Субурган буддисты называют символом преодоления всех препятствий, всех завес омраченного ума.
Свой субурган теперь есть и в самом отдаленном тувинском селе – Качыке. Как рассказал корреспонденту еженедельника «Плюс Информ» депутат Верховного Хурала Тувы Александр Санчат, это сооружение, как и в большинстве других тувинских сел, строилось народным методом, на пожертвования жителей.
Свой посильный вклад внесли и депутаты, к которым качыкцы обращались за поддержкой. Прежде всего, они нуждались не столько в деньгах и стройматериалах, сколько в дельных советах буддийских священнослужителей, сведущих в этом непростом деле.
«Существует целый ритуал выбора места строительства субургана, в который посвящены немногие. По просьбе жителей Качыка мы пригласили священнослужителей из Бай-Тайги, Эрзина, Кызыла и даже одного монгольского ламу, поскольку все жители этого приграничного села от мала до велика общаются преимущественно на монгольском языке. Они и помогли выбрать место, освятили его, дали много важных советов по строительству этого уникального культового сооружения. Ламы подробно рассказали о том, что представляет из себя субурган, в чем его смысл, какую пользу он приносит людям. Субурганы обладают магической силой добра, помогают каждому, кто их посещает, внести гармонию в свою жизнь и очистить себя от различных пороков. Ступы несут в себе невероятную благую силу, которая направляет поток сознания обратившихся к ней людей в правильное русло. Они и защищают. Ну а совершение подношений на постройку субургана считается у буддистов огромной благой заслугой, влекущей за собой накопление положительной кармы», – рассказал Александр Санчат.
В честь открытия субургана были организованы спортивные мероприятия, прошел небольшой праздничный концерт.
В Эрзинском районе пять сел: Нарын, Морен, Бай-Даг, Сарыг-Булун и Качык. Последнее - самое отдаленное, находится в 120 километрах от районного центра. В начале 90-х годов прошлого века этот заброшенный населенный пункт на границе с Монголией насчитывал лишь несколько десятков жителей. Из строительных объектов встречались только фундаменты зданий бывшего пограничного пункта. Сегодня в селе Качык постоянно проживают более 1 тыс. жителей, есть малокомплектная школа, где, правда, учатся только до пятого класса, фельдшерско-акушерский пункт, предприятие народно-художественных промыслов. Образование села Качык – результат преобразований начала 90-х годов, когда народ сам решал и выбирал, где ему жить, восстанавливал утраченные традиции. По сути, без всякого преувеличения можно сказать, что Качык прикрыл собой огромную, пустовавшую приграничную территорию, крайний рубеж страны.
+++
Субурган, в культовом зодчестве стран Центральной Азии (прежде всего Монголии) - типологически восходящие к ступам сооружения (гробницы лам, мемориальные постройки), состоящие из пьедестала, дарохранилища и шпиля. Буддисты верят, что субурган является символом преодоления всех препятствий, всех завес омраченного ума. Одним из важнейших практик является ритуальный обход субургана по часовой стрелке – по кругу движения солнца. Совершающий обход обретает, кроме всего прочего, защиту от болезней и долгую жизнь.
Роман НЕМЧИНОВ