По обращению начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу Е.Ю. Калинина прокуратурой проверено соблюдение Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва требований федерального законодательства.
Прокурорской проверкой выявлены нарушения требований Гражданского кодекса РФ, Водного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, федеральных законов «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и «Об отходах производства и потребления».
Так, согласно ч. 1 ст. 720 Гражданского кодекса РФ заказчик обязан в сроки, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу, а при обнаружении отступлений от договора или недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Нарушения требований федерального законодательства установлены в ряде государственных контрактов, заключенных Министерством с ОАО «Юрта», МУП ПРОП «Тере-Холь», ООО «Кызыл дорстрой» и ООО «Строй-Экспресс». Так, ч. 10 статьи 41.12 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установлено, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме. Срок выполнения ООО «Кызыл дорстрой» работ по расчистке русла речки Соя у села Ильинки Каа-Хемского района, согласно п. 3.1. государственного контракта, составляет 1 год и 4 месяца. Общая продолжительность работ в этом же контракте указана 4 месяца. Неопределенность в сроках выполнения работ по государственным контрактам не позволит заказчику предъявить подрядчикам неустойку.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ дноуглубительные и другие работы, связанные с изменением дна и берегов водных объектов, проводятся на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. В нарушение указанной нормы федерального законодательства ОАО «Юрта», заключив государственный контракт, не имея решения о предоставлении водного объекта в пользование, расчищало русло р. Дурген возле села Межегей Тандинского района. ООО «Строй-Экспресс» согласно договору субподряда с ОАО «Тувабурвод», расчищало русло реки Хемчик возле села Тээли, хотя тоже не имело решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва, несмотря на допущенные ООО «Строй-Экспресс» нарушения природоохранного законодательства, меры административного характера по ст. 7.6. КоАП РФ и своего Положения, до настоящего времени не приняты.
Нарушения административного и природоохранного законодательства, допущенные ОАО «Юрта», стали возможными из-за заключения 30 сентября 2011 года Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва государственного контракта № 8 со сроком исполнения с 5 октября по 5 ноября 2011 года при отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Министерство не учло, что ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд в целях эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
В ходе изучения проектно-сметной документации по расчистке русел рек по государственным контрактам, заключенным Министерством в прошлом и текущем годах, установлено, что просушка вынимаемого из русла рек грунта осуществляется на берегу водного объекта с дальнейшей транспортировкой на места складирования, согласованные с местной администрацией, за пределы водоохранной зоны. При этом класс опасности донных отложений подрядными организациями не определялся ни в одной из проектно-сметных документаций по расчистке русла рек.
Создание объектов размещения отходов предусматривает наличие специального разрешения органов исполнительной власти на основе специальных исследований при положительном заключении государственной экологической экспертизы с регистрацией объекта в государственном реестре. Поскольку места складирования грунта, вынимаемого при расчистке из русла рек, в государственный реестр объектов размещения отходов не внесены, а специальные разрешения органов исполнительной власти с заключением государственной экологической экспертизы не получены, то хранение донного материала на специальных площадках, отведенных администрациями муниципальных образований, неправомерно. Это свидетельствует о том, что Министерством, осуществляющим полномочия в области водных отношений, в нарушение п. 29 Методических указаний контроль ведения работ подрядчиками на стадии разработки проектной и сметной документации не ведется.
Подрядными организациями при вывозе грунта, вынимаемого при расчистке из русла рек, на согласованные с местной администрацией места складирования, нарушены требования законодательства, регулирующего обращение отходов производства и потребления, что влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 8.2. КоАП РФ - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Однако Министерством, несмотря на письмо Управления Росприроднадзора по Республике Тыва от 26 августа текущего года, меры административного характера в отношении ООО «Строй-Экспресс», осуществившего вывоз грунтов на места складирования, не приняты.
После прокурорской проверки министру природных ресурсов и экологии Республики Тыва внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Подразделение: прокуратура Республики Тыва.
Источник: Прокуратура Республики Тыва
08.11.2013 12:20