Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва при осуществлении контрольно-надзорных функций в 2016 году, с разъяснением положений законодательства Российской Федерации, несоблюдение которых повлекло данные нарушения

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва (далее – Управление) во исполнение подпункта 19.5. пункта 19 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 21.03.2017 № 40 «Об объявлении решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации по вопросу «Об итогах деятельности Министерства юстиции Российской Федерации за 2016 год и задачах на 2017 год» подготовлен обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении контрольно – надзорных функций в 2016 году, с разъяснением положений законодательства Российской Федерации, несоблюдение которых повлекло данные нарушения.

В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управление  Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва (далее – Управление) осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

Согласно пункту 26 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 456 (далее – Административный регламент) исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

- участие в мероприятиях некоммерческих организаций;

 - анализ отчетов некоммерческих организаций;

- проведение проверок некоммерческих организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов).

 

 

Участие в мероприятиях

 

При осуществлении деятельности Управления в сфере контроля за деятельностью общественных объединений, религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, специалисты Управления присутствуют на проводимых ими мероприятиях.

Так, в 2016 году служащие Управления посетили 20 мероприятий, организованных некоммерческими организациями, в том числе 14 конференций и 4 митинга региональных отделений политических партий, 1 мероприятие общественного объединения и 1 общий круг казачьего общества.

По итогам посещения мероприятий, факты пропаганды общественными объединениями, иными некоммерческими организациями идей экстремизма и терроризма, распространения материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, Управлением не выявлены. Нарушений действующего законодательства и собственных уставов некоммерческих организаций не выявлено.

 

 

Анализ отчетов некоммерческих организаций

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон «О некоммерческих организациях») некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 названной статьи , обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.

Согласно пункту 3.1. статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие названному пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Управлением в целях реализации полномочий в сфере надзора за деятельностью некоммерческих организаций, в 2016 году проанализированы отчеты и информация о продолжении деятельности, поступившие от 268 некоммерческих организаций, для которых установлена обязанность по представлению отчетов за 2015 год.

Ежегодную информацию о продолжении деятельности в Управление представили 249 организаций, в том числе 84 некоммерческих организации, 3 религиозных организации и 140 общественных объединений, 22 профсоюза.

Из представленных отчетов установлено, что 2 религиозными организациями в 2015 году получено иностранное финансирование и сумма иностранных поступлений по отчетам составляет 152,32 тыс. рублей.

В ходе анализа представленных отчетов и информации о продолжении деятельности, выявлены следующие типичные нарушения, допускаемые некоммерческими организациями.

1. Согласно подпунктам «в», «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, а также фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов , удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

В соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон «Об общественных объединениях»), пунктом 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

В нарушение вышеуказанных положений в 2016 году 12 некоммерческими организациями (4 % из представленных отчетов) не представлены в установленный срок соответствующие документы для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, а именно об изменении сведений об адресе (месте нахождении) юридического лица, о смене лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

К примеру, региональной общественной организацией в Управление представлено уведомление о продолжении деятельности в 2016 году. В результате изучения указанного уведомления Управлением установлено, что постоянно действующий исполнительный орган региональной общественной организации – Президиум, располагается по адресу: 667000, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Заречная, дом б/н.

Однако согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц адресом (местом нахождением) организации является: 667010, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Бай-Хаакская, дом 12.

Согласно подпункту «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

В соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней с момента таких изменений.

Таким образом, региональная общественная организация в нарушение указанного положения Федерального закона «Об общественных объединениях» не представило в установленный срок соответствующие документы для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, а именно об изменении сведений об адресе (месте нахождении) организации.

Также, тувинским республиканским отделением всероссийской общественной организации представлен в Управление отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях расходования или использования и об фактическом расходовании или использовании в форме № ОН0003 (далее – отчет № ОН0003).

В результате изучения представленного отчета № ОН0003 установлено, что лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени тувинского республиканского отделения всероссийской общественной организации, является Монгуш А.А.

Однако согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени указанной организации, является Ондар С.М.

Вместе с тем перечень документов, необходимых для внесения изменений в сведения об общественной организации, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, тувинское республиканское отделение всероссийской общественной организации в Управление не представило, тем самым нарушив указанные требования федерального законодательства.

Таким образом, вышеуказанная организация в нарушение части 2 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» не представило в установленный срок соответствующие документы для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, а именно об изменении сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени организации.

Следовательно, в целях соблюдения законодательства Российской Федерации, некоммерческие организации при изменении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" обязаны в течение трех дней информировать и представлять в Управление соответствующие документы для принятия решения и направления их в регистрирующий орган.

2. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

Частью 2 статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» установлено, что в случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения.

В 2016 году у 14 некоммерческих организаций выявлены нарушения в части использования символики.

К примеру, региональной общественной организацией представлено в Управление уведомление о продолжении деятельности на 2016 г.

В результате изучения представленного уведомления установлено, что в печати региональной общественной организации содержится символика. Вместе с тем, описание указанной символики в действующем уставе региональной общественной организации не содержится, что явилось поводом для вынесения письменного предупреждения.

Таким образом, некоммерческие организации, в случае использования символики (эмблемы, герба, иных геральдических знаков, флагов и гимнов), должны ее описание прописать в учредительных документах.

3. В 2016 году за непредставление отчетов за 2015 год по состоянию на 16.04.2016 в отношении 15 некоммерческих организаций (из них 6 общественных объединений и 9 иных некоммерческих организаций), за исключением 4 профсоюзов, вынесены письменные предупреждения и по результатам которых составлены протоколы об административном правонарушении.

 

Проверки некоммерческих организаций

 

Одной из форм контроля за деятельностью некоммерческих организаций является проведение плановых и внеплановых проверок. Порядок проведения проверок юридических лиц регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Административным регламентом.

В соответствии с Планом проведения плановых проверок некоммерческих организаций на 2016 год, согласованным с Прокуратурой Республики Тыва, запланированы проверки деятельности 45 некоммерческих организаций, в том числе 25 общественных объединений, 6 религиозных организаций и 14 иных некоммерческих организаций. Внеплановые проверки не проводились.

Всего за 2016 год фактически проведена 41 проверка деятельности некоммерческих организаций, в том числе 22 общественных объединений, 6 религиозных организаций и 13 иных некоммерческих организаций.

На основании решения налогового органа об исключении юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» исключены 4 некоммерческих организации.

По результатам проверок некоммерческих организаций, проведенных Управлением в 2016 году установлено, что в деятельности 40 некоммерческих организаций выявлены нарушения законодательства Российской Федерации. За нарушение норм законодательства Российской Федерации, по результатам проверок Управлением вынесено 63 письменных предупреждения, составлены 10 протоколов об административном правонарушении и 1 религиозной организации, в связи с несоблюдением положений собственного устава, направлено информационное письмо. В деятельности 1 некоммерческой организации нарушения не выявлены.

В результате проведенных проверок некоммерческих организаций фактов пропаганды идей экстремизма и терроризма, распространения материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, со стороны некоммерческих организаций не выявлено.

Вместе с тем, в ходе проверок отмечается, что некоммерческими организациями допускаются следующие типичные нарушения.

1. В соответствии с абзацем третьим части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Так, например, с 30 марта по 26 апреля 2016 года проведена плановая документарная проверка в отношении некоммерческой организации – фонда, на предмет соответствия его деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренными учредительными документами и законодательству Российской Федерации

В результате указанной проверки выявлено, что фондом не публиковались отчеты об использовании имущества за 2013-2015 гг.

Таким образом, в 2016 году по результатам проведенных плановых документарных проверок установлено, что данные нарушения допустили 16 общественных объединений и 7 фонда, которые не опубликовали отчеты об использовании имущества (57 %).

 

2. Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено, что требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Вместе с тем, в нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческими организациями не соблюдаются положения собственных уставов относительно периодичности проведения заседаний высших и руководящих органов, срока полномочий данных органов, проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности контрольно-ревизионными органами.

Например, в результате проверки деятельности региональной общественной организации выявлено, что в нарушение положений устава не соблюдается периодичность проведения заседаний общего собрания и правления, а также в нарушение положений устава периодичность избрания заместителя председателя совета, ответственного секретаря президиума совета, региональной общественной организацией не соблюдается.

В 2016 году данное нарушение допустили 32 некоммерческих организации, что составляет 80 % от общего числа проверенных некоммерческих организаций.

3. В нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету, некоммерческими организациями не составляются сметы доходов и расходов.

При проверке автономной некоммерческой организации на предмет соблюдения организацией устава относительно целей и порядка деятельности, а также соответствие деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, за период с 01.03.2013 по 29.02.2016 выявлено, что в нарушение положений статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», сметы доходов и расходов автономной некоммерческой организацией в 2014-2015 гг. не составлялись и не утверждались.

В 2016 году данное нарушение выявлено у 20 некоммерческих организаций, что составляет 50 % от общего числа проверенных некоммерческих организаций.

4. В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 указанного пункта.

В 2016 году в ходе проведения проверок 26 некоммерческими организациями не представлены или представлены не полностью на проверку документы, указанные в уведомлении о проведении проверки, что составляет 65 % от общего числа проверенных некоммерческих организаций.

В связи с непредставлением документов на проверку в 2016 году в отношении 5 руководителей некоммерческих организаций составлены протоколы об административном правонарушении по части 1 статьи 19.4. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Так, Управлением в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»), Планом проведения проверок некоммерческих организаций Управления на 2016 год, а также с распоряжением Управления «О проведении плановой документарной проверки местной религиозной организации» с 13 апреля 2016 года проводилась плановая документарная проверка местной религиозной организации.

Управлением было направлено уведомление о проведении проверки и копия распоряжения Управления на юридический адрес местной религиозной организации, заказным почтовым отправлением. В данном уведомлении о проведении проверки были указаны дата начала проверки – 13.04.2016, место проведения: г. Кызыл, ул. Щетинкина-Кравченко, д. 37А, а также перечень документов, которые необходимо представить к проверке. Также в уведомлении было указано, что в случае непредставления документов 13.04.2016, 14.04.2016 в 14 часов 00 минут проверяющим специалистом Управления будет составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.4. КоАП РФ.

Указанное уведомление было получено 05 апреля 2016 года представителем местной религиозной организации, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении от 05 апреля 2016 года.

Однако, в назначенное время руководитель местной религиозной организации не явился в Управление и не представил необходимые документы местной религиозной организации для проведения проверки, в связи с чем, в отношении руководителя местной религиозной организации составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.4. КоАП РФ.

5. В соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация обязана информировать орган, принявший решение о его государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение трех дней с момента таких изменений, представив соответствующие документы. Перечень документов, необходимых для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения, определен в постановлении Правительства Российской Федерации  от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».

Между тем, в 2016 году 3 некоммерческими организациями нарушены вышеуказанные положения законодательства, что составляет 7 % от общего числа проверенных некоммерческих организаций.

6. При проведении проверок, специалисты Управления также проверяют некоммерческие организации на предмет соответствия действующему законодательству. В 2016 году уставы 19 некоммерческих организаций не соответствовали законодательству Российской Федерации (47 % от общего числа проверенных некоммерческих организаций).

По итогам проведенных проверок некоммерческих организаций в 2016 году установлено, что 1 некоммерческая организация осуществляет свою деятельность без нарушений законодательства Российской Федерации и соблюдает требование собственного устава, тогда как 40 некоммерческих организаций допустили нарушения законодательства или не соблюдали требования собственных уставов.

В целях недопущения некоммерческими организациями нарушений законодательства и собственных уставов, Управлением в 2016 г. проводились семинары с представителями некоммерческих организаций, в ходе которых обсуждались вопросы о внесенных изменениях в федеральное законодательство Российской Федерации, ознакомление с выявленными в ходе проверок и допускаемыми некоммерческими организациями типичных нарушений законодательства, а также на сайте Управления размещалась информация по результатам анализа типичных нарушений, выявленных в ходе проверок некоммерческих организаций.

 

Также специалистами Управления на постоянной основе оказывается консультация представителям некоммерческих организаций, как по телефону, так и на личном приеме.

10 апреля 2017 года
 
По теме
В этом деле конкурсный управляющий, Агентство по страхованию вкладов, оспаривает сделки по предоставлению кредитов и дальнейшее перечисление денег в пользу компании «КЗСК»,
В этом деле конкурсный управляющий, Агентство по страхованию вкладов, оспаривает сделки по предоставлению кредитов и дальнейшее перечисление денег в пользу компании «КЗСК»,
22 марта 2024 года в зале Верховного суда Республики Тыва на годовом совещании судей Республики Тыва состоялось торжественное награждение судей ведомственными наградами.
Сегодня на четвертом внеочередном заседании десятой сессии Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по представлению Главы Республики Тыва Саида Хертековна Сенгии была утверждена в должности Уполномоченного по прав
Конкурс на включение в кадровый резерв для замещения должностей государственной гражданской службы начальника отдела обеспечения судопроизводства, заместителя начальника общего отдела,
                От 13.03.2024 г. в Службу Государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва поступило извещение о начале строительства, реконструкции,
Сегодня в ходе рабочей поездки в Республику Тыва полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев посетил объекты промышленности и социальной сферы г. Кызыла.
Общество с ограниченной ответственностью обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Тыва к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Тыва о признании решения о привлечении к ответственности за совер
         Сегодня на годовом совещании судов общей юрисдикции Тувы были объявлены результаты ежегодных конкурсов «Лучший районный суд Республики Тыва» и «Лучший судебный участок Республики Тыва».
   В Верховном Суде Республики Тыва состоялся семинар на тему: «Формирование исполнительного документа в форме электронного документа и соблюдение требований к формам исполнительных документов», «Электронный документооборот».
  Сегодня  ранним утром, предваряя начало итогового годового совещания, Совет судей Республики Тыва провел свое очередное заседание в кабинете органов судейского сообщества в Верховном Суде Республики Тыва.
  Председатель Верховного Суда Республики Тыва В.К. Ондар и начальник Управления Судебного департамента в Республике Тыва Д.М.
         Сегодня на годовом совещании судов общей юрисдикции Тувы были объявлены результаты ежегодных конкурсов «Лучший районный суд Республики Тыва» и «Лучший судебный участок Республики Тыва».
С I квартала 2024 года , Сведения о поступлении и расходовании средств в печатном и машиночитаемом виде представляются по  новой  форме (в редакции постановления ЦИК России от 28.12.2023 № 145/1132-8).
Итоги 2023 года: награждение лучших Приятным дополнением Итогового совещания судей всегда является оглашение результатов ежегодных конкурсов «Лучший районный суд»,
Судьи Тувы подвели итоги 2023 года Сегодня в Верховном Суде Тувы состоялось расширенное заседание Президиума Верховного Суда Республики Тыва и Управления Судебного департамента в Республике Тыва по итогам работы за 20
Судом продолжается рассмотрение уголовного дела в отношении гражданки, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст.
Эрзинский районный суд
В Республике Тыва устанавливаются обстоятельства получения несовершеннолетним электротравмы - Следственный комитет Фото СУ СК России по Республике Тыва Вчера в правоохранительные органы города Кызыла Республики Тыва поступило сообщение о доставлении в медицинское учреждение 14-летнего местного жителя с травмами от удара электричес
Следственный комитет
В Кызыле несовершеннолетняя девушка предстанет перед судом за причинение тяжкого вреда здоровью сверстника - Следственный комитет Следователем следственного отдела по городу Кызылу Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва завершено расследование уголовного дела по обвинению 16-летней жительницы города Кызыла в совершении преступления,
Следственный комитет
Лекарственная зависимость - РЦМП 📌Злоупотребление лекарствами – одна из форм наркомании, требующая своевременной диагностики и квалифицированного лечения.
РЦМП
Минздрав Тувы и Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека г. Иркутск подписали соглашение о сотрудничестве - Министерство здравоохранения В рамках этого документа предусматривается организация оказания медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детскому населению,
Министерство здравоохранения
“Дорогие друзья! Поздравляю Вас с Международным днем театра! Театр обогащает нашу жизнь новыми красками, дарит эмоции, заряжает жизненной силой, заставляет трепетать сердца и сопереживать.
Министерство культуры