Вот о душе и хочется поговорить…Когда-то Владимир Серен-оол – известный поэт, драматург, выпускник 1968 года Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии - назвал новое здание театра «Белым слоном». И этот символический образ огромного животного вдруг всплыл перед глазами в первый же день проведения данного конкурса, с первых минут. А над ним летала тоже символическая «Белая птица». С «птицей» всё понятно, об этом образе говорили задолго до начала подготовки к данному мероприятию и вообще к конкурсу, а вот почему «Слон»?
По окончании мероприятия вышли на улицу… Шел снег!!! На улице светло-светло и радостно… Здание театра светилось как-то по особенному – и точно волшебный слон! А верхняя часть - птица! А белый снег придавал неожиданной картинке сказочность и волшебность. Да! Подумала я, это сама природа и души тех, кто стоял у истоков становления и развития нашего тувинского театра, приветствовали не только участников, но и всех соучастников прекрасного действа – зрителей. Естественно, дорога домой была легкой, а перед глазами в памяти проплывали светлые образы тех, кого упоминали в тот вечер ведущие: Александр Лаптан, Николай Олзей-оол, Хургулек Конгар, Екатерина Кенденбиль, Любовь Севильбаа, Дмитрий Дамба-Даржа, Оюн Болдукпан, Алексей Чыргал-оол, Борис Бады-Сагаан, Чылбак-оол Мортай-оол, Кара-Кыс и Максим Мунзуки…
Всего конкурсантов 13 пар – Соловей и Жаворонок. Все участники готовились к нему с большой ответственностью и трепетом, потому что первая песня, которую они выбрали по жеребьевке, из репертуара корифеев тувинского театра. Действительно первое отделение конкурса было овеяно особой атмосферой. Это был экскурс в историю театра. Фрагменты видеозаписей с лицами ветеранов и их исполнением песен, содержательный комментарий ведущих Омака Натпит-оола и Шенне Шоюн по сценарию Салима Монгуша, режиссерское решение Марины Идам, общее руководство конкурсом, как организатора, Луизы Мортай-оол– всё это вкупе содействовало рождению этой особой, трепетной атмосферы.
Второе отделение конкурса было более свободным, т.е. все участники действа вторую песню выбирали по доброй воле. Это было красочно, увлекательно и разнообразно… Подробную информацию о победителях в номинациях, имена дипломантов и лауреатов можно найти в Контакте на официальной страничке Национального театра им. В.Кок-оола. А вот обладателей Гран-при конкурса назову еще раз - Саяна Сат и Аржаана Стал-оол. Поздравляю! Они достойны этой награды.
Можно писать о каждом номере конкурсной программы, но имею желание поделиться мыслями и воспоминаниями, которые возникли в головушке после прекрасного юбилейного действа.
Итак, давно это было… Во все времена народ любил заниматься сочинительством, это было своеобразным времяпрепровождением и отдыхом-развлечением. Через песни они выражали свои думы и чувства. Разные они были народные песни. Соответственно время тоже накладывало отпечаток на их тематику.
Согласно решению VIII Великого Хурала об организации тувинского национального театра в январе 1936 года комиссия приняла 10 талантливых молодых людей в театральную студию при учебном комбинате г.Кызыла. К 25 марта этого же года они приготовили большой концерт, в программу которого в основном вошли народные песни. Именно с этого дня начинается отсчет возраста нашего Национального театра им.В.Кок-оола. Тогда были такие наивные представления о театральных профессиях вообще, и не было специалистов. Поэтому в подготовке программы помогали работники русского посольства, среди них Н. В. Раевский, партийные работники ТНР Оюн Ортун-оол и Ооржак Лопсан-Кенден. А также молодые писатели и поэты Степан Сарыг-оол, Сергей Пюрбю, Байкара Ховенмей и многие другие. По воспоминаниям Максима и Кара-Кыс Мунзуков это было время коллективного творческого труда. Всё ново и ответственно. Каждый, кто имел дар к сочинительству, стремился помочь студийцам подготовить достойную программу. Многие народные песни необходимо было обработать, отредактировать текст и даже добавить, т.к. многие из них имели лишь один куплет. А порой выбирали понравившуюся народную мелодию и на нее писали текст.
Например, известная песня в исполнении Кара-Кыс Мунзук «Бай-ла, Хемчиим» первоначально имела другой вид, т.е. и по тексту и музыкальным акцентам звучала совсем по-другому. Степан Агбаанович написал новый текст, его и записали автором. И тут вновь важно отметить – коллективная работа над текстом продолжалась! Кара-Кыс Номзатовна позднее с улыбкой на лице вспоминала об этом периоде: «Это было похоже на детскую раскраску. Картинка есть… Раз мазок, два мазок… И получилась разноцветная картинка».
Отрадно, что первоначальный вариант этой песни в исполнении Чымба Александра Маныгыевича сохранился на пластинке студии «Мелодия» 1935 года. Максим Монгужукович упоминал и другие песни. Время такое было, говорил он. Каждый стремился познать новое, внести свой вклад в строительство новой жизни. Они жили в свое время и верили. Они были другими... А случись нам, ныне живущим, оказаться в том времени – прожили такую же жизнь.
Коллективное сочинительство – было присуще первому поколению артистов. Вплоть до 60-х годов этот плодотворный и доброжелательный дух такого труда витал по театру. Мне кажется, что за всеми песнями, которые были написаны - Кок-оолом, Лаптаном, Чыргал-оолом, Кенденбилем, Мунзуками, Сарыг-оолом и другими - до этого периода и если даже есть конкретные имена авторов, стоит целое поколение творческой интеллигенции Тувы. Сегодня приходится только сожалеть о том, что не было каких-либо технических средств для фиксации прекрасных моментов дружного сотворчества.
Это я к тому - слушая истории рождения той или иной песни из конкурсной программы, просто подумалось – как много интересной и полезной информации мы потеряли! Всё ушло в никуда! Ушло вместе с их носителями. Но ведь что-то же осталось! Так давайте, друзья, будем любопытными! Ведь наше старшее поколение артистов гораздо чаще ездили на гастроли по районам республики, о них помнят ваши бабушки и дедушки. Наверняка рассказывали вам о них, вспоминали их выступления и встречи с ними. Живы и потомки артистов, которые в разное время работали в театре. Пишите нам! Рассказывайте! Давайте откроем неизвестные страницы их жизни. И последнее, однако, пришло время обратиться к ранее написанным произведениям Алексея Чыргал-оола, Ростислава Кенденбиля, Степана Сарыг-оола и других. Однако, пора ставить музыкальные спектакли... Материалы есть, клавир имеется, артисты смогут... Вот только бы прочесть либретто... Как говорят, мечтать - не вредно. Так давайте будем вместе МЕЧТАТЬ! И ЖЕЛАТЬ, чтобы наши мечты сбылись! Светлана Мунзук
Источник: Министерство культуры
18.12.2015 13:28