Когда специалисты говорят о “готовности к школе”, то имеют в виду не только умение ребенка читать, а определенный комплекс умений и навыков, в котором присутствуют все основные компоненты. Ведь обучение может быть успешным, только если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.
Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:
1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.
2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.
3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.
И, самое главное, ребенок сам должен хотеть идти в школу.
ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Ответьте на предлагаемые вопросы с максимальной откровенностью.
1. Хочет ли ваш ребёнок в школу?
2. Привлекает ли вашего ребёнка в школе то, что он там узнает много нового, что там будет интересно?
3. Может ли ребёнок заниматься каким-нибудь делом самостоятельно в течение 30 минут и более (собирать конструктор, рисовать, разглядывать или читать книгу)?
4. Свободно ли чувствует себя ребёнок в присутствии незнакомых людей?
5. Умеет ли ваш ребёнок составлять рассказы по картинкам (не менее 5 предложений)?
6. Может ли он рассказать наизусть несколько стихотворений?
7. Умеет ли ребёнок изменять существительное по числам (стул — стулья, дом — дома и др.)?
8. Умеет ли ребёнок читать, хотя бы по слогам?
9. Решает ли простые задачки на сложение, вычитание?
10. Умеет ли считать до 10 и обратно?
11. У вашего ребёнка твёрдая рука?
12. Любит ли он рисовать и раскрашивать?
13. Умеет ли пользоваться ножницами и клеем (может ли сам сделать аппликацию)?
14. Может ли ребёнок собрать разрезанную на 5 частей картинку за минуту?
15. Знает ли он названия диких и домашних животных?
16. Умеет ли обобщать понятия, называть одним словом несколько предметов (например, морковь, лук, картофель — овощи)?
17. Любит ли ребёнок заниматься самостоятельно (рисовать, лепить, собирать мозаику и др.)?
18. Может ли точно выполнить словесные инструкции?
За каждый положительный ответ поставьте 1 балл, за отрицательный — О баллов.
От 15 до 18 баллов. Ребёнок хорошо подготовлен к школе и сможет преодолеть возникающие трудности. Вы не напрасно с ним занимались.
От 10 до 14 баллов. Вы на правильном пути, а отрицательные ответы подскажут вам, куда теперь направить усилия.
Менее 10 баллов. Запаситесь специальной литературой или помощью специалистов. Уделите внимание тем минусам, которые вы выяснили в ходе теста. Занимайтесь с ребёнком чаще, чтобы он мог идти в ногу с ровесниками.
Тест-опросник для ребёнка
Вы зачитываете ребёнку предложение. Если он с ним согласен, ставит плюсик на листе бумаги.
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
5. В школе я буду хорошо учиться.
6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
7. Самое лучшее в школьной жизни — это каникулы.
8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в садике.
9. Мне очень хочется идти в школу, потому что туда идут все мои друзья.
10. Жаль, что я не пошёл в школу ещё в прошлом году.
Более 8 плюсов — высокий уровень социальной и психологической готовности к школе.
От 4 до 8 плюсов — ребёнок хочет в школу и почти готов к ней, правда, с какой целью: то ли друзей завести, то ли узнать что-то новое.
Менее 4 плюсов — ребёнок не понимает, зачем ему нужна школа, не стремится к обучению.
Учитель – логопед высшей категории Круглова Инна Абриковна