«Т» – это театр. А еще и Тува, и Татарстан

«Т» – это театр. А еще и Тува, и Татарстан
«Т» – это театр. А еще и Тува, и Татарстан
«Т» – это театр. А еще и Тува, и Татарстан
Фото: plusinform.ru

Приезд татарского театра в Туву, несомненно, большое событие в театральной жизни. Театральные деятели и театроведы Татарстана и Тувы (кажется, что пишу сочинение, в котором все слова начинаются на «т») дадут свою оценку этому событию. А мы просто посмотрим на татар и их театр, найдем сходства и отличия с нашим театром, какие-то интересные черты.

«Тыва-лайт»

Татары, конечно, народ с древней историей, с давними традициями, своеобразный, как и все народы. Как мы считаем и как они (артисты театра) полагают, истоки – историческая родина – Саяно-Алтай. Но вот, в Википедии пишут, что региональные группы татар (поволжские, сибирские и крымские) не имеют общих предков, их формирование происходило независимо друг от друга. Существует очень высокое генетическое разнообразие внутри региональных групп татар, в составе каждой группы есть нескольких генетических пластов. Для поволжских татар характерно преобладание в генофонде компонента, унаследованного от дотюркского коренного населения Восточной Европы и Приуралья.

Тут уж не знаешь, действительно ли они отсюда, или нет. Но в любом случае являются тюркским этносом.

По сравнению с тувинским языком, их язык на слух кажется мягче, «версия лайт», при том, что много общих слов и понятий. Во время встречи при въезде в Кызыл мы попросили их сосчитать до пяти. Слова практически те же самые. Во время угощения называли блюда – и тут тоже почти то же самое. Наш «боорзак» у них «баурсак», курут (вид творога) – корт, чай произносится почти по-русски, но вот заваривают его (молоко, соль – по-тувински).

В тувинском языке есть три звука, для обозначения которых предназначены специальные буквы. Они произносятся с определенным напряжением голосовых связок. Говорят, что это именно благодаря им, почти каждый человек может исполнять горловое пение. Выслушав их, одна актриса сказала, что у них тоже есть такой звук, и произнесла нечто среднее между «о» и «э» - без напряжения голосовых связок. Такой мягкий вариант.

«Алаверды» с уважением

До визита театра имени Галиаскара Камала наш театр ездил в Татарстан несколько раз на разные фестивали. И вот сейчас они приехали к нам. С одной стороны, это нечто вроде «алаверды» - ответного тоста. С другой стороны, как они сами говорят, обычная гастрольная практика. Но в Туве они первый раз, так что это получается не вполне обычно.

Выбор репертуара для гастролей не случаен. Они привезли один спектакль из классики татарской драматургии - «Банкрот» по пьесе Галиаскара Камала. И один – специально для нас. Как сказал главный режиссер: «Мы знаем, что вы любите легенды, и привезли легенду». А вот тут есть некоторая неточность. Спектакль «Свет моих очей» Туфана Миннуллина – это скорее сказка, музыкальная сказка. Но вот его появление – это, в некотором роде легенда.

Сказка и легенда

Габдулла Тукай в начале прошлого века написал сказку. Это не вполне авторская сказка – просто литературно обработанный фольклор. Лесной черт, леший, которого татары называют «шурале», а в Туве назвали бы «шулбусом», убивает людей щекоткой. Но деревенский парень смог перехитрить злого духа и уехал из леса живым.

Сказка довольно известная и в советские времена не раз издавалась: «Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай. Даже куры в том Кырлае петь умеют… Дивный край!»

Описание шурале жутковатое: «Джин, разбойник или призрак этот скрюченный урод? До чего он безобразен, поневоле страх берет! Нос изогнут наподобье рыболовного крючка, Руки, ноги — точно сучья, устрашат и смельчака! Злобно вспыхивают очи, в черных впадинах горят. Даже днем, не то что ночью, испугает этот взгляд! Он похож на человека, очень тонкий и нагой, Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной. У него же в пол-аршина пальцы на руках кривых, Десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых!»

Вот этими страшными пальцами дух и мог защекотать любого до смерти. Парень с ним справился, и ладно. Почти век эту сказку читали. А сейчас задумались – кто страшнее? Этот ли почти неведомый дух или человек, которого, в общем-то обоснованно, называют самым страшным хищником.

Шурале в постановке очень милые. Никто не пытается никого защекотать до смерти. Они носят белые костюмы, жилетки и шляпы. Выражаются весьма деликатно. А вот люди… Ну, все мы люди, и мы знаем, какие мы.

В ходе пьесы почти все влюбляются друг в друга, но вроде бы браков не намечается, можно не опасаться появления нового вида человека-шулбуса. Так что остается только взаимная симпатия. И понимание людей, что они делают что-то не так. Даже лешие ведут себя лучше и порядочнее, чем они.

Леший, чьи пальцы в свое время защемил в бревне хитрый дровосек, за целый век не озлобился и к людям относится хорошо. Лешие – в новой трактовке – это не злые духи, а духи-хранители леса.

Так что постановка сама по себе – это, конечно, сказка. А вот легендой можно признать само изменение взгляда на природу, на духов-хранителей. Надо полагать, этот взгляд станет традиционным, и появление такого спектакля – уже легенда.

  «Театрообес-печенность»

В Казани много театров. Впору позавидовать.

Во-первых, там есть Казанский академический русский Большой драматический театр имени В.И. Качалова – один из крупнейших театральных коллективов страны. Сегодня он - центр русской театральной культуры в столице многонационального региона. Уже перешагнул двухвековой рубеж.

Во-вторых, Татарский академический театр им. Галиаскара Камала, который и приезжал в Кызыл. Его история очень непростая. В 1906 году в Казани представители прогрессивной молодежи сыграли первый публичный спектакль на татарском языке. В этот день были представлены пьесы «Жалкое дитя» и «Беда из-за любви». Это событие считают днем рождения татарского театра. В 1922 году из трупп «Сайяр», «Нур», «Ширкат» формируют «Первый государственный показательный драматический татарский театр имени Красного Октября». Потом еще ряд реорганизаций, и вот – академический театр.

В-третьих, Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля – один из крупнейших музыкальных театров России, носитель традиций российской, мировой и татарской национальной музыкальной культуры.

Но есть и еще самые разные театры, например, «Татарский государственный театр драмы и комедии им. К. Тинчурина». Он появился по призыву Первого Всесоюзного съезда колхозников-ударников в 1933 году и по личной инициативе К. Тинчурина, как филиал Татарского государственного академического театра. Коллектив прошел большой и трудный путь становления от колхозно-совхозного до республиканского передвижного и, наконец, Татарского государственного театра драмы и комедии им. К. Тинчурина.

Очень интересный Молодежный театр на Булаке. Основан в 2010 году. Театр задуман как центр творческих инициатив, как площадка, позволяющая молодым коллективам ставить свои экспериментальные постановки. Первым спектаклем, который увидела Казань 6 января 2010, стала «Зима» по одноименной драме Е. Гришковца. С тех пор в театре сохраняется традиция играть в свой день рождения этот спектакль, так полюбившийся зрителям.

Татарский государственный театр кукол «Экият» был основан в 1934 г. и является одним из ведущих театров кукол Российской Федерации.

Еще есть Казанский государственный театр юного зрителя, Казанский камерный театр «SDVIG» и Семейный интерактивный театр «Изюм». Итого – девять театров.

У нас их – два: музыкально-драматический и театр кукол. Обидно? Не очень. В Казани - 1 231  878 жителей, в Кызыле - 116  015. Значит, Казань больше Кызыла в десять раз. А количество театров больше только в четыре с половиной раза. То есть «на душу населения» у нас не все так плохо. И экспериментальные постановки у нас бывают на малой сцене (театр «Тет-а-тет»). И ТЮЗ есть, хоть и самодеятельный. Но, по большому счету, все-таки обидно. У театра кукол нет своего помещения, и они располагаются на малой сцене, которая принадлежит театру имени Кок-оола. И у ТЮЗа нет своей сцены. Про балет и оперу вообще молчим. Нет не только русского театра, но и русской труппы, чему актеры татарского театра были немало удивлены. Они играют только на татарском языке, но это потому, что у них есть кому ставить спектакли на русском языке.

Зато у нашего театра есть главное – любовь зрителей. А все остальное – придет со временем. Многие татарские театры старше, чем наш город. Так что у Кызыла все еще впереди.

И. Качан


 
По теме
“Дорогие друзья! Поздравляю Вас с Международным днем театра! Театр обогащает нашу жизнь новыми красками, дарит эмоции, заряжает жизненной силой, заставляет трепетать сердца и сопереживать.
В Туве подросток получил электротравму на площадке трансформатора - Сетевое издание В центре Азии О происшествии сообщает прокуратура города Кызыла. 28 марта на территории неогороженного трансформатора по улице  Магистральная города Кызыла подросток получил электротравму.
Сетевое издание В центре Азии
В Республике Тыва устанавливаются обстоятельства получения несовершеннолетним электротравмы - Следственный комитет Фото СУ СК России по Республике Тыва Вчера в правоохранительные органы города Кызыла Республики Тыва поступило сообщение о доставлении в медицинское учреждение 14-летнего местного жителя с травмами от удара электричес
Следственный комитет
Лекарственная зависимость - РЦМП 📌Злоупотребление лекарствами – одна из форм наркомании, требующая своевременной диагностики и квалифицированного лечения.
РЦМП
Минздрав Тувы и Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека г. Иркутск подписали соглашение о сотрудничестве - Министерство здравоохранения В рамках этого документа предусматривается организация оказания медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детскому населению,
Министерство здравоохранения
“Дорогие друзья! Поздравляю Вас с Международным днем театра! Театр обогащает нашу жизнь новыми красками, дарит эмоции, заряжает жизненной силой, заставляет трепетать сердца и сопереживать.
Министерство культуры