— Расскажите, пожалуйста, о защите прав предпринимателей при осуществлении антимонопольного законодательства.
Галина Соболева
из г. Кызыла.
На вопрос отвечает заместитель начальника отдела прокуратуры Республики Тыва по надзору за соблюдением федерального законодательства Чинчи Ховалыг:
— Для развития конкуренции в современных условиях огромную актуальность приобретает вопрос о снятии в сфере предпринимательской деятельности ограничений, которые являются излишними, либо изменение системы регулирования отношений, направленное на сокращение чрезмерного воздействия на предпринимателей.
Федеральный закон от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внося поправки в отдельные законодательные акты Российской Федерации, существенно сократил возможность признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, занимающего небольшую долю товарного рынка. В связи с этим, теряет силу ч. 6.1 ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что исключает возможность признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определенного товара не превышает 35 процентов (за исключением случаев коллективного доминирования, а также случаев, прямо предусмотренных законодательством РФ).
Кроме того, Федеральный закон № 275-ФЗ изменил ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», предусматривая исключение из сферы антимонопольного регулирования действий хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, связанных с ущемлением интересов граждан и организаций, — в случаях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Антимонопольные запреты будут применяться лишь в случае, если действия доминирующего на товарном рынке хозяйствующего субъекта приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Также Федеральный закон № 275-ФЗ предусматривает упразднение реестра лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше 35 процентов. Это существенно сократит административные обременения включенных в него компаний. При этом упразднение реестра не должно привести к снижению уровня ответственности доминирующих на рынке хозяйствующих субъектов за антимонопольные правонарушения. Доминирующее положение хозяйствующих субъектов будет устанавливаться в обязательном порядке в рамках каждого антимонопольного дела о нарушении ст. 10 Закона «О защите конкуренции».
Во-первых, сохранено положение о том, что соглашение о совместной деятельности может быть признано допустимым (ч. 1 ст. 13 Закона «О защите конкуренции» дополнена указанием на возможность признания допустимыми соглашений о совместной деятельности).
Во-вторых, ст. 27 Закона «О защите конкуренции» дополнена положением о том, что соглашения о совместной деятельности хозяйствующих субъектов - конкурентов, заключаемые без образования юридического лица, подлежат предварительному согласованию с антимонопольным органом по правилам экономической концентрации в случае, если стоимость активов участников такого соглашения превышает 7 млрд. руб. (выручка свыше 10 млрд. руб.).
В-третьих, предусмотрено, что участники соглашения о совместной деятельности, если такое соглашение не требует предварительного согласования с антимонопольным органом, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о соответствии такого соглашения требованиям антимонопольного законодательства, которое подается в порядке, предусмотренном ст. 35 Закона «О защите конкуренции». В этом случае антимонопольный орган принимает решение о соответствии или несоответствии такого соглашения требованиям антимонопольного законодательства, исходя из положений ст. 13 Закона «О защите конкуренции».
В-четвертых, для исключения возможности применения к соглашению об осуществлении совместной деятельности ст. 11 Закона «О защите конкуренции», закрепляющей запрет на антиконкурентные соглашения, указанная статья дополнена положением о том, что ее требования не распространяются на соглашения о совместной деятельности, заключенные с предварительного согласия антимонопольного органа.