Новости города БезФормата.Ru
Кызыл
Главные новости
 
Задать вопрос?

Татьяна Коновалова. Надо действовать, надо взрослеть

Татьяна Коновалова. Надо действовать, надо взрослеть - Министерство культуры
Татьяна Коновалова. Надо действовать, надо взрослеть - Министерство культуры
Татьяна Коновалова. Надо действовать, надо взрослеть - Министерство культуры
Татьяна Коновалова. Надо действовать, надо взрослеть - Министерство культуры
Татьяна Коновалова. Надо действовать, надо взрослеть - Министерство культуры
Татьяна Коновалова. Надо действовать, надо взрослеть - Министерство культуры
Татьяна Коновалова. Надо действовать, надо взрослеть - Министерство культуры
Татьяна Коновалова. Надо действовать, надо взрослеть - Министерство культуры
Фото: tuvaculture.ru
«Я буду к этому стремиться и обязательно добьюсь», – цитата из интервью кызыльчанки Татьяны Коноваловой, опубликованного в молодежный 2009 год в газете «Центр Азии». Пятнадцатилетняя школьница планировала основательно: найти свое место в жизни, получить хорошее образование, связанное с искусством, театром, жить в Санкт-Петербурге. И это не осталось неосуществленной наивной юношеской мечтой. Добилась.  Сегодня двадцатитрехлетняя Татьяна Сергеевна Коновалова с дипломом магистра хореографического искусства санкт-петербургской Академии русского балета имени Агриппины Вагановой работает в Москве в особенном интегрированном театре-студии «Круг II». И продолжает находить свое место в значимых танцевальных, и не только, проектах, в том числе и в родной Туве.
Первый выбор – каторга в цветах  – Татьяна, когда ты сделала свой первый в жизни самостоятельный выбор?
– В пять лет. Заявила маме, что хочу посвятить свою жизнь балету. Именно в такой решительной пафосной формулировке, мама это хорошо помнит.  От ее профессиональной деятельности эта сфера была далека. Мама – Галина Михайловна Коновалова – окончила радиотехнический факультет Красноярского политехнического института, в Кызыл ее направили по распределению. Она и сейчас работает по специальности – главным специалистом-экспертом отдела информационных технологий МЧС по Республике Тыва.  Благодарна ей, что не отмахнулась от моего желания и привела в хореографическую школу. Сначала моим учителем была Лидия Ананьевна Сарбаа, а затем – уже на классическом отделении – Раиса Седиповна Стал-оол.  Раиса Седиповна – невероятный педагог. Влюбилась и в нее, и в балет. Не представляла себя без этой каторги в цветах. Пропустить занятия, если вдруг заболею, было для меня трагедией. И так – десять лет подряд, занималась, даже когда официально окончила хореографическую школу.  – Знаю, что ты еще и в музыкальной школе параллельно училась по классу фортепиано. И вдруг после девятого класса в Государственном лицее Республики Тыва сделала неожиданный скачок в математику. Тогда ты удивила меня: неужели осознанный выбор?  – Сама себя удивила. Полная неожиданность. В лицее всегда пыталась отбиться от точных наук, заявляя, что я – гуманитарий. И тут весной 2009 года нас снимают с урока: надо срочно проходить тест – приехал преподаватель для отбора учеников в физико-математическую школу при Новосибирском государственном университете.  Задачи все – нестандартные, преподаватель к каждому подходит, спрашивает: почему именно к такому выводу пришли? Многие ребята сразу ответы находили, а я решаю всё неправильно, только с третьего раза получилось.  Вскоре четверым ребятам из класса приходят персональные приглашения в летнюю школу специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета. Поразительно, но и я в их числе оказалась. Поехали вдвоем с одноклассницей.  Думала, что это что-то вроде пионерского лагеря, а оказалось всё серьезно: три недели занятий в учебном корпусе университета, затем – экзамен. Каким-то непостижимым образом сдала его, и была принята в физико-математическую школу, в которой готовят студентов для университета. Так что уезжала на три недели, а вернулась к маме только на зимние каникулы. 
Другая дорога 
– В Новосибирске ты полностью погрузилась в точные науки? – Пришлось погружаться. Всё серьезно: лекции и семинары, сессия два раза в год, учебная программа немного совпадала с программой первого года обучения в университете, занятия вели его преподаватели. Они относились к нам, как к взрослым, вели не монологи, а диалоги. Это был очень важный этап – подготовка к студенчеству.  Жили мы в общежитии, в Академгородке. Бесценный опыт: ребята со всей Сибири, Урала, Дальнего Востока, из Казахстана, Киргизии, москвичи. Каждый со своим жизненным укладом. Мы находились вместе 24 часа в сутки, поэтому очень просто было понимать друг друга.  – Хореографию забросила?  – Год не танцевала. А на второй не удержалась. Андрей Короленко – почти мой ровесник, на два года раньше физико-математическую школу окончил, открыл в Академгородке мастерскую экспериментального танца.  В этой студии узнала, что есть современные танцевальные направления: джаз, модерн, хип-хоп. Совсем не похоже на балет. Другая техника. Пришлось отказаться от пуантов и переучиваться полностью.  Увлеклась, и мне открылась другая дорога. Не точные науки, это не мое, не балет, потому что уже в пятнадцать лет поняла, что профессиональной балериной не стать, а современный танец – в его огромном многообразии. 
Сделать тело своим другом  – Изменила пройденной в Кызыле классической школе и ее педагогам?  – Не изменила, нет. В свою родную школу всегда возвращаюсь, здесь трудолюбивые дети, мне нравится с ними работать. Приятно, что удается вносить свой вклад: поставила с пяти и шестилетними танец «Шкатулочка», а с второклассниками – «Ласточки».  Десять лет в хореографической школе, ансамбле «Алантос» дали мне такую танцевальную базу, что удалось поступить в Московский государственный университет культуры и искусств на классическое отделение, а после первого курса перевестись на отделение современного танца.  – Это был осмысленный переход?  – На тот момент действовала интуитивно, просто чувствовала, что нужно идти дальше, учиться новому. Осмысление значимости танца пришло позже.  Современное общество так устроено, чтобы человек забывал о своих естественных потребностях и не понимал своих желаний. Каждый год появляются новые стандарты красоты, которые навязывают людям нормы поведения. Тело становится рабом, получает бесконечный абонемент на фитнес, ботокс, каблуки на шпильках. Всё это – проявления насилия. Люди уже настолько к этому привыкли, что не замечают.  Танец – один из возможных путей того, как сделать тело своим другом, вернуться к полноценному проживанию в нем, а значит – к естественности. А балет – это всё же отказ от естественности.  Мне повезло: когда в 2015 году окончила университет, в Академии русского балета в Санкт-Петербурге объявили третий набор в магистратуру педагогического факультета – двухгодичная программа «Художественные практики современного танца». Единственное место в России, где можно получить диплом магистра в этой сфере.  Прошла все профессиональные испытания, меня зачислили. В группе – восемь человек. Кураторы программы – Татьяна Гордеева, Александр Любашин, Нина Гастева – делились с нами своим личным опытом работы в современном танце и перформативных практиках: выбирай то, что по душе. 
Попадание в сердце  – Как получилось, что ты оказалась одним из педагогов интегрированного театра-студии «Круг два»?  – В декабре пятнадцатого, когда училась в Петербурге, попала на премьерный показ «Языка птиц» режиссера Бориса Павловича. Пригласила туда хореограф спектакля Алина Михайлова. В нем наравне с профессиональными актерами из Большого драматического театра играли люди с особенностями в развитии из центра творчества, обучения и социальной абилитации аутистов «Антон тут, рядом».  Шла на спектакль без всяких ожиданий, а на показе проревелась, но не из-за того, что «инвалид на сцене», а из-за глубины, простоты и честности происходящего.  Дистанция между зрителем и актером отсутствовала полностью. Оказалось, что у людей с особенностями есть та самая чистота присутствия, за которой все гоняются. Они ничего не придумывают, никого не изображают, просто существуют на сцене так же, как и в жизни, и это очень мощно работает, напрямую попадает в сердце.  Когда вышла из театра, поняла: хочу получить такой же опыт. Вспомнила, что мне рассказывали о московском театре «Круг два», написала туда, назначили встречу. Пришла к художественному руководителю Андрею Борисовичу Афонину, говорю «Хочу работать с вами, в любом качестве». Даже уборщицей-волонтером готова была стать.  Он недоверчиво посмотрел, расспросил и сказал: «Ну, давайте попробуем, переодевайся и заходи в зал, у нас как раз разминка». Месяц занималась наравне со студийцами – это такая проверка была. Потом провести занятие доверили, пригласили педагогом в летний лагерь. И только после этого окончательно приняли в коллектив – хореографом.  Хорошо, что в магистратуре обучение проходило модулями: три недели – учеба, месяц – практика. Так что, учась в Петербурге, работала в Москве. Сейчас проще – магистратура позади. 
Уникальные таланты особенных людей  – Работать с такими особенными учениками – это дар?  – Думаю, да. У опытных педагогов «Круга два» он есть. С коллегами повезло. У художественного руководителя и режиссера театра Андрея Афонина – двадцатилетний опыт работы с особыми актерами.  Его сын Иван Афонин тонко чувствует ребят, их характеры и потребности, к тому же, классный музыкант, играет на всём, из чего можно извлечь звук: фортепьяно, гитара, гармонь, всевозможные ударные. Пишет музыку для спектаклей. Парень с серьезным нарушением слуха после занятий у него запел, а ученики, не имевшие никакого чувства ритма, постепенно начитают извлекать звуки из всего: бумаги, фольги, бутылок, камней, досок, а затем и музыкальных инструментов.  Ведущий специалист Елена Осипова – универсальный человек: музыкальный педагог, психолог, мастер на все руки и ноги: ведет занятия в мастерской, делает костюмы и музыку к спектаклям. Занимается с младшими и может даже самого неуправляемого аутичного ребенка вернуть во внимание, а это очень много сил требует.  В студию приходят разные люди со своими уникальными талантами. Есть музыкально одаренные, с абсолютным слухом. Есть девочка с диагнозом шизофрения, которую «посещают голоса», чтобы они не брали вверх над сознанием, перед ней нужно ставить сложные задачи – включать тело. При этом она пишет потрясающие стихи.  Есть очаровательный парень со стопроцентной зрительной памятью: любой прочитанный им текст с первого раза запоминает. Но при этом он всё делает в четыре раза медленнее, чем обычный человек.  Другой, когда впервые меня увидел, спросил, когда родилась, а потом выдал: «Это был понедельник». Он так может любую дату определить, будто в его голове – календарь. 
Испытание педагога  – «Круг два» – закрытый клуб только для особенных людей?  – Нет. Театр-студию посещают не только особенные, но и обычные люди. И когда мы вместе работаем, получается что-то сильное и мощное. Стирается граница, на сцене все равны.  Это школа эмпатии, гибкости, изобретательности, принятия, и чем раньше человек с этим встретится, тем проще ему будет жить в социуме. Театр открывает дверь поколению, которое не будет бояться и отторгать людей с особенностями.  – Методика занятий с такими учениками тоже особенная?  – Конечно. Студийцы в театре разных возрастов: старшему – 42 года, есть группы для малышей-дошкольников.  В моей группе – люди от девятнадцати до тридцати шести. Занимаемся четыре раза в неделю. На занятиях учимся правильно ставить стопы ног на пол, мягко переносить вес, ползать и перекатываться, прыгать, использовать всё пространство для движения, разные скорости.  Иногда у ребят случаются приступы – сознание улетает, они перестают себя контролировать. Не надо бояться этих проявлений. Нужно успокоить, вернуть в тело. Каждого – индивидуально: одного увести в соседнюю комнату, дать возможность в тишине прийти в себя, другому строго сказать: «Держи себя в руках». А иногда крепко обнять или лечь сверху всем телом, чтобы человек понял: «Всё нормально, я – здесь, ты – здесь».  Людям с особенностями трудно наладить контакт с партнером. Мы постепенно учимся запоминать свои ощущения от прикосновений, работать в паре: давать другому опору, балансировать, двигаться вместе.  Каждый урок для меня как педагога – испытание. Должна настроиться, сконцентрироваться и увлечь их. Если не заинтересую – не будут ничего делать.  Надо вести за собой и при этом дать проявиться индивидуальным особенностям каждого. И всякий раз возникает новый танцевальный материал, ни на что не похожий. Ребята органично и свободно себя чувствуют, когда это их личное движение, то, что уже заложено в теле, идет изнутри. Моя задача – заметить и подчеркнуть это движение. 
Работа над собой  – Импровизации становятся частью постановок?  – Да. Это один из главных инструментов. Но есть сложности. Люди с особенностями умеют удивлять, часто выдают гениальные вещи – текст сочиняют на ходу, изобретают способы существования в пространстве. А на следующий день приходят и не помнят, что они делали. Иногда просишь повторить, а человек тебе говорит: «Это уже в прошлом». И тут же придумывает новое.  Поэтому мы записываем занятия на камеру, чтобы фиксировать импровизации, а потом работать с этим материалом. Из этого вырос наш спектакль «Суфийские мотивы», премьера которого прошла 10 мая 2017 года.  Это мой дебют как хореографа в «Круге два». Дебют и для режиссера-постановщика Наргис Абдуллаевой, и для большинства ребят – первый выход на профессиональную сцену.  Чтобы увлечь ребят, Наргис придумала тренинг «Кошки-мышки»: в коробку складывают разные предметы, и тот, кому удалось схватить её раньше остальных, достает одну из вещей и рассказывает историю, которая ассоциируется у него с ней. Из этой игры и зародился спектакль, а в результате получилось пластическое размышление об очень значимом: поиске своего пути, важности выбора. О том, что такое любовь, красота, знание. Ребята вместе со своими сценическими персонажами проделали над собой большую работу.  – Работа над собой – это понятие для части наших с тобой сверстников – тайна за семью печатями.  – А для наших студийцев – это постоянное состояние, постоянное преодоление. Поэтому мне интересно с ними работать: помогать раскрывать возможности.  И ограничения, которые накладывают на ребят их особенности, не преграда, наоборот, дают простор для фантазии. Не можешь ходить, передвигаешься только на коляске? Зато можешь сидеть, стоять на коленях, перекатываться. Коляску – в сторону, работаем с этими движениями. И рождается наш танцевальный дуэт.  У людей с особенностями связь между телом и сознанием неполная. Бывает, что человек не умеет использовать все части тела во время движения, или может двигаться только вперед, а заднее пространство не освоено, или не умеет переносить свой собственный вес, не может пройтись с закрытыми глазами, или всё делает только в одной скорости.  Одна из учениц даже на невысокий куб в полметра подняться не могла. Но в процессе занятий так научилась чувствовать свое тело, что сейчас может с помощью партнера на голове стоять, мы с ней даже верхнюю поддержку делаем.  – Педагогические неудачи?  – Не могу удержать внимание в группе более десяти человек. Часто не знаю, что делать, с какой стороны начать.  Иногда увлекаюсь, даю сложный материал, и не умею объяснить, забываю, что они – особые. Злюсь на себя за то, что не хватает терпения. 
То, что даёт силу  – Если честно, как ты не перегораешь?  – Учусь, как распределять силы равномерно, без перенапряжения, чтобы потом не приходилось месяцами восстанавливаться – на это нет времени. Хотя спонтанность во мне ещё часто побеждает здравый смысл.  Помогает переключение внимания – участие в других проектах, смена обстановки. Танцую в составе фламенко-балета «De las llamas», руководит которым президент федерации фламенко в России Юлия Плахотина. У нас уже было два гастрольных тура – на Дальний Восток и Камчатку, а в Кремле прошел совместный концерт с испанским танцовщиком Адрианом Санчесом. Параллельно принимаю участие в проектах, связанных с современным танцем и перформансом.  Дает силы музыка, лес, вода, горы. В Туве – это гора Догээ, на ее вершину поднималась множество раз.  Еще – работа руками, поэтому иногда зависаю в мастерской «Круга два».  – Что особенное умеешь хорошо делать своими руками?  – Шапки крючком вяжу, делаю для друзей подарочные фляжки, переплетая суровыми нитками бутылочки, открытки из всего, что есть под рукой – бисера, ниток, журнальных картинок.  А еще могу хлеб в настоящей русской печке испечь.  – Откуда у городской девочки это умение – печь хлеб в русской печке?  – Из села Субботино, это в Шушенском районе Красноярского края. Там родилась и до сих пор живет моя бабушка Татьяна Савельевна Коновалова, в девичестве Огурцова.  Мы с ней очень похожи и внешне, и характером, обе всегда всё делаем по-своему. Когда приезжаю к ней, мы часто можем молчать, ни о чем не разговаривая, но чувствуя комфорт, словно между нами – невидимая связь. У нас даже имя – одно на двоих. Она родилась 25 января 1933 года, в Татьянин день, а я накануне – 24 января 1994 года. Умудрилась появиться на свет по дороге от бабушки: мама моя перед родами поехала из Субботино в Кызыл, но не доехала, начались схватки, и я родилась в красноярском селе Ермаковское. И сегодня есть ощущение, что с первого дня жизни – в постоянной дороге. Бабушка Татьяна – очень сильный человек, чего только ни делали ее руки за восемьдесят четыре года. В большой крестьянской семье – четырнадцать детей, выжили четверо, она – самая младшая. Мама ее, Анна Романовна, умерла, когда ей было пять лет. Отец, Савелий Платонович, женился вторично, но мачеха была не слишком добра к детям. В сорок втором он погиб на фронте. С восьми лет по чужим домам Таня нянчила детей, стирала, белила. В школе только четыре года проучилась, когда ее, сироту, определили в детский дом. Была и телятницей, и птичницей, и прачкой, и каменщиком: тяжеленные носилки с кирпичами и цементом таскала, строя дома в селе Шушенское. И мужа выбрала в родной деревне себе под стать. Михаил Николаевич Коновалов – тоже из крестьянской семьи, в которой было девять детей. Коноваловский дом до сих пор на краю Субботино стоит. Сейчас он уже не так выглядит, в нем другие люди живут, но мне он дорог как семейная память, ведь его еще прапрадед Алексей с прапрабабушкой Харитиной строили. Мощные бревна сруба, голубые с белым ставни, наличники. Здесь выросла моя мама, здесь я гостила в детстве. Подростком очень переживала из-за своего крупного тела, стремясь, чтобы оно соответствовало хрупкому балетному стандарту, занималась до изнеможения, в еде себя ограничивала. А сейчас успокоилась, потому что поняла, почему оно у меня именно такого размера и формы: гены предков, поколениями живших и работавших на земле. В деревню каждое лето приезжаю, это уже стало ритуалом, традицией. Набираюсь там сил от своих корней.
В танце – по Кызылу – В июле 2016 года ты попыталась объединить танцем кызыльчан, организовав невиданное для Тувы действо – танцевальную прогулку. Как считаешь, получилось? – Думаю, что да, хотя массовости мы не достигли, и это естественно. Всё новое всегда принимается медленно и с большим недоверием, а для Тувы это было совершенно необычно. В Москве танцевальные прогулки периодически проходят, начиная с мая 2014 года. К ним присоединились многие города мира, например, Санкт-Петербург, Киев, Ижевск, Харьков, Уфа, Екатеринбург, Новосибирск, Вильнюс, Алматы, Тель-Авив. Суть такая: люди собираются вместе и идут по улицам города, танцуя под общую музыку, которая звучит в их наушниках, неслышная остальным. Летом шестнадцатого года по дороге в Туву на фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» с подругами-коллегами Натальей Сибиряковой и Катериной Бачуриной приняла участие в такой танцпрогулке в Новосибирске. Около сорока человек тогда собрались. Было весело, очень хотелось продолжения. Решили и Кызыл расшевелить. Создали группу в социальных сетях, попросили подписчиков скинуть любимую музыку. Продумали маршрут: от входа в парк по набережной Енисея через скульптурный комплекс «Центр Азии» к Национальному музею. Прикинули, что он в среднем займет два часа, составили под него плейлист из предложенных мелодий – от хип-хопа до джаза и Штрауса. Сбор назначили в шесть вечера, но сработало пресловутое «тувинское время»: только к семи тридцати люди подтянулись, но многие – неподготовленные, хотя в интернете мы выложили очень подробную инструкцию: что и как делать. У одних не было плейлиста, кто-то не взял с собой наушники. Так что в танцевальный путь отправились тринадцать человек: нас трое, без Наты и Кати я бы это не смогла провести, и десять кызыльчан. – Как реагировали прохожие на странных людей, танцующих под слышимую только ими музыку? – Кое-кто ненадолго присоединялся к шествию, а в основном смотрели с удивлением. Честно говоря, боялась, что нас остановит полиция, ведь мероприятие не было ни с кем согласовано. Но всё обошлось, за несанкционированную демонстрацию нашу танцпрогулку не приняли. Участники вначале стеснялись, но уже к середине маршрута расслабились. Мы и в магазин за водой заходили, не прерывая общий танец. Целей своих – оживить улицы Кызыла, организовать пространство для знакомства и общения людей – мы все же достигли. До конца маршрута продержались всего пять из десяти, но среди них не было ни одного недовольного. Просили продолжения. Совместный танец – это очень крутой опыт близости, музыка мощно объединяет, тем более, если ее вокруг больше никто не слышит.
Не наблюдая из-за кустов – А музыка, слышимая всеми, разве не объединяет? – Объединяет, если она хорошая и в правильном месте звучит. – Знаешь такое место? – Знаю. В 2013 году в моей жизни случился Международный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» с двухчасовым шествием хороо до Верхнечаданского храма. Там услышала о его жизни до и после восстановления и вдруг осознала ценность места, в котором нахожусь. Вновь услышала национальную музыку, новыми глазами взглянула на людей, и такая глубина мне открылась! Ты ведь помнишь, когда я была школьницей, мечтала уехать из Кызыла – большой мир посмотреть. А после этого фестиваля ощущаю очень мощную связь с тувинской землей. И мне очень важно возвращаться сюда как можно чаще. Когда вижу степь, внутри всё замирает: я – дома. Свои поездки к маме специально к датам фестиваля подгадываю: в 2017 году он у меня уже четвертый. В этом году на двадцать первый «Устуу-Хурээ» привезла свою подругу и коллегу Наргис Абдуллаеву. Она из Узбекистана, была в Ташкенте ведущей актрисой театра «Ильхом», сейчас работает в Москве в театре документальной пьесы «Театр.doc», а в «Круге два» реализуется как режиссер-постановщик и педагог актерского мастерства. Для Наргис это было настоящим открытием Тувы, и при этом она очень точно вписалась в мир фестиваля. – А что это значит для тебя – вписаться в мир фестиваля? – Четыре дня в палаточном лагере на фестивальной поляне – особое время, которое итрансформирует людей, изменяя сознание, и демонстрирует самое лучшее в них. Бывает, что и худшее, но это – реже, и такие гости, как что-то чужеродное, сразу ощущаются: они не туда попали. Фестиваль – открытое окно в большой мир музыки, культуры и для местных жителей, и для гостей со всего мира. И дети их растут на этой многоязычной поляне вместе с музыкой. Игорь Дулуш, Тимур Дулуш, Софья Кара-оол вдохновляют меня: двадцать один год не бросать свое детище, которое требует огромных сил и затрат. Поэтому стыдно быть в фестивальные дни просто ленивым зрителем, хочется и свой вклад вложить. – Твой личный конкретный вклад? – После концерта собирала с Наргис мусор на фестивальной поляне, вместе помогали Союзу журналистов Тувы в его пресс-центре в палаточном лагере: мыли посуду после угощения гостей бараном по-тувински, следили за очагом, развешивали газеты. В шестнадцатом году довелось даже на фестивальную сцену выйти. Моя подруга Юлия Носкова прямо на поляне собрала группу «Закон ОммА». Утром просыпаюсь, выбираюсь из палатки, и меня тут же просят поддержать этот новорожденный сборный коллектив танцем. И вот уже обнаруживаю себя на сцене. Чистейшая импровизация. И как же мы ликовали, когда в результате даже диплом получили в номинации «Перформанс». И «Устуу-Хурээ», и театр «Круг два» – это послание нам с тобой, поколению двадцатилетних. Люди рано или поздно уходят от нас, и нужно быть готовым продолжить их дело. Нельзя оставаться в стороне и наблюдать из-за кустов. Надо действовать. Надо взрослеть.
Фото Елены Деникаевой, Виктории Лачугиной и из личного архива Татьяны Коноваловой. Интервью Виктории Лачугиной с Татьяной Коноваловой «Надо действовать, надо взрослеть» войдёт пятидесятым номером в шестой том книги «Люди Центра Азии»

Год начался продуктивно - Министерство культуры18 января в Новокузнецком художественном музее открылась выставка «Искусство Республики Тыва», составленная из живописных, скульптурных, камнерезных произведений тувинских мастеров кисти и резца.
24.02.2018 Министерство культуры
Прими участие в конкурсе на лучшую авторскую песню - Министерство культурыС 1986 года «Гринландия» объединяет романтиков из самых дальних уголков России.
22.02.2018 Министерство культуры
Чтобы помнили... Чтобы гордились - Министерство культурыПричина того, что мы все сейчас живем, только одна – наши предки на протяжении многих веков брали в руки оружие, чтобы защитить свою землю и свои семьи.
22.02.2018 Министерство культуры
В Кызыле пройдет «Офицерский бал-2018» - ИА Тува-ОнлайнРеспубликанский конкурс по бальным танцам проводится среди коллективов правоохранительных органов, силовых структур и судебных органов Республики Тыва 22 февраля в Национальном музыкально-драматическом театре им.
22.02.2018 ИА Тува-Онлайн
Код сохранения - Тувинская правдаВ ТУВЕ ДАН СТАРТ ПРОЕКТУ «БИБЛИОГИД» Разработан проект по включению библиотечных учреждений республики в туристическую индустрию.
22.02.2018 Тувинская правда
Мостик единения - Тувинская правдаС давних времен женщины Тувы были искусными рукодельницами. Их много и в Бай-Тайгинском районе.
22.02.2018 Тувинская правда
Фестиваль оленеводов и охотников Тувы - Министерство культуры2 марта 2018 года в местечке "Первая поляна" села Тоора-Хем Тоджинского района пройдет "ДЕНЬ ОЛЕНЕВОДОВ"   Оленеводство для тоджинцев — это не только экономическая основа существования, но традиционный,
21.02.2018 Министерство культуры
О проведении заочного конкурса «Я люблю тебя, моя Россия!» - Министерство культурыПоложение о проведении заочного конкурса «Я люблю тебя, моя Россия!
21.02.2018 Министерство культуры
Тува прощается с Ооржаком Кара-Катом Очур-ооловичем - Министерство культурыСегодня проводили в последний путь славного сына Тувы, человека разносторонне одаренного, пытливого, уважаемого.
21.02.2018 Министерство культуры
В поддержку ветеранов культуры и искусства - Министерство культурыСегодня в созданном в июне 2017 года Совете ветеранов культуры и искусства 335 человек, из них 223 проживают в кожуунах, еще 102 ветерана из республиканских организаций.
21.02.2018 Министерство культуры
Не пропустите фильм о тувинских добровольцах - Министерство культуры  21 февраля, в среду, в 20.45 смотрите на российском канале "Звезда" фильм о тувинских добровольцах, принимавших участие в Великой Отечественной войне.
20.02.2018 Министерство культуры
Национальный театр Тувы: О любви живой и трепетной - ИА Тува-ОнлайнЛюбовь живёт три года? Настоящая любовь живёт долгие годы, согревая своим теплом, вдохновляя на новые свершения.
20.02.2018 ИА Тува-Онлайн
XVI республиканский фестиваль детско-юношеского творчества «Салют Победы» среди хоровых коллективов, посвященный 73-летию Победы  Великой Отечественной войне 1941-1945 годовпод девизом «Спасибо деду за победу!» - Министерство образования и наукиМинистерство образования и науки Республики Тыва 22 марта 2018 г. в Тувинской государственной филармонии им.
20.02.2018 Министерство образования и науки
Дни науки. Итоги - Плюс ИнформДля университета прошедший год был результативным по научным достижениям.
20.02.2018 Плюс Информ
О любви живой и трепетной - Министерство культуры1935 год. В Туве радикальные перемены. Происходит сближение двух государств – советского и тувинского.
19.02.2018 Министерство культуры
Археология как наука: какая она? - Тувинская правда8 февраля в России ежегодно празднуют День российской науки. Дата празднования выбрана не случайно: 8 февраля 1724 года по указу Петра I была создана Академия наук.
15.02.2018 Тувинская правда
Традиции и современность - Тувинская правдаВ фойе Дома народного творчества прошла предпраздничная выставка-продажа верхней и легкой одежды, аксессуаров и украшений, головных уборов и вечерних нарядов,
15.02.2018 Тувинская правда
Работники культуры Тувы отмечены государственными наградами - Министерство культурыСегодня, в рамках празднования Шагаа в Правительстве Тувы прошло вручение государственных наград отличившимся работникам всех отраслей республики.
14.02.2018 Министерство культуры
Как будет работать общественный транспорт Кызыла в дни празднования Шагаа - Министерство культурыРабота общественного транспорта в дни празднования «Шагаа» будет организована силами индивидуальных предпринимателей и МУП «Кызылгортранс».
14.02.2018 Министерство культуры
Как отдохнуть в Туве в дни Шагаа? - Министерство культурыТува даже зимой предлагает разнообразные виды отдыха как в столице – городе Кызыле, так и в районах.
14.02.2018 Министерство культуры
Тува простилась с Алексеем Дагааевичем Донгаком - Министерство культурыПрощание проходит на родине ветерана – в селе Хандагайты Овюрского района.
14.02.2018 Министерство культуры
В минувшие сутки в рамках уголовного дела, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного  п. «а» ч. 3 ст.158 УК РФ "Кража, совершенная с незаконным проникновением в жилище",
24.02.2018 МВД Республики Тыва
Корыстно-насильственные преступления в связи с их большой общественной опасностью определяют общий облик всей преступности.
22.02.2018 МВД Республики Тыва
Подозреваемым в краже дорогостоящего телефона, принадлежащего  малолетней внучке заявительницы оказался несовершеннолетний житель г. Ак-Довурака.
22.02.2018 МВД Республики Тыва
Криминал за неделю - Плюс Информ
Криминал за неделю
Урок для бухгалтера В Туве суд удовлетворил исковое заявление прокурора о взыскании суммы ущерба, причиненного бывшим главным бухгалтером школы.
Плюс Информ
Криминал за неделю - Плюс Информ
Криминал за неделю
Отобрал телефон у подростка В полицию поселка Каа-Хем 13 декабря 2017 года обратилась 32-летняя жительница села Сукпак.
Плюс Информ
Изъят гашиш - Тувинская правда
Изъят гашиш
На стационарном посту «Шивилиг» 27 января инспекторами ДПС ОГИБДД пункта полиции № 7 Межмуниципального отдела МВД России «Кызылский» для проверки была остановлена автомашина марки «Мерседес-Бенц»,
Тувинская правда
Год начался продуктивно - Министерство культуры18 января в Новокузнецком художественном музее открылась выставка «Искусство Республики Тыва», составленная из живописных, скульптурных, камнерезных произведений тувинских мастеров кисти и резца.
24.02.2018 Министерство культуры
«Мы тогда выстояли. Мы всегда сможем выстоять» - Плюс ИнформПричина того, что мы все сейчас живем, только одна – наши предки на протяжении многих веков брали в руки оружие, чтобы защитить свою землю и свои семьи.
22.02.2018 Плюс Информ
Мостик единения - Тувинская правдаС давних времен женщины Тувы были искусными рукодельницами. Их много и в Бай-Тайгинском районе.
22.02.2018 Тувинская правда
Код сохранения - Тувинская правда
Код сохранения
В ТУВЕ ДАН СТАРТ ПРОЕКТУ «БИБЛИОГИД» Разработан проект по включению библиотечных учреждений республики в туристическую индустрию.
Тувинская правда
Дни науки. Итоги - Плюс Информ
Дни науки. Итоги
Для университета прошедший год был результативным по научным достижениям.
Плюс Информ
Не знает отдыха художник - Тувинская правда
Не знает отдыха художник
Год только начался, но в жизни Союза художников республики и Национального музея РТ уже произошло немало интересных и значимых событий.
Тувинская правда
Ледовая дружина в поддержку олимпийцев - Плюс ИнформДля спортсменов спорт — это жизнь. Несмотря на то, что Международный олимпийский комитет вставлял российским олимпийцам палки в колеса, они все же поехали представлять нашу страну в южнокорейский Пхенчхан.
24.02.2018 Плюс Информ
Девушки! На ринг! - Плюс ИнформВ селе Бай-Тал Бай-Тайгинского района прошел межмуниципальный турнир по боксу, посвященный предстоящему Дню Защитника Отечества.
23.02.2018 Плюс Информ
Герои нашего времени - Плюс ИнформЭтот снимок сделан на одном из спортивных турниров в Красноярске. Наш известный каратист Чингиз Алиев, сопровождавший тувинских спортсменов на соревнования, действительно,
23.02.2018 Плюс Информ
Движение вверх - Тувинская правда
Движение вверх
Одним из главных спортивных событий конца прошлого и начала нынешнего года стал выход кинокартины фильма «Движение вверх», посвященного баскетболу.
Тувинская правда
Студенческая лига стартовала - Плюс Информ
Студенческая лига стартовала
В канун Шагаа в Кызыле стартовала спартакиада «Студенческая лига - 2018» по баскетболу.
Плюс Информ
На призы ветеранов - Тувинская правда
На призы ветеранов
В Туве прошел турнир на призы «Союза ветеранов Афганистана».
Тувинская правда
4131_9673026.jpg - ТувГУВ честь Дня защитника Отечества в Кызыле состоялась торжественная церемония возложения венков Мемориалу памяти павших воинов.Память тех, кто отдал жизнь служению Родине, почтили ветераны, представители органов власти,
23.02.2018 ТувГУ
В Кызыле прошел торжественный митинг, посвященный Дню защитника Отечества - Верховный Хурал (парламент) Республики ТываСегодня на площади Победы состоялся торжественный митинг, посвященный Дню защитника Отечества.
23.02.2018 Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва
Праздник сильных и мужественных людей - Тувинская правдаДорогие земляки! Уважаемые ветераны Вооруженных сил и военнослужащие! От всей души поздравляю вас с большим государственным праздником — Днем защитника Отечества!
22.02.2018 Тувинская правда
Виват, кадет! - Тувинская правдаВчера в Национальном театре прошёл третий республиканский кадетский бал, посвященный Дню защитника Отечества.
22.02.2018 Тувинская правда
МЕДИЦИНСКАЯ СТАТИСТИКА О КУРЕНИИ: - РЦМП1. 9 из 10 курильщиков страдают различными сердечными заболеваниями, которые становятся причиной инфаркта миокарда.
22.02.2018 РЦМП