После двух недель тишины с момента пропажи вертолета Ми-8 тувинских авиалиний, МЧС Тувы 24 октября провело пресс-конференцию. Журналистам рассказали о том, что могло произойти с вертолетом, чем осложняются поиски, и развеяли некоторые слухи.
На вопросы собравшихся отвечали руководитель поисковой операции - и.о. начальника Западно-Сибирского межрегионального территориального Управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Вячеслав Сороговец, заместитель председателя Правительства Республики Тыва Шолбан-оол Иргит, начальник Главного управления МЧС России по РТ Андрей Назаров.
Работали и хотели порыбачить?
Вячеслав Сороговец рассказал, что вертолет Ми-8 в соответствии с поданной заявкой вылетел с посадочной площадки Соруг в аэропорт Кызыла и должен был прибыть в столицу в полдень по местному времени. По представленным документам, воздушное судно на момент вылета было исправным. Сотрудники «Тува-авиа» прошли подготовку к полету и предполетный медицинский контроль, на что есть соответствующие записи в документах. Экипаж выполнял работы по заявке строительной компании ООО СК «СтройЛайн». В расчетное время он на связь не вышел, никаких сигналов от него не поступало. На борту предположительно находились 14 человек – три члена экипажа, два авиатехника, шесть зарегистрированных пассажиров – они купили билеты, и три человека без регистрации. Они сели на борт в последнюю минуту, и не были оформлены.
«Вертолёт выполнял перелеты по установке снегозамерного оборудования, - пояснил он, - а также по высадке людей для сплава в районе реки Соруг 7 и 8 октября – в оставшееся время люди планировали, наверно, половить рыбы - было такое предусмотрено. Мы предполагаем, что при следовании на аэродром Кызыла Ми-8 был максимально загружен. Кроме оборудования для работ, на борту находились лодки, моторы, продукты, в общей сложности около тонны груза, но о перегрузе ничего сказать пока не могу, всё нужно проверять. Если они рыбачили, мы предполагаем, что в вертолете была еще и рыба».
Нахождение на борту Ми-8 врача-уролога республиканской больницы Хакасии Сороговец прокомментировал следующим образом: «Заказчик рейса - руководитель компании «СтройЛайн» Сергей Стрельников был на борту, врач – друг заказчика».
Шолбан-оол Иргит по этому поводу сказал следующее: «Осенью и весной «Тува-авиа» получает заказы от Гидрометцентра, Саяно-Шушенской ГЭС на замеры толщины снега и другие. Компания рейс оплачивает, а кого и как она везет, это уже не наше дело».
Сигнал телефона и маячок
Ми-8, по словам Вячеслава Сороговца, оборудован так называемым маячком, который в случае аварийной ситуации должен был подать сигнал. «Этот маячок показывает, какой стране принадлежит воздушное судно, какой авиакомпании, и координаты его нахождения. Почему-то сигнала не было, я не могу сказать, сработал маячок или нет».
В первые часы после исчезновения вертолета в МЧС поступала информация о сигналах с сотовых телефонов пропавших людей. «Спутниковый телефон был у Стрельникова, но сигнала с него не было, - поясняет Сороговец. – К нам обращались родственники пропавших и рассказывали о том, что через два дня после исчезновения борта они получили смску о том, что абонент в сети. У сотовых компаний нет конкретных объяснений этому. Единственное, что мы смогли «выжать» из этой информации – это сектор направления поисков».
В тот же день радиотехнический поиск пропавшего Ми-8 выполнял самолет Бе-200, оборудованный тепловизором, в первые часы он мог уловить сигналы бедствия, которые мог подавать вертолет. Но результатов нет. Помимо этого, на связь с пропавшим бортом пытались выйти все самолеты, пролетавшие в тот день над республикой. «Когда Ми-8 пропал, была объявлена тревога, - поясняет Вячеслав Сороговец. – В связи с этим диспетчерский состав Красноярска, Новосибирска выходил на связь со всеми пролетающими над территорией Тувы с просьбой о том, чтобы они попытались связаться с Ми-8. Но экипаж вертолета на эти сигналы не откликнулся».
Маршруты со слов
Изначально территория поиска была очень широкой, но после разговора с очевидцами, она стала сужаться. Сейчас пропавший борт ищут в Тоджинском и Каа-Хемском районах. «Сотрудник ГИМС наблюдал вертолет, по цвету похожий на пропавший, - рассказывает Сороговец. – Мы проверили: в тот момент там больше никто не пролетал. Еще один человек ремонтировал машину и видел, в какую сторону летел Ми-8. Еще два очевидца рассказали, что погода в тот день была очень плохая – сильный порывистый ветер и мокрый снег». Всего опрошено более 600 человек. Несколько дней назад в МЧС поступил сигнал, что один из охотников почувствовал запах горелого масла. Чтобы уточнить эту информацию, к нему направились сотрудники МЧС.
По словам Вячеслава Сороговца, совещания по координации поиска проводятся дважды в день - утром и вечером. «Тщательно проверяем информацию, поступающую в штаб от родственников разыскиваемых, экстрасенсов, шаманов, предсказателей, мы всегда готовы выслушать и учесть мнение всех, кто что-либо знает о полете этого борта, - заверил он. - Нам даже поступала информация, что воздушное судно полетело в Монголию. Мы проверили: улететь туда им не позволял запас топлива. Разрабатывали версию, что Ми-8 мог где-то дозаправиться, но это не подтвердилось.
Была версия и о том, что вертолёт упал в озеро. Мы осмотрели водоёмы, но ничего не нашли. И даже болота, которые есть на этой территории, мелкие, и затонуть там борт не мог. Мы осматривали все ущелья, где вертолет мог «проскочить», искали скопления птиц и животных в районе – а они первые вестники – и тоже ничего».
Погода как помеха
За две недели обследовано более 40 тысяч квадратных км. территории, выполнено 90 полетов на 284 часа. Каждый день на воздушных судах находятся по 7-8 спасателей Тувинской региональной поисково-спасательной базы. В состав каждой группы спасателей привлекают опытных пилотов-ветеранов «Тыва-Авиа», которые хорошо знают маршруты и особенности выполнения полетов этой местности. Осмотр территории выполняется методом параллельного галсирования (самолеты летают туда-сюда, с шириной между пролетами не более 400-500 метров), - объясняет Сороговец.
Андрей Назаров рассказал, что территория поисков очень сложная и большая - порядка 72 тыс. кв. км., и не везде получается просмотреть всю площадь с воздуха – где-то очень густые деревья и они полностью закрывают обзор, поэтому большая надежда возлагается на наземный поиск. Но погода усложняет ведение поисковой операции – кое-где высота снега достигает 50-70 см. «Нам помогают спасатели из Красноярска, Абакана, - говорит он. - Борт ищут 11 снегоходов МЧС, 2 снегоболотохода «Лось», спасатели сплавляются по рекам, люди ходят пешком, в день им удается пройти по несколько километров».
По словам Шолбан-оола Иргита, сразу по получении известия о пропаже вертолета, главой республики был объявлен режим чрезвычайной ситуации. Сейчас поиски ведут не только МЧС, но и другие федеральные структуры. Помогают искать вертолет и сотрудники работающих в Тоджинском районе компаний. В день пропавший борт ищут от 200 до 500 человек. Помимо этого, к поиску будут привлечены профессиональные парашютисты-десантники, их «сбросят» в тех районах, где труднодоступная местность. «Наземные поиски мы не будем прекращать до тех пор, пока позволяют погодные условия», - заверил собравшихся Иргит. Он также опроверг информацию о том, что родственники пропавших собирают деньги на их поиски. Вице-премьер отметил, что поисковые мероприятия очень затратные, поскольку привлекаются много воздушных бортов, но эти расходы взяло на себя МЧС, кроме того выделяются средства из бюджета республики.
Три версии
В четверг, 23 октября по факту исчезновения вертолета Западно-Сибирским следственным управлением на транспорте Следственного комитета РФ возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта».
Следователи полагают, что c вертолетом произошла авиакатастрофа. Они рассматривают три версии: техническая неисправность, ошибка пилотирования, а также неблагоприятные метеоусловия.
По мнению Вячеслава Сороговца, сложные метеорологические условия могли сыграть трагическую роль. По его словам, вертолет мог попасть в «снежный заряд» и получить обледенение. Он считает, что борт метался и искал выход из непогоды.
На вопрос, есть ли шанс, что люди живы, он ответил, что нужно надеяться на это, хотя не стал скрывать, что шансов мало.
В завершении пресс-конференции Вячеслав Сороговец еще раз отметил, что поиски будут продолжаться, пока позволяет погода.
О Бауман
Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!