Советы психолога

Советы психолога
Советы психолога
Советы психолога
Советы психолога
Фото: plusinform.ru

Мой ребенок учится в подготовительной к школе. Учителя часто делают замечания нам - родителям, так как он регулярно перебивает воспитателя, вскакивает из-за стола, на занятиях бывает очень невнимателен. Врачи поставили сыну диагноз «дефицит внимания с синдромом гиперактивности», который выражается в импульсивности и дефиците активного внимания. Мы совместно с воспитателями пытаемся помочь ему, но пока не удается добиться желаемого результата. Как быть?

На вопрос отвечает клинический психолог ГБУЗ РТ «Респсихбольница» Аида Ооржак:

В данном случае от ребенка нельзя и абсолютно неэффективно требовать выполнения такой сложной комплексной задачи – быть усидчивым, внимательным и сдержанным.

Вначале желательно обеспечить тренировку только одной функции, так как гиперактивное чадо физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. К примеру, когда он выполняет какое-либо задание, необходимо постараться не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Так как, получив замечание, ребенок, конечно, постарается какое-то время вести себя хорошо, но уже не сможет сосредоточиться на задании. Не стоит требовать от таких детей активного внимания. В подходящей ситуации педагог сможет тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение.

Если потребность вашего чада в двигательной активности высока, нет смысла подавлять ее. Просто надо попытаться научить его выплескивать энергию приемлемыми способами: занимаясь плаванием, легкой атлетикой, танцами, спортивными и подвижными играми.

Взрослые обязаны помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце. Интересно, что дети с данным диагнозом, работая один на один с взрослым, не проявляют признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляются с работой.

Не менее важно учитывать, что нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка. Например, обычные дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный малыш работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Разумнее переключить его на другой род деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять «случайно» оброненный карандаш и т.д.

Если ребенок в состоянии продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему. Будет лучше урок разделить на части. К примеру, после выполнения двух-трех заданий можно поиграть с детьми, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев. Такое поведение поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

Гиперактивного ребенка влечет все неожиданное, новое, поэтому, чем более  драматичен, экспрессивен и даже театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами. Собственно говоря, в начале работы преподаватель может снизить требовательность к аккуратности, для того чтобы позволить сформировать у детей чувство успеха (а как следствие, повысить учебную мотивацию). Так как в процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. А таким ребятишкам необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.

У гиперчувствительных детей возникают трудности при переключении с одного вида деятельности на другой, поэтому с ними необходимо договариваться заранее, подготавливая к смене рода занятий. На специальном стенде учреждения необходимо отметить основные моменты распорядка дня, очередность выполнения заданий, правила поведения. Причем и дошкольникам, и школьникам будет легче и удобнее воспринимать информацию, если для этой цели использовать не только слова, но и символы, понятные им.

В принципе, можно использовать сигнал таймера, заведенного на определенный отрезок времени или звон колокольчика, для того чтобы у ребенка не возникали отрицательные эмоции по отношению к взрослому, который использует словесные сигналы, отрывая его от интересного дела.  Но через какое время прозвучит сигнал и что необходимо  сделать после этого, с чересчур подвижным малышом тоже договариваются заранее, чтобы агрессия по отношению к воспитателю не возникала.

Навык следовать инструкциям взрослого и соблюдать определенные правила необходимо тренировать у таких детей еще в детском саду. Так  как с первых же дней обучения в школе ребенку необходимо перестраивать свою жизнь, менять привычки; на каждом уроке и даже на перемене он должен подчиняться новым требованиям и правилам. А гиперактивному чаду очень тяжело заставить себя делать то, что требуют.

Всегда помните, что ваш ребенок очень импуль­сивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный ха­рактер, может вызвать слишком эмоцио­нальную реакцию взрослого. Поэтому прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько се­кунд (например, сосчитайте до десяти), что даст вам возможность лучше понять своего малыша, который нуждается, прежде всего, в вашей поддержке.

 

В преддверии каждого Нового года я, наверно, как и многие, строю определённые планы на будущее. Хочется что-то изменить в своей жизни, чтобы она была лучше, насыщеннее, плодотворнее. Например, ежегодно я планирую поработать над самосовершенствованием – больше читать, заниматься спортом. Но уже в наступившем году все намеченные начинания теряют свою актуальность. Хотелось бы узнать мнение специалиста, что поможет реализовать поставленные цели.

На вопросы отвечает клинический психолог ГБУЗ РТ «Респсихбольница» Сай-Суу Сарыглар:

Ответ на подобный вопрос ищут многие. На мой взгляд, именно в этом самом вопросе уже скрыта часть ответа – чтобы реализовать свои цели, необходимо их поставить. Причем самое важное - ПРАВИЛЬНО поставить! При расплывчатой постановке цели, такой как «улучшение тела», по сути не совсем понятно, что конкретно надо делать. Скорее всего, вы посетите несколько тренировок, сделаете несложные упражнения и, не увидев результата в совершенствовании своего тела, разочаруетесь в этом. Поэтому мечты и цели обязательно должны быть конкретными, понятными, достижимыми и ограниченными во временных рамках.

Например, в вашем случае, сформулировать цель в области физического совершенства более конкретно: не просто «заниматься спортом, улучшить тело», а например, «через шесть месяцев, 1.06.2017 года, моя талия должна уменьшиться на 3 см, вес – на 3 кг, бедра – на 2 см…». Только тогда, когда есть конкретный результат, можно оценить, достигли вы конечного результата или нет. И к тому же вы будете конкретно знать, что делать для достижения цели.

 

В последнее время периодически чувствую какую-то апатию, лень. Не скажу, что я лентяйка, но все делаю в полсилы. Как побороть лень?

Я думаю, что многим нашим читателям знакома такая ситуация, когда просто хочется полежать, полениться. Некоторое люди, особенно родители, считают, что лень - какое-то отрицательное, ненужное, вредное свойство, с которым нужно бороться. Но на самом деле, это состояние человека: она возникает, когда нет заинтересованности, желания, необходимости и энергии.

Вспомните себя в детстве или посмотрите на детей: когда они играют, у них столько сил, энергии, потому что детям это интересно и им нравится играть. Но как только взрослые просят своих чад помочь сделать какую-то домашнюю работу, то детишки сразу ленятся. Разумеется, родители начинают их ругать, обзывать лентяями и пытаются заставить выполнить требования взрослых. Дети, конечно, сделают работу, но без какого-либо интереса, энтузиазма.

С ленью бороться бессмысленно. Когда вам не хочется что-то делать, возможно, в это самое время вам это просто неинтересно или ненужно. Попробуйте отложить данное дело до того времени, когда вы будете к нему готовы, или у вас возникнет желание, либо необходимость обязательного выполнения работы. Тогда вы без сверхусилий справитесь с ним.

 

 

Я недавно устроилась на работу по своей специальности. На новом месте мне очень нравится, и коллектив у нас хороший. Но я постоянно волнуюсь по поводу завтрашнего дня, вдруг я с чем-то не справлюсь. Как мне перестать беспокоится?

Дело в том, что внутренние переживания и беспокойства за будущее свойственны многим людям. На мой взгляд, чтобы перестать беспокоиться, бессмысленно тратить свою жизненную энергию, важно научиться жить сегодняшним днем. Как рекомендовал один из выдающихся врачей-психиатров, нужно изолировать прошлое, не задумываться о будущем, а жить в отсеке сегодняшнего дня. Груз будущего, прибавленный к грузу прошлого, который взваливаете на себя в настоящем, заставляет спотыкаться на пути даже самых сильных. Лучший способ подготовиться к завтрашнему дню – сконцентрировать свои силы и способности на наилучшем выполнении сегодняшних дел.

Конечно, нужно обдумывать свою жизнь в будущем, планировать дела, но только не надо беспокоиться раньше времени. Важно сконцентрироваться на ближайших задачах и делать здесь и сейчас маленькие шаги, которые будут продвигать вас к намеченной цели.

Надо смотреть на каждый день, как на новые возможности, новую страницу вашей жизни. Как известно, смысл жизни заключается в самой жизни, в ритме каждого дня и часа.

 

В последнее время я стала раздражительной - срываюсь на детях, воспринимаю все близко к сердцу. У меня часто возникает ощущение бессмысленности, нереализованности и пустоты. Вроде работаю с утра до вечера, успеваю сделать то, что многим кажется невозможным, выкладываюсь, но все равно ощущения счастья, удовлетворения и спокойствия нет. Подскажите, пожалуйста, что мне делать?

У меня сложилось впечатление, что у вас скопилось много внутреннего напряжения, вы находитесь почти на пределе. И вместо того, чтобы остановиться и отдохнуть, понять, чего хотите в данный момент, вы продолжаете гонять себя, увеличивать требования по отношению к своей персоне.

Такое равнодушие к сигналам вашего тела и приводит к сбоям в нервной системе, раздражительности, пустоте и т.п. Не пренебрегайте этими самыми сигналами! Сделайте остановку, попытайтесь исследовать себя, понять, чего вам сейчас не хватает. Стоит прибегнуть к традиционным методам снятия напряжения: прогулкам на природе, водным процедурам, занятиям спортом, йогой и медитацией, массажу, аромотерапии, приему успокаивающих травяных сборов и прослушиванию хорошей музыки.

Применяйте методики самовнушения и аутотренинга. Попробуйте заняться творчеством, многим помогает освоение новых для себя занятий, таких как вязание, рисование. Занятия отнимают небольшое количество времени в день, но эффект вы почувствуете обязательно.

 

Подготовила Н. Черноусова


 
По теме
ФГБОУ ВО «Тувинский государственной университет» приглашает 06  апреля 2024 г. учащихся и учителей школ, родителей, выпускников СПО на День открытых дверей по адресу: г. Кызыл, ул.
Студенты и преподаватели ЕГФ приняли участие в III Республиканской экологической конференции «Актуальные проблемы экологии и природопользования» - ТувГУ 26 марта на базе Лицея №16 им. Героя Советского Союза Ч.Н. Хомушку прошла III Республиканская экологическая конференция «Актуальные проблемы экологии и природопользования Республики Тыва»,
ТувГУ
Заместитель прокурора Республики Тыва утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении двух местных жителей, которые обвиняются в убийстве 17-летнего подростка лица группой лиц (п.
Прокуратура Республики Тыва
Минздрав Тувы и Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека г. Иркутск подписали соглашение о сотрудничестве - Министерство здравоохранения В рамках этого документа предусматривается организация оказания медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детскому населению,
Министерство здравоохранения
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
“Дорогие друзья! Поздравляю Вас с Международным днем театра! Театр обогащает нашу жизнь новыми красками, дарит эмоции, заряжает жизненной силой, заставляет трепетать сердца и сопереживать.
Министерство культуры