Шолбан КАРА-ООЛ: Транспортная триада — основа экономики Тувы и всей Сибири

Шолбан КАРА-ООЛ: Транспортная триада — основа экономики Тувы и всей Сибири
Фото: tuvapravda.ru

В свежем номере московского журнала «Дороги и транспорт» опубликовано интервью с Главой РТ, председателем Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Шолбаном Кара-оолом. Не сомневаемся, что оно будет интересно и для нашего читателя.

В день, когда Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал указы о назначениях в новом правительстве страны, Глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол оставил в своем блоге примечательную запись: «Наш Президент требует прорывных решений. Полноформатного выполнения майских указов. Разработку и воплощение в жизнь таких суперпроектов, каким стал Крымский мост. Реализации планов подъема экономики страны, нашей Сибири и соседа — Дальнего Востока. В полный рост встает ускорение процессов разворота России на Восток. Здесь особенно надеюсь на адресную поддержку со стороны нового кабмина мегапроектам нашей «Енисейской Сибири». Задача для Тувы в этом мегапроекте грандиозная — прорубить «окно возможностей» в страны АТР».

В привязке к Туве и всей Сибири, «окно возможностей» — это транспортные коридоры: железнодорожный, автомобильный и авиационный. Для Главы Тувы настоящее и будущее экономического благополучия Сибири, в первую очередь, связано с развитием именно этой «транспортной триады». Своими мыслями на этот счет он любезно поделился с нами.

Шолбан Валерьевич, главным событием недавнего Красноярского экономического форума стало подписание главами регионов-соседей — Красноярского края, Тувы и Хакасии — соглашения «Енисейская Сибирь». Этот проект поддержал Президент России. Какую роль играет в нем транспортная составляющая?

— «Енисейская Сибирь» — это модель пространственного развития, основа для отработки взаимоувязанных направлений и технологий опережающего развития сибирских регионов. В первую очередь, чтобы использовать потенциал и возможности Сибири на экономическом пространстве Евразийского континента. А также с целью расширения торгово-экономических отношений с южными соседями — Монголией и Китаем. Именно через эти страны для регионов Сибири, да и для России в целом, открывается дополнительный выход на весь Азиатско-Тихоокеанский регион с колоссальными возможностями его рынков. На этом направлении видится реальная возможность решения «задачи столетия» — поворота вектора развития нашей страны на Восток. Понятно, что без решения транспортных вопросов осуществить эту историческую миссию не получится.

Возьмем, к примеру, Туву. Нашу республику часто называют «нераскрытой шкатулкой». На карте полезных ископаемых здесь можно найти практически все элементы периодической таблицы Менделеева: золото, серебро, медь, ртуть, молибден, свинец, цинк, кобальт, никель, алюминий, литий, а также другие редкие металлы и полезные ископаемые. Значителен и угольный потенциал республики: более 16 млрд. тонн коксующихся каменных углей марки «Ж», столь необходимых в металлургии. С одной стороны, есть богатейшая минерально-сырьевая база, способная оказать влияние на развитие региона, а с другой — нет соответствующей этому потенциалу транспортной инфраструктуры и логистики. Транспортная изолированность от остальной России, отсутствие транспортных коридоров в соседние страны — вот главный тормоз для дальнейшего экономического развития Тувы, а вместе с ней и других регионов Сибири.

Тува является особенным эколого-природным, культурным и археологическим местом на туристической карте России и мира, настоящей «сибирской жемчужиной». Туристический потенциал республики обширен и уникален. Сегодня регион посещает около 70 тысяч человек в год. По мнению специалистов в сфере туристического бизнеса, к концу следующего десятилетия мы могли бы увеличить количество туристов в десятки раз — до 1–1,5 млн. человек в год — как из России, так и из других стран. Эта цель вполне достижима за счет создания новой транспортной схемы — железной дороги, строительства и прокладки автодорог между регионами Сибири, расширения авиасообщений с городами России, открытия международных авиалиний.

Туву называют «новыми воротами» в Азию. В мае представительная делегация Вашей республики совершила рабочую поездку в Монголию. Обсуждались ли транспортные проекты? Каковы итоги переговоров?

— По итогам переговоров в Улан-Баторе достигнуто полное взаимопонимание по ключевым вопросам российско-монгольского сотрудничества. В первую очередь — по вопросам транспортных коридоров. Монголия проявляет заинтересованность в создании общих транспортных систем и делает в этом направлении немало конкретных шагов. Например, развивает сеть автомобильных дорог, ориентируясь на Россию. Здесь, в частности, идет строительство автотрассы от Улан-Батора до Улаангома, в направлении российского пункта пропуска Хандагайты. Ранее нашими усилиями на этот КПП была переориентирована федеральная трасса «Енисей». Сейчас по обе стороны границы ведутся работы по приданию многостороннего статуса пункту пропуска и приведению дороги к соответствующим стандартам. В ходе нынешнего визита обсуждалась возможность продолжения дороги на китайско-монгольскую границу, что позволит открыть кратчайший автомобильный выход для регионов «Енисейской Сибири» в Китай.

Вы говорите о проектах новых транспортных коридоров. На какой стадии сегодня находится их реализация?

— Основа основ — железная дорога по линии Кызыл — Курагино. Недавно Правительство РФ выпустило распоряжение о заключении концессионного соглашения в отношении строительства объектов инфраструктуры этой линии. На высшем уровне подтверждена серьезность намерений довести до конца строительство железной дороги, которая обеспечит прямой выход на Транссиб. В этом случае станет возможным выход регионов России — не только «Енисейской Сибири», но и в целом Сибири и Дальнего Востока — на азиатские рынки. В свою очередь, тувинская ветка обеспечит Монголию и Китай новым коридором на разветвленную сеть российских железных дорог. Работы начнутся уже в конце 2018 года, дорогу планируют ввести в эксплуатацию в 2023 году.

— А как к этому проекту относится наш большой сосед Китай?

— Два года назад в Пекине состоялись трехсторонние консультации по вопросу реализации программы создания экономического коридора Россия — Монголия — Китай. Российская и монгольская стороны предложили проект северного железнодорожного коридора, идущего от Курагино, через Туву и Монголию, в китайские Пекин и Тяньцзинь. В августе 2017 года, во время обсуждения перечня проектов на трехсторонних консультациях в Москве, прозвучало, что Азиатский банк развития готов инвестировать в проект около 3 млрд. долларов. Присоединение к транспортным сетям Монголии и Китая превращает эту дорогу в самый короткий путь, ведущий из западной и центральной России к рынкам АТР. Транспортное плечо до ключевых центров деловой активности с разных сторон сокращается на тысячи километров.

Взаимный интерес представляет завершение и еще одного транспортного коридора. В столице Тувы после капитальной реконструкции заработал новый аэропортовый комплекс. За счет модернизации взлетно-посадочной полосы мы готовы принимать воздушные суда любых типов. Сейчас в тесной связке с Минтрансом РФ продвигаем вопрос включения аэропорта в перечень международных, а также открытия многостороннего пункта пропуска. После этого Тува сможет расширить географию полетов в Монголию (Улан-Батор, Улаангом) и Китай (Пекин, Урумчи). Модернизация аэропорта открывает для нас новые возможности и по развитию внутренних авиаперевозок на таких направлениях, как Москва, Новосибирск, Иркутск, Красноярск, Горно-Алтайск, Барнаул и Абакан.

Еще одна составляющая транспортной триады — автомобильный коридор Красноярск — Абакан — Кызыл. Через КПП «Хандагайты-Боршоо» он ведет в монгольские города Улаангом и Ховд, и далее — в китайский Урумчи. Для автотранзита из Красноярска, Хакасии и других регионов получается крайне выгодный и перспективный маршрут в Китай — через Туву и Монголию. Это еще один важный проект, представляющий большой интерес для регионов «Енисейской Сибири». Мы серьезно продвинулись в его реализации. Благодаря нашей настойчивости, изменен маршрут федеральной трассы «Енисей» на стратегически более выгодный западный выход к границе с Монголией. Это открывает большие перспективы для экспорта продовольственных и промышленных товаров из регионов «Енисейской Сибири».

— В марте текущего года Вас избрали председателем Совета Межрегиональной Ассоциации «Сибирское Соглашение». Насколько ваши коллеги-губернаторы заинтересованы в «транспортной триаде»?

— Год назад мы инициировали идею «Енисейского Меридиана», ставшего, по сути, прообразом и основой транспортных проектов «Енисейской Сибири». Направление по параллелям в нашей стране развито — достаточно упомянуть один Транссиб. Мы же предлагаем создать новую конфигурацию стратегических транспортных потоков, дополнив их в меридиональном направлении. Сибирь связывает между собой транспортную и логистическую инфраструктуру европейской, центральной и восточной части России, которая имеет выходы, как на Европу, так и на АТР. В западной и центральной части Сибири ключевые транспортные узлы — это Новосибирск и Красноярск, в восточной — Иркутск с выходом через Забайкалье и Дальний Восток на восточную часть АТР. Убежден, что потенциал и возможности этой транспортной системы могут быть существенно расширены за счет Тувы, которая замкнет транспортный треугольник с юга, в меридиональном направлении, с еще одним — кратчайшим — выходом на Монголию и Китай. Кстати, заинтересованность в подобных транспортных моделях может быть и у таких северных регионов России, как Тюменская область, богатых нефтью и газом, но также испытывающих дефицит транспортных коридоров к центральной оси «материка». Наши проекты могут стать для коллег по МАСС как драйвером развития, так и интересным опытом, примером развития транспортных схем в меридиональном направлении.Что же касается заинтересованности ближайших соседей, то она очевидна — знаю об этом из первых уст, от самих губернаторов. За счет расширения и связывания межрегиональных дорог мы усилим транспортные, экономические, социальные и историко-культурные связи Красноярского края, Кемеровской и Новосибирской областей, Алтайского края, республик Тува, Алтай и Хакасия. Откроем, наконец, новые возможности для сотрудничества и реализации перспективных инвестиционных проектов со всеми регионами Сибири и в целом Российской Федерации.

Журнал «Дороги и транспорт», № 5–6 (57), 2018

Ещё новости о событии:

Шолбан КАРА-ООЛ: Транспортная триада — основа экономики Тувы и всей Сибири - Тувинская правда
В свежем номере московского журнала «Дороги и транспорт» опубликовано интервью с Главой РТ, председателем Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Шолбаном Кара-оолом.
10:01 05.07.2018 Тувинская правда - Кызыл
В день, когда Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал указы о назначениях в новом правительстве страны, Глава Республики Тыва Шолбан Кара­оол оставил в своем блоге примечательную запись:
12:50 03.07.2018 Правительство Республики Тыва - Кызыл
 
По теме
Президент России Владимир Путин в Послании Федеральному собранию предложил продлить еще на 6 лет Индивидуальные программы социально-экономического развития регионам, которые их реализуют в настоящее время.
Встреча Главы Республики Тыва с министром энергетики Российской Федерации прошла в Москве, где Владислав Ховалыг сейчас находится в рабочей командировке.
Отделение СФР по Республике Тыва устанавливает ежемесячную компенсационную выплату неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за гражданами с инвалидностью I группы или пенсионерами,
Глава Республики Тыва Владислав Ховалыг и генеральный директор ПАО «Россети» Андрей Рюмин посетили подстанцию 220 кВ «Кызылская», обеспечивающую электроснабжение республиканской столицы, на которой сейчас ведется реконструкция.
Во время рабочей встречи заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров и Глава Тувы Владислав Ховалыг обсудили реализацию Комплексного
Коллегия указала на случаи, когда можно уменьшить размер безучетного потребления электроэнергии, защитила залогодателя от взыскания при ликвидации должника, разъяснила нюансы принятия отказа акционера от иска.
Право на ипотечные каникулы - Министерство финансов Ипотечные каникулы позволяют заемщику приостановить платежи по кредиту или займу либо снизить их размер на период до шести месяцев Ипотечными каникулами могут воспользоваться граждане,
Министерство финансов
В Республике Тыва устанавливаются обстоятельства получения несовершеннолетним электротравмы - Следственный комитет Фото СУ СК России по Республике Тыва Вчера в правоохранительные органы города Кызыла Республики Тыва поступило сообщение о доставлении в медицинское учреждение 14-летнего местного жителя с травмами от удара электричес
Следственный комитет
В Кызыле несовершеннолетняя девушка предстанет перед судом за причинение тяжкого вреда здоровью сверстника - Следственный комитет Следователем следственного отдела по городу Кызылу Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва завершено расследование уголовного дела по обвинению 16-летней жительницы города Кызыла в совершении преступления,
Следственный комитет
Лекарственная зависимость - РЦМП 📌Злоупотребление лекарствами – одна из форм наркомании, требующая своевременной диагностики и квалифицированного лечения.
РЦМП
Минздрав Тувы и Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека г. Иркутск подписали соглашение о сотрудничестве - Министерство здравоохранения В рамках этого документа предусматривается организация оказания медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детскому населению,
Министерство здравоохранения
“Дорогие друзья! Поздравляю Вас с Международным днем театра! Театр обогащает нашу жизнь новыми красками, дарит эмоции, заряжает жизненной силой, заставляет трепетать сердца и сопереживать.
Министерство культуры