В связи с участившимися обращениями физических и юридических лиц о повышении цен на моторное топливо ФАС России информирует о следующем.
По данным АО «СПбМТСБ» за прошедший 2017 год цена на автомобильные бензины марок Аи-92 выросла на 9,53%, Аи-95 на 7,2% на дизельное топливо летнее на 5,47% и на авиационный керосин на 18,22%.
Вместе с тем за прошедшие три года можно констатировать, что рост цен на нефтепродукты во всех сегментах соответствует уровню инфляции.
Наименование нефтепродукта | Средний показатель изменений цены за 2015-2017 года | ||
В оптовом сегменте | ИПЦ | В розничном сегменте | |
Бензин автомобильный марки АИ-92 | 5.38% |
6,87% | 5,43% |
Бензин автомобильный марки АИ-95 | 4,69% | 5,11% | |
Дизельное топливо | 6,46% | 5,46% |
Источник: по данным АО «СПбМТСБ» и Росстата
За период с 09.01.2018 года по 26.04.2018 год цена на автомобильные бензины в опте выросла на 19,2%, на дизельное топливо летнее на 15,4%, на авиационный керосин понизилась на 6,8%.
В настоящее время цены на автомобильный бензин на внутреннем рынке ниже чем цены экспортного паритета на 16%, на дизельное топливо летнее ниже на 10%, на авиационный керосин на 6,1%.
По мнению ФАС России основными причинами роста цен являются фискальная политика государства, проведение нефтяными компаниями внеплановых ремонтов НПЗ и рост мировых цен на нефть.
Цены на нефтепродукты в крупнооптовом сегменте оказывают существенное влияние на розничные цены.
По данным Росстата рост розничных цен начиная с декабря 2013 года на автомобильный бензин Аи-92 составил 30,69%, Аи-95 – 27,12%, дизельное топливо – 25,74%, при этом индекс потребительских цен вырос на 36,53%.
ФАС России считает необходимым анализировать ценовую ситуацию во всех сегментах рынков нефтепродуктов в динамике за несколько лет. В целом в Российской Федерации наблюдается многолетняя тенденция изменения оптовых и розничных цен на нефтепродукты темпами близкими (временами опережая/отставая) к темпам роста инфляции.
По мнению ФАС России факторами, оказывающими влияние на формирование цен на моторное топливо являются:
• динамика (рост) налоговой нагрузки;
• сезонный спрос на нефтепродукты;
• динамика (рост) мировых цен на нефть и нефтепродукты;
• рост отраслевых издержек;
• профилактика и плановые ремонты российских НПЗ;
• динамика производства нефтепродуктов нефтяными компаниями;
• условия мелкооптовой отгрузки (реализации) нефтепродуктов нефтяными компаниями в адрес независимых хозяйствующих субъектов, а также наличие/недостаток свободных емкостей с целью накопления запасов (создания резервов).
Считаем необходимым отметить, что несмотря на концепцию налоговой реформы, предусматривающую снижение уровня налогообложения экспорта нефти, нефтепродуктов при соразмерном увеличении внутренних налогов при добыче нефти - «налоговый маневр», ставки акциза на моторное топливо были увеличены:
Также Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено увеличение ставок акцизов на моторные топлива в 2019 и 2020 годах:
В целях недопущения негативного развития ситуации на рынке нефтепродуктов
ФАС России предприняты следующие меры:
Кроме того, в целях мониторинга и анализа текущей ситуации на рынках нефтепродуктов в рамках работы Биржевого комитета ФАС России проводит:
- на еженедельной основе совещания с представителями федеральных органов исполнительной власти, крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, инфраструктурных организаций (биржевые площадки), экспертных организаций и независимых участников рынка по текущей ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов;
- на ежемесячной основе совещания по развитию мелкооптовой биржевой торговли нефтепродуктами;
- на ежемесячной основе совещания по текущей ситуации на рынке СУГ.
В результате проводимой ФАС России работы:
- в декабре 2017 года примерно на 70% увеличились среднесуточные биржевые объемы реализации нефтепродуктов.