В минувший четверг, 13 сентября, в Национальном музее РТ открылась персональная выставка Хеймер-оола Донгака. Именно в этот день, только 50 лет назад, он появился на свет в далеком Тээли Бай-Тай-гинского района. И без преувеличения можно ска-зать: творческая биография сложилась, а жизнь – удалась. Об этом говорили многие собравшиеся, от официальных лиц до простых почитателей таланта юбиляра на торжественной церемонии.
Мы имели возможность увидет
ь своими глазами только часть произведений мастера. Многие из них «разлетелись» по многим странам планеты Земля. И себя Хеймер-оол Байдосович считает, не без основания, человеком мира: где бы ему ни пришлось бывать, везде чувствует себя комфортно. Правда, есть заветное местечко в Монгун-Тайге, родина отца и матери – Тоолайлыг, к нему особое отношение.
Потому что родителей рано не стало, а седьмого в семье малыша поднимали старшие. Отдельная благодарность – брату Ивану Донгаковичу Байдосу, который многое вложил в родную кровинушку. Он по-прежнему живет в Бай-Тайге, уже пенсионер, но занимается исконным делом аратов – выращивает скот. Часть семьи так и осталась на западе республики, а трое оказались в Тодже. Но поздравить брата все-все собрались в столицу. Гордятся его достижениями. Он и дом в Спутнике выстроил, из троих детей старшая Азияна – рукодельница, остальные выбрали современные профессии.
Упорный. Настойчиво шел к цели – стать не просто художником, а монументалистом. В наше-то время, при «ненужности» скульпторов… До сих пор помнит первую фигурку из агальматолита, что вырезал еще в школе. Пригодились и уроки мэтра Дондука Дойбухаа. После учебы в Кызылском училище искусств высшее образование получил в Ленинграде, с отличием окончив знаменитое художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной в 1988 году.
И не сидел в ожидании чуда.
Испытал его не раз: ныне редко какой скульптор может при жизни увидеть свои произведения наяву. А его, самое знаменитое, «прописалось» около музея. Это «Укротитель», 1991-й. Получился из дипломной работы, теперь и кызылчане, и гости города любят на фоне монумента фотографироваться на память. Это ли не наивысшая радость для создателя?..
Напитывался знаниями еще в «Мухинке»: участвовал, еще студентом, в подготовке в 1985-м спектакля «Бахчисарайский фонтан» в знаменитой Мариинке. Это школа на всю жизнь. Участвовал в проекте «Камни мира» в Финляндии в 1996-м. Общался в Элисте с Давидом Кугультиновым в 1997-м. В столице Элисты его белоснежный «Улу» с тех пор прописался. Или фестиваль во Франции в 2000-м, посвященный смене тысячелетий. Впечатлений на будущее – масса! Даже с аборигенами Австралии удалось сфотографироваться на память – получилось весьма символично.
А общение с коллегами – это всегда хорошо, потому и ездил в Вологду и Новосибирск, Москву и Нарьян-Мар, на Байкал и в Иркутск, Красноярск и Новокузнецк: напитываться увиденным, представлять Туву, но оставаться всегда и глубоко национальным художником – хорошо. За всеми выставками – труд, труд и еще раз труд.
Стал лауреатом премии комсомола Тувы в 1989-м. Это проект памятника «Скорбящая мать», что установлен в Монгун-Тайге, дань памяти погибшим в Великой Отечественной войне. Есть вклад юбиляра в работах храма Устуу-Хурээ, фонтане на площади Арата, конях около старого моста через Енисей, памятниках афганцам у школы № 12, русским учителям в Кызыле, в районах. В 1998-м удостоен Серебряной медали Российской Академии художеств.
Конечно, важная ипостась – малая пластика, талантливому уроженцу Бай-Тайги без этого – никак. И на выставке мы видим десятки фигурок, неповторимых, оригинальных, «дышащих» благодаря добрым и золотым рукам автора. Мощные и сказочные, динамичные и легкие – серпентинит и агальматолит преображаются в драконов и кабанчиков, козочек и ирбисов, оленей и верблюдов, коней и сарлыков. Есть и жанровые композиции, и исторические сюжеты. Резчик бережно сохраняет традиции мастеров старшего поколения и привносит в них своё «я». Это ценно и значимо.
И разные оттенки мягкого камня удивительно играют в произведениях Хеймер-оола Донгака. Какой материал многоцветный у юбиляра, как здорово это обыгрывается в композициях. Драконов – множество, а какие они разные, любуешься линиями орнаментовки, готов вместе с героями юбиляра отправиться за грань, в тот сказочный мир, что рождается благодаря творцу.
Достойные учителя оказались на пути у него. Теперь и Хеймер-оол Байдосович любит встречаться с молодыми. Делиться знаниями – это необходимость. Щедр и доступен. Уроки проходят не только в Кызыле, но и в районах.
Скромный человек. Интеллигент, выросший на традициях народа и города на Неве. Немногословный. Но – ярко выражает жизненное и творческое кредо в произведениях. Любуйтесь ими в эти дни в музее. Такое впечатление, что они… святятся, даже черный камень.
Свет и радость приносят людям творения Мастера.
Марина КЕНИН-ЛОПСАН