Жители всей планеты знали его как Спасателя. Теперь он – министр обороны России. В детстве помогал археологам исследовать территорию, которая ушла под затопление. О своей родине не забывает и постоянно реализует шикарные проекты, например, издание семитомной антологии «Урянхай. Тыва дептер». Но Сергей Шойгу – как художник? Насколько ценны и интересны его работы? Проверим с экспертами!
В качестве экспертов выступают Александр Баранмаа – скульптор, член Союза Художников России, до недавнего времени председатель правления Тувинского Регионального объединения ВТОО «Союз Художников России», и Олег Кошкендей, скульптор, камнерез.
Выбор экспертов не случаен, центральная часть выставки «Несокрушимая и легендарная» (проект приурочен к 100-летию создания Рабоче-крестьянской Красной армии) – скульптурные изображения из дерева. Как казалось – это и есть самое интересное.
С точки зрения простого зрителя, именно эти деревянные скульптуры, шкатулки с ящерками и черепашками и есть самое интересное и симпатичное. Но взгляд специалиста выхватывает совсем другие экспонаты выставки.
Да, скульптуры есть очень хорошие, но самые лучшие – на фотографиях, а не то, что находится в музее. Профессионалы отметили компактность, цельность композиции, бережное обращение со структурой, которая полностью сохранена, изящество.
Мимо живописных работ (уж простите, Сергей Кужугетович) художники прошли как-то спокойно. А вот графика их очень заинтересовала.
Наши эксперты решили, что такую графику не мог сделать человек без специального образования. Выражаясь по-простому, надо действительно уметь обращаться с карандашом, чтобы знать, где и как сильнее на него нажать, как передать движение, или, например, обозначить светотени.
Они были уверены, что автор графических работ, Сергей Шойгу, как минимум в детстве окончил школу искусств. Но ничего похожего в биографии Героя России найти не удалось. Поэтому можно предположить, что он специально, уже будучи взрослым, брал уроки рисования. К идее автора данного материала, что это может быть просто талант, художники отнеслись скептически. Потому что, как они сказали, это – работа профессионала.
Выставка была в музее очень недолго – эта экспозиция идет «нарасхват», ее буквально выпрашивают другие музеи. И сейчас она уже пустилась в путешествие. Как, кстати, и наши эксперты. Их выставка «Сокровища времен» уже побывала в разные годы в Кемерове и Красноярске. Сейчас они поехали в Барнаул, потом будет Омск.
Все правильно: работы тувинских художников, неважно кто они – министры обороны или скульпторы-камнерезы – традиционно вызывают большой интерес.
И. Качан