«Песня. Белая птица и Слон». Традиционный вокальный конкурс артисты посвятили 80-летию родного театра

Вот и закончился вокальный конкурс среди артистов Национального театра им. Виктора Кок-оола «Песни белой птицы». Это третий по счету, а по сути – первое крупное мероприятие, посвященное 80-летнему юбилею нашего театра. Два дня продолжался песенный марафон, два дня зрители пристально следили за всеми конкурсантами и, конечно же, болели за своих любимых артистов. Компетентное ЖЮРИ (Галина Сюрюн, Александр Салчак, Оксана Тюлюш, Опал Агбаан-Шыыраповна Шулуу и председатель Альберт Хомушку) долго подводили итоги, и это вполне естественно – наши артисты все талантливы! Кто-то действительно владеет голосовыми данными, а кто-то, не страдая от отсутствия таковых, просто пел. Пел сердцем и душой…
Вот о душе и хочется поговорить…Когда-то Владимир Серен-оол – известный поэт, драматург, выпускник 1968 года Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии - назвал новое здание театра «Белым слоном». И этот символический образ огромного животного вдруг всплыл перед глазами в первый же день проведения данного конкурса, с первых минут. А над ним летала тоже символическая «Белая птица». С «птицей» всё понятно, об этом образе говорили задолго до начала подготовки к данному мероприятию и вообще к конкурсу, а вот почему «Слон»?
По окончании мероприятия вышли на улицу… Шел снег!!! На улице светло-светло и радостно… Здание театра светилось как-то по особенному – и точно волшебный слон! А верхняя часть - птица! А белый снег придавал неожиданной картинке сказочность и волшебность. Да! Подумала я, это сама природа и души тех, кто стоял у истоков становления и развития нашего тувинского театра, приветствовали не только участников, но и всех соучастников прекрасного действа – зрителей. Естественно, дорога домой была легкой, а перед глазами в памяти проплывали светлые образы тех, кого упоминали в тот вечер ведущие: Александр Лаптан, Николай Олзей-оол, Хургулек Конгар, Екатерина Кенденбиль, Любовь Севильбаа, Дмитрий Дамба-Даржа, Оюн Болдукпан, Алексей Чыргал-оол, Борис Бады-Сагаан, Чылбак-оол Мортай-оол, Кара-Кыс и Максим Мунзуки…

Всего конкурсантов 13 пар – Соловей и Жаворонок. Все участники готовились к нему с большой ответственностью и трепетом, потому что первая песня, которую они выбрали по жеребьевке, из репертуара корифеев тувинского театра. Действительно первое отделение конкурса было овеяно особой атмосферой. Это был экскурс в историю театра. Фрагменты видеозаписей с лицами ветеранов и их исполнением песен, содержательный комментарий ведущих Омака Натпит-оола и Шенне Шоюн по сценарию Салима Монгуша, режиссерское решение Марины Идам, общее руководство конкурсом, как организатора, Луизы Мортай-оол– всё это вкупе содействовало рождению этой особой, трепетной атмосферы.
Второе отделение конкурса было более свободным, т.е. все участники действа вторую песню выбирали по доброй воле. Это было красочно, увлекательно и разнообразно… Подробную информацию о победителях в номинациях, имена дипломантов и лауреатов можно найти в Контакте на официальной страничке Национального театра им. В.Кок-оола. А вот обладателей Гран-при конкурса назову еще раз - Саяна Сат и Аржаана Стал-оол. Поздравляю! Они достойны этой награды.
Можно писать о каждом номере конкурсной программы, но имею желание поделиться мыслями и воспоминаниями, которые возникли в головушке после прекрасного юбилейного действа.
Итак, давно это было… Во все времена народ любил заниматься сочинительством, это было своеобразным времяпрепровождением и отдыхом-развлечением. Через песни они выражали свои думы и чувства. Разные они были народные песни. Соответственно время тоже накладывало отпечаток на их тематику.

Согласно решению VIII Великого Хурала об организации тувинского национального театра в январе 1936 года комиссия приняла 10 талантливых молодых людей в театральную студию при учебном комбинате г.Кызыла. К 25 марта этого же года они приготовили большой концерт, в программу которого в основном вошли народные песни. Именно с этого дня начинается отсчет возраста нашего Национального театра им.В.Кок-оола. Тогда были такие наивные представления о театральных профессиях вообще, и не было специалистов. Поэтому в подготовке программы помогали работники русского посольства, среди них Н. В. Раевский, партийные работники ТНР Оюн Ортун-оол и Ооржак Лопсан-Кенден. А также молодые писатели и поэты Степан Сарыг-оол, Сергей Пюрбю, Байкара Ховенмей и многие другие. По воспоминаниям Максима и Кара-Кыс Мунзуков это было время коллективного творческого труда. Всё ново и ответственно. Каждый, кто имел дар к сочинительству, стремился помочь студийцам подготовить достойную программу. Многие народные песни необходимо было обработать, отредактировать текст и даже добавить, т.к. многие из них имели лишь один куплет. А порой выбирали понравившуюся народную мелодию и на нее писали текст.

Например, известная песня в исполнении Кара-Кыс Мунзук «Бай-ла, Хемчиим» первоначально имела другой вид, т.е. и по тексту и музыкальным акцентам звучала совсем по-другому. Степан Агбаанович написал новый текст, его и записали автором. И тут вновь важно отметить – коллективная работа над текстом продолжалась! Кара-Кыс Номзатовна позднее с улыбкой на лице вспоминала об этом периоде: «Это было похоже на детскую раскраску. Картинка есть… Раз мазок, два мазок… И получилась разноцветная картинка».
Отрадно, что первоначальный вариант этой песни в исполнении Чымба Александра Маныгыевича сохранился на пластинке студии «Мелодия» 1935 года. Максим Монгужукович упоминал и другие песни. Время такое было, говорил он. Каждый стремился познать новое, внести свой вклад в строительство новой жизни. Они жили в свое время и верили. Они были другими... А случись нам, ныне живущим, оказаться в том времени – прожили такую же жизнь.

Коллективное сочинительство – было присуще первому поколению артистов. Вплоть до 60-х годов этот плодотворный и доброжелательный дух такого труда витал по театру. Мне кажется, что за всеми песнями, которые были написаны - Кок-оолом, Лаптаном, Чыргал-оолом, Кенденбилем, Мунзуками, Сарыг-оолом и другими - до этого периода и если даже есть конкретные имена авторов, стоит целое поколение творческой интеллигенции Тувы. Сегодня приходится только сожалеть о том, что не было каких-либо технических средств для фиксации прекрасных моментов дружного сотворчества.
Это я к тому - слушая истории рождения той или иной песни из конкурсной программы, просто подумалось – как много интересной и полезной информации мы потеряли! Всё ушло в никуда! Ушло вместе с их носителями. Но ведь что-то же осталось! Так давайте, друзья, будем любопытными! Ведь наше старшее поколение артистов гораздо чаще ездили на гастроли по районам республики, о них помнят ваши бабушки и дедушки. Наверняка рассказывали вам о них, вспоминали их выступления и встречи с ними. Живы и потомки артистов, которые в разное время работали в театре. Пишите нам! Рассказывайте! Давайте откроем неизвестные страницы их жизни. И последнее, однако, пришло время обратиться к ранее написанным произведениям Алексея Чыргал-оола, Ростислава Кенденбиля, Степана Сарыг-оола и других. Однако, пора ставить музыкальные спектакли... Материалы есть, клавир имеется, артисты смогут... Вот только бы прочесть либретто... Как говорят, мечтать - не вредно. Так давайте будем вместе МЕЧТАТЬ! И ЖЕЛАТЬ, чтобы наши мечты сбылись! Светлана Мунзук

 

 

 

   


 
По теме
Подключение высокоскоростного Интернета в селе Кара-Холь Бай-Тайгинского района проводилось посредством радиорелейной линии связи, что позволило достичь стабильной скорости передачи в 100 Мбит/с.
В дежурную часть УМВД России по г. Кызылу обратилась 50-летняя местная жительница, которая сообщила, что неизвестное лицо взломало ее личный кабинет на портале Госуслуг.
11 декабря 2023 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2023 г. № 1953 «Об утверждении Правил передачи на хранение, приема, учета,
В Туве подросток получил электротравму на площадке трансформатора - Сетевое издание В центре Азии О происшествии сообщает прокуратура города Кызыла. 28 марта на территории неогороженного трансформатора по улице  Магистральная города Кызыла подросток получил электротравму.
Сетевое издание В центре Азии
В Республике Тыва устанавливаются обстоятельства получения несовершеннолетним электротравмы - Следственный комитет Фото СУ СК России по Республике Тыва Вчера в правоохранительные органы города Кызыла Республики Тыва поступило сообщение о доставлении в медицинское учреждение 14-летнего местного жителя с травмами от удара электричес
Следственный комитет
Лекарственная зависимость - РЦМП 📌Злоупотребление лекарствами – одна из форм наркомании, требующая своевременной диагностики и квалифицированного лечения.
РЦМП
Минздрав Тувы и Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека г. Иркутск подписали соглашение о сотрудничестве - Министерство здравоохранения В рамках этого документа предусматривается организация оказания медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детскому населению,
Министерство здравоохранения
“Дорогие друзья! Поздравляю Вас с Международным днем театра! Театр обогащает нашу жизнь новыми красками, дарит эмоции, заряжает жизненной силой, заставляет трепетать сердца и сопереживать.
Министерство культуры