В богатстве и бедности

Фото: plusinform.ru

Тараа – не просто еда. Так же, как и хлеб она несет иной смысл – сакральный, она – источник жизни. Прошлое и будущее, обряды и традиции, религия и воинская доблесть – в центре Азии все прочно основано на тараа.

Мировая история

Параллели такого отношения к злакам есть во всех странах. Или почти во всех. По крайней мере, в Европейских странах, в России, в Китае, в Индии и Японии. Везде есть какая-то сельскохозяйственная культура, которая лежит в основе мировоззренческой традиции народа. В России – хлеб – пшеница и рожь, в Америке – маис – кукуруза, в Китае – рис.

На пленарной части научно-практической конференции «Просо – мировая культура в исторической, этнокультурной, генетико-селекционной перспективе» Каадыр-оол Бичелдей раскрыл понятие священных триад и определил роль проса в триаде.

Триады бывают разные, вероятно, люди всегда их выделяли для обозначения самого важного. Русские солдаты шли в бой за веру, царя и Отечество. Как основные ценности выделяли веру, надежду, любовь. Земля, вера и язык лежат – в основе самоопределения русских. Потом Каадыр-оол Алексеевич стал говорить о ржи и о пшенице, о фольклоре русских, о том, что «матушка-рожь кормит всех сплошь, а пшеница – по выбору». Казалось бы, уже и вовсе далеко ушли от тараа? Оказывается, нет. Тараа для тувинцев – это как рожь для русских – она кормит всех.

И хотя в названии конференции стоит слово «просо», тараа – гораздо более широкое понятие. Опять же по аналогии с русским языком: хлеб – это злак, хлеб – это пища, причем, практически обязательная ее часть. Хлеб – жито – жизнь – вот и еще одна триада. Тараа – это растение, вызревающее на пашне, тараа – это простая и сытная еда, тараа – это то, что объединяло тувинцев веками. В любом мало-мальски сохранившемся кургане находят зерна проса. Мясная пища – жертвоприношения овец, может быть, а может и не быть, а вот тараа будет почти всегда.

Тараа – действительно интернациональное явление. Есть китайские миф «Царь-просо», есть монгольские легенды. Казахи рассказывают о том, что каждый воин многоязычного войска Чингисхана в притороченной к седлу торбе вез зерна. В походе воины ели эти зерна, пережаренные с бараньим жиром, на стоянках быстро варили из них кашу… это была тараа.

Традиции не исчезают

На конференции прозвучали десятки докладов о том, как возделывать просо, какие уже сорта существуют и какие выводят сейчас. Говорили об урожайности и продуктивности. О многом говорили. Докладчик из Оренбурга Антонина Новикова упомянула о сорте «Республика Тыва». А в Туве об этом сорте не знают! Недоразумение выяснилось тут же. Оказывается, на образце проса была табличка, откуда оно доставлено, – Республика Тыва. Так его и стали называть. А в Туве оно давно известно, это один из местных сортов серого проса.

Просо было одним из факторов объединения тувинцев в одну нацию. В Овюре и Монгун-Тайге просо не росло, и те, кто выращивал тараа в центральной и западной Туве, делили урожай на несколько частей – его распределяли по родственникам того рода, который участвовал в возделывании тараа, другую часть оставляли на семена, третью часть – для обмена с жителями тех кожуунов, где просо не могли вырастить. То есть, выращивание тараа помогало сплотиться не только племени, роду, но и всей нации.

В благополучные годы выращивание тараа казалось не таким важным – всегда можно купить и другую еду, вкуснее, экзотичнее. Но в девяностые годы о тараа вспомнили и те, кто никогда не занимался земледелием. Стали искать семена, вспоминать способы возделывания. И городские жители вспомнили, что тараа не только сытная еда, но и лакомство – была бы основа, из нее можно делать и сладости.

Мастер-класс и аттракцион

После научной теоретической части настало время практической. Участники конференции поехали в Чаа-Холь, где смогли увидеть и традиционное земледелие, и традиционную обработку зерна.

И столько в этом было увлекательного, что, казалось, проводят не мастер-классы, а аттракционы: «собери зерна» (все приехавшие с азартом собирали метелки проса), «помешай зерна» (когда зерна прокаливали в чане, была очередь желающих помешать их), «растолки зерна» (опять же очередь потолочь зерна в ступе).

Жители сумона Кызыл-Даг (село Булун-Терек) и артисты Центра развития тувинской культуры приготовили театрализованное представление – легенду о возникновении проса. Но зрителями представления были в основном жители села, дети. Потому что участников конференции нельзя было оторвать от другого захватывающего представления – как растение становится вкусной едой.

А это был действительно своего рода спектакль. В широком смысле – спектакль жизни. Из народной песни о Хемчике:

«Пока стоит моя тайга – я уверен в себе,

Пока есть просо у меня – я сыт.

Пока течет Хемчик-река – я горд,

Пока есть просяная мука – я сыт.

Э, Хемчик мой!»

(Из книги Зои Кыргыс «Тувинские народные песни и обрядовая поэзия»)

Ну, а в смысле изготовления тараа – это тоже древний спектакль жизни: колоски собирают, потом – миниатюрный ток – обмолачивают. Складывают в мешок и бьют его большими палками. Зерно просевают, погружают в кипящую воду на некоторое время. Это время может определить только мастер – по вкусу зерна. Новичкам этот прием ничего не скажет. Немного проваренное зерно потом прокаливают на огне – тоже только мастер сможет определить, как и сколько времени калить: под котлом костер, это не плита, которую можно настроить на определенную температуру.

Только что прокаленное зерно похоже на жареные семечки, а те зерна, которые перекалились и лопнули, – почти как попкорн! Из тары можно делать и «воздушную кукурузу», то есть «воздушную тараа».

Но сейчас ее не стали делать, потому что речь идет о традициях. И зерно стали толочь в ступе, уже начисто освобождая от оболочки.

А в юрте уже накрыт стол – десятки блюд из тараа. В том числе и не вполне традиционные. Например – разноцветные сладкие шарики «чупа-чупсы». Тараа можно класть в чай или молоко. Или, наоборот, замешивать его с маслом, жиром, сливками. Каждый раз будет новый вкус, новые полезные свойства.

Тараа на площади

Если говорить о посевной площади, то только в Кызыл-Дагском сумоне засевают сто гектаров тараа.

Но сейчас речь о другой площади – перед музеем, где прошел Фестиваль тараа. Не все справились с тем, чтобы сделать хороший продукт. Запах явно подсказывал, что здесь не те мастера, как в Кызыл-Даге, – зерно подгорело.

Но жюри определило качество зерна и выделило победителей. «Лучший мастер-класс по приготовлению чинге-тараа»: лауреат третей степени - Ольга Сат (Кызыл), лауреат второй степени – Раиса Часкалбаар (сумон Чааты Улуг-Хемского кожууна), лауреат первой степени – семья Болат-оол (сумон Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна)

Ламба Азиата Каадыр-ооловна из сумона Кызыл-Даг Чаа-Хольского кожууна получила грамоту от Министерства сельского хозяйства.

На площади была организована продажа тараа и блюд из нее, а кроме этого торговали еще и сувенирами. Здесь были концерты, здесь же – торжественная часть. Все красиво, нарядно и радостно.

Но, право же, изготовление тараа в сумерках, в поле, где кроме посевов только две юрты, коновязь и несколько костров, – зрелище куда более захватывающее. И тараа в гостеприимной юрте ночью гораздо вкуснее.

Кстати, как считает Ульяна Бичелдей, давно пора пересмотреть определение тувинских племен как только животноводческих. Правильнее будет назвать земледельческо-животноводческие.

Ну, а если копнуть еще глубже и охватить еще большую площадь во времени и пространстве… То мы вспомним, что детская игра «А мы просо сеяли-сеяли» несет большой сакральный смысл – это отголоски обрядов плодородия. Многие тенгрианские обряды в Туве – освящение родников и арыков, весенние праздники, встречи рода были прочно связаны с возделыванием тараа. Они были направлены и на продолжение рода, его традиций. Как и обрядовая игра «А мы просо сеяли».

Ну вот, как-то и получилось, что тараа-просо объединяет не только тувинцев, но и два народа – тувинцев и русских. А, впрочем, и многие другие народы – китайцев, казахов, монголов, бурят и других, чья история неразрывно связана с возделыванием проса-тараа. Оно всегда было рядом с ними – в богатстве и бедности.

И. Качан


 
По теме
Просо — мировая культура - Тувинская правда В торжественной обстановке, в окружении уважаемых почетных гостей и посетителей музея открылся первый международный этнокультурологический форум «Традиционное возделывание проса и его употребление:
15.09.2017
Председатель Верховного Хурала Кан-оол Даваа направил приветствие участникам международного форума «Тараа» - Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва Сегодня, 14 сентября, в Национальном музее Республики Тыва открылся Международный этнокультурологический форум «Тараа.
14.09.2017
Международный этнокультурологический форум «Традиционное возделывание проса и его употребление: проблемы сохранения и особенности современной трансформации и адаптации» - Новые исследования Тувы По инф. НМ РТ С 14 по 16 сентября 2017 года в г. Кызыле в Национальном музее им.
13.09.2017
 
В Туве проведена акция "Не жги сухую траву" и "Антипал" - ИА Тува-Онлайн 18 мая 2018 года в г. Кызыле сотрудниками Госкомлеса РТ совместно с работниками ГКУ РТ «Кызылское лесничество» и активистами Молодежного движения «Добрые Сердца Тувы» была проведена акция «Не жги сухую траву» и «Антипал».
24.05.2018
 
Наш главный интерес - Тувинская правда В Туве отметили победителей конкурса детских рисунков «Лес — наш главный интерес».
24.05.2018
Гражданин Российской Федерации Айдыс Балган осужден Эрзинским районным судом за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации в Монголию и кражу из сопредельного государства лошадей,
24.05.2018 Прокуратура Республики Тыва
Кызылский городской суд Республики Тыва признал Аян-оола Уртуная виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст.
24.05.2018 Прокуратура Республики Тыва
Птицеловы–браконьеры Первого мая в ходе оперативно-разыскных мероприятий, проведенных оперуполномоченными Управления уголовного розыска МВД по Республике Тыва, выявлен факт незаконного сбыта тушки птицы алтайский улар,
23.05.2018 Плюс Информ
Двум детям из Тувы, направлявшимся в двух разных группах на отдых, пришлось задержаться в аэропорту Абакана из-за отсутствия паспортов.
22.05.2018 Тувинская правда
На шахте «Межегейуголь», которая находится в сорока километрах от Кызыла, 30 апреля на глубине 140 метров произошло обрушение горной породы.
14.05.2018 Плюс Информ
Место, где понимают друг друга - Тувинская правда В самом центре столицы Тувы, на главной площади Кызыла, возвышается здание Национального театра имени Виктора Шогжаповича Кок-оола, актёра и драматурга, заслуженного артиста РСФСР.
24.05.2018 Тувинская правда
Гостям подарили уникальную книгу - Министерство культуры В рамках празднования пятилетия Тувинского государственного театра кукол в малом театре «Тет-а-тет», переоборудованном из художественных мастерских Национального театра,
24.05.2018 Министерство культуры
Как и все дети, она не хочет взрослеть. И даже не представляет, кем станет, «когда вырастет».
19.05.2018 Тувинская правда
В рамках празднования пятилетия Тувинского государственного театра кукол в малом театре «Тет-а-тет», переоборудованном из художественных мастерских Национального театра,
19.05.2018 Тувинская правда
Итоги турнира «Центр Азии» - Тувинская правда В Кызыле в СК имени И. С. Ярыгина с 15 по 17 мая проходил юбилейный Всероссийский турнир по вольной борьбе среди сильнейших борцов.
24.05.2018 Тувинская правда
Зарядка со стражем порядка - Тувинская правда 19 мая в рамках общероссийской акции «Зарядка со стражем порядка» сотрудники МВД по Республике Тыва организовали и провели для детей и молодежи зарядку.
24.05.2018 Тувинская правда
Аржаан Чылбак — чемпион Европы - Тувинская правда Российская сборная по самбо сохранила звание сильнейшей на континенте, выиграв общекомандный зачет чемпионата Европы в Афинах.
24.05.2018 Тувинская правда
Шахматному клубу «Гроссмейстер» ТувГУ присвоено имя Матпа Сумбуевича Хомушку.
19.05.2018 Тувинская правда
В спортивном комплексе имени И. Ярыгина в Кызыле с 11 по 13 мая проходил чемпионат Сибирского федерального округа по вольной борьбе.
17.05.2018 Тувинская правда
За рабочие сутки 23 мая сотрудниками ГИБДД на территории республики от управления транспортными средствами отстранены 14 водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения.
24.05.2018 МВД Республики Тыва
Тоджинским районным судом Республики Тыва удовлетворен иск прокурора района в интересах неопределенного круга лиц к Главе и к администрации Тоджинского района о понуждении их к устранению нарушений Федерального закона от
24.05.2018 Прокуратура Республики Тыва
За прошедшие сутки в республике зарегистрировано 119 заявлений и сообщений граждан о происшествиях, 8 из них – о преступлениях.
24.05.2018 МВД Республики Тыва
За рабочие сутки 23 мая сотрудниками ГИБДД на территории республики от управления транспортными средствами отстранены 14 водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения.
24.05.2018 МВД Республики Тыва
Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе выявлены нарушения законодательства о государственном контроле, порядке рассмотрения обращений граждан,
24.05.2018 Прокуратура Республики Тыва