Тува поднялась с 80 на 43 место в рейтинге эффективности государственных и муниципальных закупок, который с 2015 года составляет Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Республика в 2016 году показала рост по всем пяти критериям оценки.
Так, по конкурентности закупок её позиции улучшились в рейтинге на 39 пунктов – с 76 места в 2015 году до 37-го в 2016. По доле сэкономленных на торгах средств бюджета в расчете на одну закупку Тува заняла 29 место, а была на 46-м. Настоящий рывок произошел в категории эффективности планирования, где учитывается исполняемость контрактов и величина падения цены по сравнению с начальной стоимостью. В этой номинации регион с 66 места выбился на 17 среди 85 субъектов РФ.
В то же время Тува существенно выправила ситуацию по критериям, оценивающим различные риски. К примеру, значительно сократилось количество закупок, обжалованных участниками торгов. Если в 2015 году республика занимала по разделу конфликтности сделок 63 место, то сейчас вышла на 56-е.
Единственный показатель, по которому в 2016 году эксперты Аналитического центра отметили ухудшение позиций Тувы, - это закупки с подозрением на нарушения процедур торгов. Он определяется по статистике жалоб от их участников, рассмотренных антимонопольной службой России. По числу «подозрительных» сделок Тува год назад была на 54 месте, а в 2016 году сдала 11 позиций, опустившись на 65 место.
Напомним, что рейтинг эффективности региональных госзакупок был разработан Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации и компанией «Закупки360» и впервые представлен в 2016 году. Он призван обеспечить независимую оценку качества и эффективности организации и осуществления закупочных процессов государственными заказчиками регионального и муниципального уровней. Оценка регионов производится по 5 основным критериям: конкурентность, экономность, эффективность планирования, конфликтностьи подозрительность закупок.
Таким образом, рейтинг, прежде всего, является инструментом анализа, который позволяет не просто выявить факты «плохих» закупок, но отследить и проанализировать закупочные процессы. Его результаты, считают авторы, помогают регионам самостоятельно определить факторы отставания и предпринять действия для улучшения ситуации.
Общий рейтинг субъектов РФ по эффективности госзакупокв 2016 году
Место в рейтинге | Субъект РФ - Индекс эффективности | % закупок от общего объема (по стоимости) |
1 | Ярославская область - 65,81 | 0,77 |
2 | Кемеровская область - 59,31 | 1,29 |
3 | Тюменская область - 56,24 | 1,51 |
4 | Санкт-Петербург - 55,92 | 5,28 |
5 | Мурманская область - 55,76 | 0,52 |
6 | Хабаровский край - 55,65 | 1,03 |
7 | Липецкая область - 55,53 | 0,71 |
8 | Ханты-Мансийский АО - 55,24 | 2,17 |
9 | Кировская область - 55,02 | 0,78 |
10 | Пермский край - 54,75 | 1,89 |
11 | Калужская область - 54,01 | 0,62 |
12 | Свердловская область - 53,38 | 2,37 |
13 | Иркутская область - 53,20 | 1,47 |
14 | Новосибирская область - 52,64 | 1,33 |
15 | Саратовская область - 52,50 | 1,29 |
16 | Республика Башкортостан - 52,16 | 1,99 |
17 | Ненецкий автономный округ - 52,09 | 0,27 |
18 | Москва - 50,81 | 16,00 |
19 | Алтайский край - 50,53 | 0,96 |
20 | Владимирская область - 49,95 | 0,63 |
21 | Тамбовская область - 49,83 | 0,53 |
22 | Республика Коми - 49,51 | 0,63 |
23 | Омская область - 49,39 | 0,89 |
24 | Севастополь - 48,93 | 0,21 |
25 | Челябинская область - 48,31 | 1,48 |
26 | Ивановская область - 48,05 | 0,52 |
27 | Ульяновская область - 47,82 | 0,73 |
28 | Воронежская область - 47,69 | 0,98 |
29 | Московская область - 47,63 | 5,43 |
30 | Ростовская область - 47,60 | 2,01 |
31 | Калининградская область - 47,49 | 0,98 |
32 | Самарская область - 47,38 | 1,81 |
33 | Оренбургская область - 47,05 | 0,95 |
34 | Республика Кабардино-Балкария - 46,18 | 0,31 |
35 | Астраханская область - 46,12 | 0,36 |
36 | Томская область - 45,99 | 0,60 |
37 | Ямало-Ненецкий АО - 45,98 | 1,11 |
38 | Рязанская область - 45,91 | 0,57 |
39 | Приморский край - 45,82 | 1,46 |
40 | Чувашская Республика - 44,93 | 0,74 |
41 | Республика Татарстан - 44,83 | 2,50 |
42 | Тверская область - 44,60 | 0,58 |
43 | Республика Тыва - 44,57 | 0,23 |
44 | Удмуртская Республика - 44,40 | 1,11 |
45 | Республика Крым - 44,33 | 0,55 |
46 | Смоленская область - 44,11 | 0,70 |
47 | Орловская область - 43,54 | 0,38 |
48 | Республика Карелия - 42,38 | 0,56 |
49 | Камчатский край - 42,29 | 0,64 |
50 | Архангельская область - 41,94 | 1,02 |
51 | Краснодарский край - 41,14 | 2,33 |
52 | Тульская область - 40,97 | 0,88 |
53 | Ленинградская область - 40,95 | 1,56 |
54 | Республика Марий Эл - 40,90 | 0,30 |
55 | Курская область - 40,17 | 0,37 |
56 | Нижегородская область - 39,18 | 2,03 |
57 | Псковская область - 38,44 | 0,57 |
58 | Пензенская область - 38,35 | 0,48 |
59 | Волгоградская область - 38,01 | 1,16 |
60 | Еврейская автономная область - 37,75 | 0,10 |
61 | Сахалинская область - 37,23 | 1,68 |
62 | Республика Хакасия - 37,04 | 0,49 |
63 | Курганская область - 37,02 | 0,53 |
64 | Республика Адыгея - 36,78 | 0,19 |
65 | Республика Мордовия - 36,74 | 0,72 |
66 | Брянская область - 36,59 | 0,41 |
67 | Красноярский край - 36,54 | 3,20 |
68 | Ставропольский край - 36,51 | 1,30 |
69 | Амурская область - 36,18 | 0,45 |
70 | Забайкальский край - 35,76 | 0,59 |
71 | Костромская область - 33,54 | 0,32 |
72 | Республика Алтай - 33,09 | 0,14 |
73 | Республика Бурятия - 32,72 | 0,47 |
74 | Магаданская область - 32,31 | 0,24 |
75 | Новгородская область - 32,09 | 0,27 |
76 | Вологодская область - 31,74 | 0,69 |
77 | Белгородская область - 31,71 | 0,81 |
78 | Республика Ингушетия - 31,70 | 0,34 |
79 | Республика Саха (Якутия) - 27,67 | 1,68 |
80 | Чеченская Республика - 27,47 | 0,61 |
81 | Чукотский автономный округ - 26,88 | 0,28 |
82 | Республика Дагестан - 22,73 | 0,75 |
83 | Республика Северная Осетия-Алания - 18,95 | 0,28 |
84 | Республика Карачаево-Черкесия - 18,23 | 0,17 |
85 | Республика Калмыкия - 16,87 | - |