Страницы истории Долгий путь и скорая расправа

Фото: plusinform.ru

Принятие буддизма в Туве в середине 16 века прошлого столетия в качестве официальной религии изменило духовную жизнь тувинцев-кочевников. Постепенно происходило не только утверждение на территории Тувы одной из мировых религий, но и приобщение тувинцев к изучению монгольской письменности, тибетской медицины, литературы и искусства.

В творчестве зодчих, скульпторов-резчиков и живописцев появились мотивы, характерные для буддистского дальне- и юго-восточного азиатских регионов. Вероятно, первые мастера такого стиля были привезены из стран Восточной Азии, где уже буддизм имел широкое распространение.

Будды на скалах

Год за годом, столетие за столетием, импортированное таким образом искусство укоренилось в эстетическом сознании тувинского народа, но постепенно и местные художники, чьи имена забыты и нам неизвестны, овладевая буддистской танкописью, сами становились мастерами монументальной живописи и скульптуры.

На городище Оймак, что находится на территории современного Улуг-Хемского кожууна, на левом берегу Улуг-Хема, были найдены обломки гранитной статуи Будды и высеченная из песчаника буддийская лавинообразная химера. К Юаньскому периоду относится также высеченная в скале близ устья реки Чаа-Холь буддийская часовня в виде ниши с изображением Будды, двух бодхисатв и двух стражей в устрашающих позах. В других кожуунах известны нарисованные красками на скалах изображения будд и субурганов. На скалах Бижиктиг-Хая, близ современного поселка Кызыл-Мажалык в Барун-Хемчикском кожууне, в естественной нише оказалось искусно нарисованное кистью изображение Будды, сидящего под облаками в окружении драконов и птиц. Рисунки были сделаны так давно, что крылья птиц еще можно рассмотреть, изображение Будды практически стерлось. И неудивительно, ведь из надписи, сделанной здесь же, можно предположить, что изображение выполнено летом 1358 г.

Влияние буддизма было слабым

Некоторые тувинские родоплеменные группы, жившие в то время вместе с дархатами и другими этническими группами монголов в районе озера Хубсугул, управлялись феодалами, имевшими духовные звания. В первой половине XVIII в. они принадлежали ведомству Шадар-Вана, хотя непосредственно находились под властью Даин-ламы, который жил в буддийском монастыре недалеко от озера Чаган-нур. После смерти Шадар-Вана эта группа тувинцев была передана главе монгольской церкви Богдо-гэгэну Джебцун Дамба хутухте. Однако, несмотря на длительное буддийское влияние со стороны монголов на местное население Тувы, полное и окончательное принятие буддизма в рассматриваемый период на территории современной Тувы еще не произошло. В отличие от Монголии, Тува была территорией, пассивно принимающей буддизм, страной, где поклонение явлениям природы (язычество) было сильнее.

На территории Тувы начали строиться буддийские монастыри

Самая первая волна буддизма, нахлынувшая от тюрков и уйгуров в VI-IX вв., была настолько незначительной, что практически не оставила следов. Вторая волна, имевшая место во времена правления Хубилай-хана во второй половине XIII в., оказалась более мощной, хотя буддизм в то время был религией преимущественно правящих кругов, оставаясь чуждым для широких народных масс Тувы. Третья волна, пришедшая вместе с властью Алтын-ханов в XVI в., была самой сильной и решающей, в результате нее произошло массовое принятие буддизма в качестве государственной религии Монголии. Покровительствующая буддизму политика Цинов самым благоприятным образом сказалась на деятельности Седьмого Богдо-гэгэна Джебцуна Дамба хутухты, который и так имел достаточно высокое положение в монгольском обществе. «В 1756 г. он создал в Урге цанит – буддийскую семинарию, куда начали стекаться ламы со всех концов монгольского мира, многие из которых не только оставались здесь на долгое время, но и поселялись на постоянное жительство». В это время Тува, благодаря своим первым монгольским амбын-нойонам, стала весьма активно принимать буддийскую религию. Во времена амбын-нойона Гомбожапа на ее территории были построены первые стационарные буддийские монастыри. Это положило начало формированию тувинского варианта буддизма, который своим появлением обязан монгольскому и тибетскому.

Первые ламы-миссионеры и первые монастыри

В Туву начался первоначальный приток монгольских и тибетских лам-миссионеров. Их деятельность заключалась в проповедовании буддийского вероучения. Политика монгольских ханов по внедрению и принятию этой мировой религии в своей стране способствовала продвижению буддизма и в Туву.

Поэтому буддизм, проникший в Туву, унаследовал особенности вероисповедания, имевшего под собой тибетско-монгольскую основу. И это существенно отличало его от того учения, которое сложилось, к примеру, в Индии.

Строительство монастырей на территории Тувы стало важнейшим свидетельством распространения буддизма в стране. Во время правления амбын-нойона Комбужапа на территории Тувы были построены первые храмы. Строительство монастырей на территории Тувы в конце XVIII века стало важнейшим свидетельством распространения буддизма в стране.

Местом расположения первых хурээ была территория Оюннарского кожууна (современный Эрзинский и Тес-Хемский районы), примыкающая к Северо-Западной Монголии. Именно отсюда шло проникновение и распространение буддизма среди тувинцев. Первый монастырь – Эрзинский (Кыргызский) – был построен в 1772 г., другой, самый крупный в этом кожууне, Самагалтайский (Оюннарский) – в 1773 г., хотя годом основания первого хурээ в Самагалтае считается 1662 год.

Вслед за первыми монастырями стали строиться другие, постепенно они появились во всех кожуунах Тувы. В Бейсе кожууне были построены монастыри Бай-Кара (в 1809 г.), Чаа-Хол (в 1811 г.), Сарыг-Булун (в 1824 г.); в Тоджинском – Овгон (в 1815 г.); в Оюннарском – Нарын (в 1850 г.); в Хемчикском – Коп-Соок (в 1857 г.) и Нижнечаданский (в 1873 г.); Остальные хурээ были построены в начале XX в.

Первоначально все монастыри представляли собой большие войлочные юрты, которые легко переносились с одного места на другое, но с течением времени за счет поборов с населения юрты постепенно заменялись деревянными зданиями.

В Туве известны два традиционных типа монастырей: сумонные и кожуунные. Первые представляли собой одиночные здания, предназначенные для разовых служб, куда по случаю больших буддийских праздников собирались ламы из близлежащих аалов и проводили молебны. Вторые строились в виде целых стационарных комплексов, выполнявших функцию культурных, образовательных и даже торговых центров.

Хурээ сровняли с землей

В начале 1930-х годов произошел поворот к жестким репрессивным мерам против хурээ и представителей веры. Курс на это был дан январским Пленумом ЦК ТНРП (Центральным комитетом Тувинской Народной революционной партии) в 1929 году, после которого Президиумом Малого Хурала было принято специальное постановление, согласно которому монастыри лишались своей собственности, а правящая верхушка – поддержки органов народной власти и прав юридического лица. Монастыри сначала закрывались, затем разрушались по распоряжению сверху. В 1930 г. был разрушен Самагалтайский хурээ, несколько его дуганов уничтожились постепенно. В конце концов, от целого комплекса остался только один дуган, в котором жил хелин Дуктуг.

Летом 1934 года по инициативе нескольких оставшихся лам в Эрзинском хурээ был проведен праздник круговращения будды Майтрейи. Вскоре хурээ разрушили, а его руины трактором сровняли с землей. Разрушением хурээ занимались не столько карательные органы, сколько молодежь, оказавшаяся наиболее восприимчивой к новым теперь революционным идеям. Именно молодежь разрушала монастыри, сжигала культовые принадлежности и библиотеки. К началу 1940-х годов на территории Тувы практически не осталось ни одного хурээ. Исключением были Верхне- и Нижнечаданский, которые, несмотря на то, что здания их были полностью разрушены, продолжали функционировать, проводили молебны, и все это благодаря небольшой группе оставшихся лам.

Очевидцы рассказывают, что несколько лам пытались сохранить хурээ. В местности Теве-Хая, что недалеко от Чаданской долины, они поставили шесть юрт для жилья и построили молитвенный дом, в которых стали принимать людей, отправлять службы и религиозные обряды. Но в 1960 году был закрыт последний буддийский центр в Туве. Если в начале 20 века в Туве насчитывалось 37 монастырей, то в 1960 году не осталось ни одного. Судьба 4000 лам в большинстве своем была трагической: арестованы, расстреляны, бежали в Монголию.

Шолбан Ооржак, заведующий музеем-филиалом «История политических репрессий в Туве»


 
По теме
В память о погибших - Тувинская правда В Воскресенском кафедральном соборе Кызыла прошел молебен памяти сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей.
16.06.2018
Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации Владимир Колокольцев, руководители и личный состав подразделений центрального аппарата МВД России,
04.06.2018
 
Сегодня празднуется День рождения Будды Шакьямуни - Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва Сегодня, 29 мая, отмечается один из важнейших буддийских праздников – День рождения, Просветления и Паринирваны Будды Шакьямуни, чьи учения и советы стали жизненным ориентиром для миллионов людей по всему миру.
29.05.2018
Какому богу поклоняются в колониях Тувы - ИА Тува-Онлайн Наверное, тому, в силу которого верят. Читая сутры в хурээ или православные молитвы в храмах, осужденные обращаются к высшим силам каждый о своей боли.
23.05.2018
 
Какому богу поклоняются в колониях Тувы - Плюс Информ Наверное, тому, в силу которого верят. Читая сутры в хурээ или православные молитвы в храмах, осужденные обращаются к высшим силам каждый о своей боли.
23.05.2018
Святость Сака Даваа - Тувинская правда В Туве с 16 мая проходит Священный месяц Сака Дава в честь рождения Будды.
22.05.2018
ЧТОБЫ О ТУВЕ ЗНАЛИ ВСЕ - Министерство культуры Тува намерена внедриться во все возможные межрегиональные и международные туристские туры.
20.05.2018
Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва признал Мергена Карашпая виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.
18.06.2018 Прокуратура Республики Тыва
Криминал за неделю - Плюс Информ Пришло время платить В Туве по исковому заявлению прокурора местный житель через четыре года после незаконной рубки леса возместит государству причиненный ущерб.
16.06.2018 Плюс Информ
За гранью здравого смысла: бросал сына в стену, как мяч... В Республике Тыва местному жителю предъявлено обвинение в покушении на убийство малолетнего сына.
09.06.2018 Плюс Информ
Жестокое преступление, которое произошло 16 мая этого года в одном из сел Тувы, потрясло всю республику.
08.06.2018 Плюс Информ
Опасный горожанин В Республике Тыва выявлены еще два случая, когда подозреваемый в сексуальных домогательствах пытался увести двух девочек.
03.06.2018 Плюс Информ
Верховный шаман всея Руси - Тувинская правда В Кызыле прошел Международный шаманский съезд «Дух Медведя». Это религиозная организация «Адыг-Ээрен» — «Дух Медведя» постаралась.
16.06.2018 Тувинская правда
В память о погибших - Тувинская правда В Воскресенском кафедральном соборе Кызыла прошел молебен памяти сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей.
16.06.2018 Тувинская правда
Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации Владимир Колокольцев, руководители и личный состав подразделений центрального аппарата МВД России,
04.06.2018 МВД Республики Тыва
Наверное, тому, в силу которого верят. Читая сутры в хурээ или православные молитвы в храмах, осужденные обращаются к высшим силам каждый о своей боли.
23.05.2018 Плюс Информ
В Туве с 16 мая проходит Священный месяц Сака Дава в честь рождения Будды.
22.05.2018 Тувинская правда
К 100-летию со дня рождения художника Николая Рушева издан набор открыток в Москве, в Туве открылась выставка - ИА Тува-Онлайн 12 июня исполнилось 100 лет со дня рождения легендарного художника-декоратора Николая Константиновича Рушева, отца знаменитой художницы Нади Рушевой.
18.06.2018 ИА Тува-Онлайн
Программа международного фестиваля "Хоомей-2018" - ИА Тува-Онлайн ПРОГРАММА  VII Международного этномузыкологического симпозиума   «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии»  Четверг, 21 июня  В течение дня - Заезд и размещение участников.
18.06.2018 ИА Тува-Онлайн
Fashion-событие этого лета - Министерство культуры В честь 95-летия Улуг-Хемского кожууна и 130-летия Шагонара 6-7 июля 2018 года в Туве состоится fashion-фестиваль "По тропинкам к Сердцу Азии".
18.06.2018 Министерство культуры
Томские ученые создадут цифровую модель скифских курганов тувинской «Долины царей».
14.06.2018 Тувинская правда
Ежегодно 24 мая по всей стране широко отмечается День славянской письменности и культуры.
12.06.2018 Тувинская правда
С 22 по 24 июня в Кызыле пройдет седьмой по счету Международный этномузыкологический симпозиум «Хоомей» (назывался до этого «Хоомей — феномен культуры народов Центральной Азии»).
12.06.2018 Тувинская правда
Томск: бегут все! - Тувинская правда Тувинские спортсмены приняли участие в первом Международном легкоатлетическом марафоне, который 11 июня прошел в Томске и собрал, помимо спортсменов из РФ, атлетов из семи государств: Кыргызстана, Казахстана, Белоруссии,
16.06.2018 Тувинская правда
«Степняки» из филармонии - Плюс Информ Музыканты Тувинской государственной филармонии имени Валерия Халилова удивили в очередной раз.
16.06.2018 Плюс Информ
Участники Всеармейского этапа конкурса «Военное ралли-2018», который проходил в Туве, показали себя умелыми водителями, штурманами и стрелками.
14.06.2018 Тувинская правда
Глава Тувы привлек частный благотворительный фонд «Победа» к созданию системы медицинского сопровождения спортсменов.
14.06.2018 Тувинская правда
В Туве прокуратурой проверено соблюдение законодательства о физической культуре и спорте несовершеннолетних.
14.06.2018 Тувинская правда
Очарована, околдована... - Министерство здравоохранения Впервые престижную премию Российских медиков «Признание» в номинации «За верность профессии» получила тувинский врач Алевтина Сиразитдинова Врач хирург-онколог Алевтина Кыргысовна Сиразитдинова служит однажды избранно
18.06.2018 Министерство здравоохранения
В хозяйствах Тувы завершили посев зерновых культур - Правительство Республики Тыва Как сообщает Министерство сельского хозяйства и продовольствия Тувы, по сравнению с предыдущими годами посев зерновых завершен с опережением, несмотря на погодно-климатические условия.
18.06.2018 Правительство Республики Тыва