Информация для граждан в рамках реализации программы правового просвещения в Республике Тыва на 2017-2018 годы утвержденной Постановлением Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 г. № 226

О федеральном государственном экологическом надзоре

Росприроднадзор осуществляет федеральный государственный экологический надзор в соответствии с Положением о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденным постановлением Правительства от 08.05.2014 № 426, который включает в себя следующие направления:

1. федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

2. государственный земельный надзор;

3. государственный надзор в области обращения с отходами;

4. государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

5. государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;

6. государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;

7. государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

8. государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

9. государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;

10. федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

11. федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

12. государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (государственные природные заповедники и национальные парки);

13. федеральный государственный охотничий надзор на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

14. федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

15. государственный надзор за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой.

Росприроднадзором в установленной сфере деятельности проводятся проверки (плановые/ внеплановые, документарные/выездные), мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и производство по делам об административных правонарушениях.

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного экологического надзора в 2016 году

№ п/п

Статья КоАП РФ

Кол-во

1

ст. 8.1 - Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

3883

2

ст. 19.7 -  Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор),  сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде

507

3

ч. 1 ст. 19.5 - Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства

6684

4

ст. 8.5 - Сокрытие или искажение экологической информации

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию

2187

 

Государственный земельный надзор

Наиболее частыми нарушениями, выявленными при осуществлении государственного земельного надзора в 2016 году, являются правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, выражающиеся в уничтожении плодородного слоя почвы, а равно порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. По данным правонарушениям было вынесено 884 постановления о назначении административного наказания.

По результатам анализа материалов дел установлено, что указанное правонарушение зачастую происходит в следствие:

- несанкционированного размещения отходов производства и потребления;

- аварийных ситуаций, приводящих к загрязнению окружающей среды нефтепродуктами;

- сбросов неочищенных сточных вод на рельеф местности.

Для максимально эффективной работы по предотвращению возникновения вышеуказанных причин нарушения требований природоохранного законодательства необходимо:

  1. разработка и внедрение системы переработки и хранения отходов производства и потребления, включающей в себя строительство новых и модернизацию уже действующих мусороперерабатывающих заводов и ввод в эксплуатацию новых объектов размещения твердых коммунальных отходов;
  2. с целью снижения аварийных случаев нефтеразливов требуется обновление устаревшего трубопроводного парка, а также усиление контроля со стороны юридического лица, индивидуального предпринимателя за вверенными ему объектами инфраструктуры, для предотвращения несанкционированных врезок со стороны третьих лиц;
  3. для предотвращения загрязнения земель сбросами с предприятий необходима модернизация систем водоочистки сточных вод, а так же (на предприятиях, территориально удаленных от водных объектов) разработать и внедрить систему водоотведения.

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении государственного земельного надзора в 2016 году

№ п/п

Статья КоАП РФ

Кол-во

1

ст. 8.6 ч.1 - Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы

182

2

ст. 8.6 ч.2 - Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления

884

3

ст. 8.7 ч.1 - Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры

42

4

ст. 8.7 ч.2 - Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры

116

 

Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов

К числу типовых и массовых нарушений обязательных требований природоохранного законодательства, выявляемых Росприроднадзором при осуществлении государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, можно отнести нарушение требований к охране водных объектов, которые могут повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, ответственность за которые предусмотрена ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.

Только за период 2016 года территориальными органами Росприроднадзора возбуждено более 1500 дел об административных правонарушениях по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.

При доказанности факта нарушения требований к охране водного объекта Росприроднадзором производится исчисление размера вреда, причинённого водному объекту вследствие нарушения водного законодательства.

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов в 2016 году

№ п/п

Статья

КоАП РФ

Кол-во

1

ст. 7.20 - Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения

52

2

ст. 7.6 - Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий

3795

3

ст. 7.7 - Повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения

6

4

ст. 8.12 ч.2 - Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах

96

5

ст. 8.12.1 - Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе

351

6

ст. 8.13 ч.1 - Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления

259

7

ст. 8.13 ч.2 - Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования

36

8

ст. 8.13 ч.3 - Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины

39

9

ст. 8.13 ч.4 - Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение

1497

10

ст. 8.13 ч.5 - Загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производств

20

11

ст. 8.14 ч.1 - Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты

1229

12

ст. 8.42 ч.1 - Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности

858

13

ст. 8.42 ч.2 - Использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

6

14

ст. 8.45 ч.1 - Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом

160

15

ст. 8.45 ч.2 - Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи

4

16

ст. 8.14 ч.2 - Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов

24

17

ст. 8.15 - Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств

201

18

ст. 8.17 ч.1 - Нарушение правил (стандартов, норм) безопасного проведения поиска, разведки или разработки минеральных (неживых) ресурсов, буровых работ либо условий лицензии на водопользование, на региональное геологическое изучение, поиск, разведку или разработку

2

19

ст. 8.17 ч.3 - Самовольная прокладка или вывод на территорию Российской Федерации подводных кабелей, трубопроводов или туннелей, а равно нарушение правил их прокладки, вывода на территорию Российской Федерации или эксплуатации во внутренних морских водах, в территориальном море

1

 

Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха

К типовым и массовым нарушениям относятся нарушения статьи 8.21 КоАП РФ (ч.1-3):

- ч. 1 – выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения

указанное нарушение зачастую происходит по причине безответственного и пренебрежительного подхода природопользоватей к необходимости получения разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, а также в некоторых случаях ввиду незнания требований природоохранного законодательства. 

-ч. 2 – нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него

данное нарушение происходит по нескольким основным причинам:

выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ, не указанных в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

несоблюдение нормативов предельно допустимых выбросов и при установлении временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

невыполнение в установленные сроки утвержденного плана мероприятий по снижению выбросов, загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

- ч. 3 – нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры

указанное нарушение чаще всего совершается природопользователями по причине отсутствия выделения необходимых средств на приобретение и обслуживание данного оборудования.

 

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха в 2016 году

№ п/п

Статья

КоАП РФ

Кол-во

1

ст. 8.19 - Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации

2

2

ст. 8.21 ч.1 - Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения

921

3

ст. 8.21 ч.2 - Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него

484

4

ст. 8.21 ч.3 - Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений

843

5

ст. 8.22 - Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума

21

6

ст. 8.23 - Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума

14

 

Государственный надзор в области обращения с отходами

В настоящее время нарушения в области обращения с отходами попадают под действие ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей наложение административного штрафа на юридических лиц вплоть до двухсот пятидесяти тысяч рублей и даже административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Среди типовых нарушений в области обращения с отходами можно выделить:

 - отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

 - отсутствие паспортов отходов I-IV класса опасности;

 - эксплуатация объектов размещения отходов, не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;

 - несанкционированное размещение отходов;

 - отсутствие соответствующего обучения у лиц, допущенных к обращению с отходами.

 

Лицензионный контроль за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности

В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию.

Лицензионный контроль лицензиата/соискателя лицензии осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в виде проведения документарных проверок, плановых ежегодных проверок соответствия лицензиатов лицензионным требованиям, внеплановых выездных проверок соответствия лицензиата/соискателя лицензии лицензионным требованиям.

Проверка лицензиата осуществляется на предмет соответствия лицензионным требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности».

Так основными нарушениями лицензионных требований является:

 - отсутствие государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности;

 - использование объекта размещения и (или) обезвреживания отходов I - IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы

 - осуществление лицензируемых видов деятельности с отходами, не указанными в лицензии;

 - отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

 - допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.

Ответственность за осуществление лицензируемой деятельности в области обращения с отходами без лицензии определена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, предусматривающей наложение штрафа на юридическое лицо в размере до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

 

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного надзора в области обращения с отходами, лицензионного контроля за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в 2016 году

№ п/п

Статья

КоАП РФ

Кол-во

1

ст. 8.2 - Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

 

3930

2

ч. 2 ст. 14.1 - Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)

226

 

Федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

Органами Росприроднадзора в 2016 года выявлены 3027 нарушений, связанных с невыполнением условий пользования недрами участками недр. К таким нарушениям относят:

невыполнение условий по началу проведения ГРР;

невыполнение условий по срокам начала добычных работ;

невыполнение условий по утверждению запасов полезных ископаемых;

отсутствие технического проекта на разработку месторождений полезных ископаемых;

невыполнение установленных уровней добычи полезных ископаемых и других проектных показателей.

За указанные нарушения приняты меры административного воздействия, в том числе по статье 7.3 КоАП РФ, на сумму 260 млн.рублей (взыскано 154 млн.рублей).

 

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в 2016 году

№ п/п

Статья

КоАП РФ

Кол-во

1

ч. 1 ст. 7.3 - Пользование недрами без лицензии на пользование недрами

468

2

ч. 2 ст. 7.3 - Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта

1131

 

 
По теме
Заместитель прокурора республики утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении бывшего председателя администрации Тес-Хемского района.
Таяние снега в населенных пунктах и сход талой воды со склонов возвышенностей повлекли за собой разливы на улицах и угрожают подтоплением жилых домов в шести муниципальных образованиях Тувы: в Кызыле, Кызылском, Пий-Хемском,
Министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов во время своего визита в республику провёл федеральный штаб по подготовке к пожароопасному сезону.
Сегодня в Республику Тыва с рабочим визитом прибыл министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов.
Специалисты филиала прошли обучение по работе с программным обеспечением для составления актов ЛПО - Рослесозащита Республики Тыва Лесопатологи филиала ФБУ «Рослесозащита» «Центр защиты леса Республики Тыва» прошли обучение по работе с программным обеспечением для составления актов лесопатологического обследования.
Рослесозащита Республики Тыва
В Туве oжидается сильный ветер - МЧС Республики Тыва По прогнозам синоптиков, 21 марта местами по Республике Тыва ожидается сильный ветер, порывы местами будут достигать до 20 метров секунду.
МЧС Республики Тыва
Заместитель прокурора Республики Тыва утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении двух местных жителей, которые обвиняются в убийстве 17-летнего подростка лица группой лиц (п.
Прокуратура Республики Тыва
В декабре 2022 года в дежурную часть полиции Барун-Хемчикского района обратилась 40-летняя жительница с. Барлык с заявлением о том, что 20 ноября 2022 году неизвестные похитили у нее 6 коров.
ОМВД Республики Тыва
Минздрав Тувы и Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека г. Иркутск подписали соглашение о сотрудничестве - Министерство здравоохранения В рамках этого документа предусматривается организация оказания медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детскому населению,
Министерство здравоохранения
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
“Дорогие друзья! Поздравляю Вас с Международным днем театра! Театр обогащает нашу жизнь новыми красками, дарит эмоции, заряжает жизненной силой, заставляет трепетать сердца и сопереживать.
Министерство культуры