошёл в школу ещё в прошлом году.

 

Более 8 плюсов   — высокий уровень социальной и психологической готовности к школе.

От 4 до 8 плюсов   — ребёнок хочет в школу и почти готов к ней, правда, с какой целью: то ли друзей завести, то ли узнать что-то новое.

Менее 4 плюсов   — ребёнок не понимает, зачем ему нужна школа, не стремится к обучению.

 

Учитель – логопед высшей категории Круглова Инна Абриковна


 
По теме
“Дорогие друзья! Поздравляю Вас с Международным днем театра! Театр обогащает нашу жизнь новыми красками, дарит эмоции, заряжает жизненной силой, заставляет трепетать сердца и сопереживать.
Заместитель прокурора Республики Тыва утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении двух местных жителей, которые обвиняются в убийстве 17-летнего подростка лица группой лиц (п.
Прокуратура Республики Тыва
Минздрав Тувы и Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека г. Иркутск подписали соглашение о сотрудничестве - Министерство здравоохранения В рамках этого документа предусматривается организация оказания медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детскому населению,
Министерство здравоохранения
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
“Дорогие друзья! Поздравляю Вас с Международным днем театра! Театр обогащает нашу жизнь новыми красками, дарит эмоции, заряжает жизненной силой, заставляет трепетать сердца и сопереживать.
Министерство культуры