Вечная дружба и вечный дозор

Вечная дружба и вечный дозор
Вечная дружба и вечный дозор
Вечная дружба и вечный дозор
Вечная дружба и вечный дозор
Вечная дружба и вечный дозор
Вечная дружба и вечный дозор
Вечная дружба и вечный дозор
Фото: plusinform.ru

Вам кажется, что эти понятия мало сочетаются? Или они даже противоречат друг другу? Ну, это как посмотреть. С одной стороны, персональная выставка Александра Баранмаа «Вечный дозор» вполне случайно открылась в музее в тот же день, что и выставка «Вечная дружба», посвященная 95-летию российско-монгольских отношений. А с другой стороны – «случайности не случайны».

 

«Вечный дозор» как вечная дружба

Начнем с «Вечного дозора». Понятно, что это название скульптуры Александра Баранмаа, которая сейчас стоит у спорткомплекса «Субедей» Она так органично вписалась в городской пейзаж, что неудивительно, если ее вскоре будут называть Субедеем. Но, все-таки, это – «Вечный дозор».

Сохранить культуру

Степные просторы не защитят от чужаков, которых как раз в степи бывает немало. Скульптура – понятно. Но почему выставка так называется? Александр Баранмаа говорит, что слово «дозор» можно понимать по-разному. Быть в дозоре, охранять можно не только государственную границу, но и лес, например. Или культуру. Сохранить культуру – вот чем занимается вечный дозор Александра Насовича.

А культура – это все-таки уже ближе к дружбе. Намного ближе. Тем более. Что в своих работах Александр Баранмаа соединял классическую академическую школу, классическое искусство ХХ века и народные традиции, народную пластику.

Роман с камнем…

Чтобы быть настоящим скульптором, надо почувствовать камень, понять его. Александру посчастливилось сделать это, еще когда он учился в школе. Ученик десятого класса шел через перевал Тес-Хема в Эрзин. И там, на перевале, увидел огромный валун, камень, который по легенде поднимал тес-хемский борец Кудерек. Мальчику тогда показалось, что в этом камне есть жизнь, надо только суметь найти ее. Позже он понял, что жизнь есть не только в легендарных камнях.

На выставке были его первые работы «Козел» из агальматолита (1984) – странное существо с глазами, полными вселенской скорби, и плутовской полуулыбкой, и кокетливо-брыкливая лошадь (1986). Ну да, он нашел в этих камнях жизнь и не просто нашел, а показал характер найденной жизни.

И не только

Со дня освобождения из каменного плена озорной лошадки прошло 30 лет. Гранит, бронза, каслинский чугун, дерево – практически любой материал открывал свою душу мастеру. Или был готов, чтобы в него вдохнули душу.

Самыми эффектными, конечно, можно считать ледяные скульптуры. С умелой подсветкой это «хрустальное» волшебство завораживает. Но основные «базисные» скульптуры, в которые вложено мироощущение автора, конечно, сделаны их камня.

Рисунки и наброски перетекали в скульптуры, и это тоже можно было видеть на выставке. «Человек-птица» с шаманским бубном из рисунка тушью стал фигуркой каслинского литья.

Из тонированного гипса, который выглядит как бронза, создана композиция «Добровольцы».

Триптих «Наадым» - из глины. Три больших медали с «мужскими игрищами» достойны бронзы и другого, более ценного материала.

«Самый красивый художник»

На открытии выставки, конечно, было много людей: коллеги, земляки, родственники, искусствоведы, просто разные люди, которые интересуются искусством. Театр кукол, например, пришел чуть ли не в полном составе. Маленькое помещение, отведенное для экспозиции, конечно, не могло вместить всех желающих. Даже просто посмотреть можно было не сразу. Поэтому посетители выставки заняли два больших коридора музея.

И, конечно, все хотели выступить. Одноклассники сделали фотокомпозицию в подарок юбиляру – выставка была посвящена 50-летию мастера.

Выступающие говорили самые теплые слова, которые можно было бы счесть простой любезностью, если бы не очень характерные детали, раскрывающие суть творчества Александра Баранмаа и его жизнь.

Говорили, что Александра считали очень красивым человеком, пока не увидели его жену, которая была действительно настоящей красавицей. Говорили о том, что он сделал на посту председателя Союза художников Тувы. Сейчас, кстати, этот пост перешел к его «молодому коллеге» Шою Чуруку. Молодость коллеги вызвала сомнение, он не кажется младше Баранмаа. Оказывается, действительно младше… На один год.

Искусствовед Александр Хертек подробно рассказал о творчестве художника, о том, как раскрывался его талант. О многочисленных победах на разных конкурсах, о дипломах лауреата.

Парк скульптур

Гораздо более коротко, но емко выразился «в кулуарах» другой коллега Александра Баранмма - Юрий Минаев: «Ты напиши, что его скульптуры должны украшать город. Посмотри, какие они. Они маленькие, или только эскизы. А надо бы, чтобы они стояли везде. Он ничуть не хуже Даши Намдакова, может, и лучше. И он – наш. В нем вся Тува».

Ну, пишу. Действительно, в городе мало городской скульптуры. И в парке, например, вместо вечной «девушки с веслом» или ее аналогов, вполне могли бы стоять настоящие художественные произведения.

В Донецке есть потрясающая «фишка» - Парк кованых скульптур. Для города металлургов и шахтеров это вполне естественно. В Кызыле, столице Тувы с ее богатейшими камнерезными традициями, вполне мог бы появиться Парк каменных скульптур. Или его еще как-то иначе можно будет назвать.

Вернемся к «Дозору»

На этот раз к «Ночному дозору». Не к роману, не к фильму. А к работе из гранита Александра Баранмаа. Выразительное лицо воина. Александр говорит, что это сам кусок гранита подсказал ему идею и форму.

В общем-то, и не удивительно. Это – тема вечного дозора. Гесер – персонаж романа, глава ночного дозора Москвы, это тот самый Гэсэр из мифологии тибетских и монгольских народов, ниспосланный небом культурный герой - Сын Неба, небесный всадник, бог войны (покровитель воинов) и царь-избранник, очищающий землю от чудовищ.

Это лицо воина вполне могло бы стать и лицом скульптуры, олицетворяющей дозор. В Романе и фильме герой, так скажем, «условно русский», но на красном граните Александра Баранмаа изображен явный азиат. Настоящий Гэсэр. Воин Вечного дозора.

 

+++

«Вечная дружба»

«Вечная дружба» - как название российско-монгольских отношений… Да, это заставит задуматься кого угодно. выставка в Национальном музее посвящена 95-летию российско-монгольских отношений. 95 лет для вечности маловато.

От Калки до Куликова поля и далее

Да. И Калка, и Куликово поле – все это тоже «отношения». Конечно, сейчас можно, спорить – было иго или не было, можно говорить, что монголо-татары принесли на Русь новые способы управления, почту и покончили с феодальной раздробленностью. Но все равно, на дружбу это мало похоже. На вечную – тем более.

В начале ХХ века уже Россия делала странные и неожиданные действия: 3 ноября 1912 года в Урге было подписано монгольско-российское соглашение (в монгольском варианте — договор), обозначавшее признание Монголии отдельной страной. Соглашение и протокол к нему были подписаны напрямую (минуя Китай), устанавливали протекторат России над Внешней Монголией и относили Китай к зарубежным странам.

Однако некоторые положения русского и монгольского вариантов документа имели разный смысл (в монгольском варианте обозначали образование независимого государства), но оба варианта имели равную силу.

А ровно через год, 5 ноября 1913 года Россия признала сюзеренитет Китая над Монголией. Впрочем, монголы не признали его, т.к. считали, что Россия уже признала Монголию независимым государством.

Конечно, и это дружба.

Тувинцы никогда с Монголией не воевали

Да, и тувинско-монгольские отношения можно назвать вечной дружбой. Тувинско-монгольским отношениям уже 90 лет. Тоже юбилей.

Вот из истории Тувы, которая выложена на сайте правительства Тувы: «1207 г. – покорение племен Тувы монгольскими войсками под командованием Джучи – старшего сына Чингисхана. На территорию ее проникает значительное количество монголоязычных и иных племен». Ладно, это было очень давно. Давайте смотреть на дружбу в ХХ веке.

Востоковед, доктор исторических наук Иванна Отрощенко в своей статье «Монголии было тяжело смириться с потерей Тувы» пишет: «Монгольская элита вынуждена была признать ТНР под советским давлением». И далее: «Из рассказа А. Старкова мы узнаем следующее. В 1926 г. на банкете, устроенном монгольским правительством в честь тувинских коллег, в беседе один из членов монгольского кабмина заметил, что тувинцы заняли в районе «Ирзын-Тесь» [Эрзин-Тес. — И. О.] часть территории Монголии. Тувинский премьер К. Дондук парировал, что «монгольское правительство взяло от тувинцев целое племя торхаты» (РГАСПИ. Ф. 495, оп. 153, ед. хр. 28, л. 64). Несмотря на то, что вопрос был поставлен прямо, никто из членов монгольского правительства, присутствующих на банкете, ничего не ответил, обошли молчанием».

Ну ладно, дружба. Или все-таки вечный дозор?

Вернемся к выставке. Самый оригинальный экспонат – сувенир, изображающий монгольского воина в полном боевом облачении – это подарок Правительству РТ и мэрии Кызыла от правительства МНР и мэрии Улан-Батора.

Открытие выставки

Открытие прошло на самом высоком уровне. Здесь были и Глава Тувы Шолбан Кара-оол, и генеральный консул Монголии г-жа Ганцэцэг, губернаторы Увсанурского, Захванского и Кобдоского аймаков. Кстати, консульский округ включает в себя Республику Тыва, Республику Алтай, Республику Хакасия и Алтайский край. И то, что консульство расположено именно в Туве, конечно, вызывает гордость.

Говорили о важных и нужных делах. Об экономическом сотрудничестве, о проекте железной дороги, об изменении статуса пункта Хандагайты-Боршоо.

Но наглядно мы увидели совсем другой аспект дружбы. Не менее важный – деятельность монгольских преподавателей. Преподавателя по классу виолончели Ариунтуяа Бат- Очир и преподавателя по классу скрипки Амарсанаа Данзан.

Их Шолбан Кара-оол наградил почетными званиями «Заслуженный работник культуры Республики Тыва». А их воспитанники прямо в выставочном зале музея сыграли произведения русских, тувинских и монгольских композиторов.

Монгольские юноши и девушки учатся в ТГУ, тувинская молодежь осваивает науки в вузах Улан-Батора. Конечно, все это будет самым надежным условием дружбы. Может быть, вечной.

И мундир барона Унгерна

А на выставку стоит сходить. Даже обязательно надо сходить, чтобы увидеть множество уникальных фотографий и предметов. Здесь есть мундир барона Унгерна, и сопроводительное письмо Щетинкина к нему. Здесь есть фотографии 30-х годов: тувинское консульство в Монголии, и монгольское консульство в Туве.

Здесь есть старые печати, причем печать кооперации в Туве 30-х годов дает четкий отпечаток знака соёмбо, символа монгольского народа.

Минусинский региональный краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова предоставил фотографии археологических памятников Монголии, сделанных Н.М. Ядринцевым во время экспедиции в 1889 году, фото памятников долины Кошо-Цайдам, где находятся надгробия Кюль-Тегина и Бильге-Кагана, фотографии монгольских монастырей и монахов конца XIX в.

Музею, наверное, было обидно…

Культурные мероприятия на таком уровне бывают редко. Только представьте: гостей выставки представлял Глава правительства, ведущий – актер Национального театра Уран-оол Стал-оол, об экспозиции рассказывала, без сомнения, лучший экскурсовод Национального музея Ольга Монгуш. Музыкальное сопровождение – безукоризненно. У входа в музей гостей встречал Духовой оркестр. У входа в выставочный зал – молодые люди в национальных костюмах, с разными вкусняшками из сушеного творога на блюде. Безукоризненно!

Но не дали возможности музею сделать то, что он всегда делает на открытии выставок. Обычно сотрудники музея сами делают подарки «виновникам» торжества. А в этом случае музей получил подарки от монгольских друзей – ковер и большой альбом.

Да, то, что сейчас происходит, говоря словами Рика из бессмертной «Касабланки», может быть «началом прекрасной дружбы». Дружбы, которой нет еще и ста лет. Но которая может стать вечной дружбой. Если не забывать о вечном дозоре.

О вечной дружбе и вечном дозоре выясняла И. Качан


 
По теме
Сегодня на четвертом внеочередном заседании десятой сессии Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по представлению Главы Республики Тыва Саида Хертековна Сенгии была утверждена в должности Уполномоченного по прав
В Туву находившиеся на лечении в ожоговом отделении Краевой государственной клинической больницы переведены в связи с улучшением состояния, которое Минздрав Тувы характеризует как средней степени тяжести.
Социальный фонд расширяет график приёма в клиентских службах. Начиная с марта, офисы фонда, помимо основного обслуживания по будням, будут принимать посетителей в дополнительный день – каждую последнюю субботу месяца.
Социальный фонд России
Заместитель прокурора Республики Тыва утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении двух местных жителей, которые обвиняются в убийстве 17-летнего подростка лица группой лиц (п.
Прокуратура Республики Тыва
В декабре 2022 года в дежурную часть полиции Барун-Хемчикского района обратилась 40-летняя жительница с. Барлык с заявлением о том, что 20 ноября 2022 году неизвестные похитили у нее 6 коров.
ОМВД Республики Тыва
Минздрав Тувы и Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека г. Иркутск подписали соглашение о сотрудничестве - Министерство здравоохранения В рамках этого документа предусматривается организация оказания медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детскому населению,
Министерство здравоохранения
“Дорогие друзья! Поздравляю Вас с Международным днем театра! Театр обогащает нашу жизнь новыми красками, дарит эмоции, заряжает жизненной силой, заставляет трепетать сердца и сопереживать.
Министерство культуры